ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6002/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 13 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1890/2020 (УИД 22RS0015-01-2020-003058-23) по иску администрации Первомайского района к Торопчиной Олесе Михайловне о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты,
по кассационной жалобе администрации Первомайского района Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация Первомайского района Алтайского края обратилась в суд с иском к Торопчиной Олесе Михайловне (далее – Торопчина О.М., ответчик) о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты.
В обоснование своих требований указывала на то, что постановлением администрации Первомайского района Алтайского края от 20 сентября 2017 г. №1314 Торопчина О.М. включена в число участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «Молодые специалисты на селе» и 15 мая 2019 г. Торопчиной О.М. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №210 на сумму 1 155 546 руб. 29 мая 2019 г. денежные средства перечислены на счет ответчика. За счет данных средств ответчиком приобретена квартира.
В ходе проверки, проведенной Министерством сельского хозяйства Алтайского края, выявлено нецелевое использование бюджетных средств - излишняя выплата Торопчиной О.М. социальной выплаты в размере 70 346 руб.
Администрация Первомайского района Алтайского края просила взыскать с ответчика в качестве неосновательного обогащения в пользу бюджета администрации Первомайского района Алтайского края денежные средства в сумме 70 346 руб.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 30 сентября 2020 г. исковые требования администрации Первомайского района Алтайского края удовлетворены. С Торопчиной О.М. в пользу администрации Первомайского района Алтайского края взысканы денежные средства в сумме 70 346 руб. С Торопчиной О.М. в доход муниципального образования городского округа г. Новоалтайска Алтайского края взыскана государственная пошлина в сумме 2 310,38 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 декабря 2020 г. решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 30 сентября 2020 г. отменено, принято по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований администрации Первомайского района Алтайского края отказано.
В кассационной жалобе администрация Первомайского района Алтайского края просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Торопчиной О.М. поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Постановлением администрации Первомайского района Алтайского края от 20 сентября 2017 г. №1314 Торопчина О.М. с составом семьи три человека включена в число участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года».
Министерством сельского хозяйства Алтайского края от 15 мая 2019 г. Торопчиной О.М. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 155 546 рублей. 29 мая 2019 г. денежные средства перечислены на счет получателя Торопчиной О.М.
6 июня 2019 г. Торопчиной О.М. по договору купли-продажи, с учетом дополнительного соглашения к нему от 11 июня 2019 г. приобретена трехкомнатная квартира общей площадью № кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, за 1 650780 руб., из которых: 495 234 руб. оплачены за счет покупателя, 1 155 546 руб. - социальная выплата по программе «Устойчивое развитие сельских территорий».
Стоимость одного квадратного метра приобретенного ответчиком жилья фактически составила 28 709 руб. (1 650 780/57,5), что меньше стоимости, утвержденной приказом Министра сельского хозяйства Алтайского края от 4 апреля 2019 г. № 45 в размере 30 570 рублей.
Министерством сельского хозяйства Алтайского края в адрес главы администрации Первомайского района 4 июля 2019 г. направлена информация о нецелевом использовании бюджетных средств при приобретении участниками подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» жилья, в том числе Торопчиной О.М. в размере 70 377 рублей.
Разрешая исковые требования администрации Первомайского района Алтайского края, суд с учетом положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 2 октября 2018 г. №377, пришел к выводу о том, что ответчику социальная выплата перечислена в большем размере в связи с фактической стоимостью 1 кв.м., менее установленной Министерством сельского хозяйства Алтайского края нормы, в связи с чем данная денежная сумма была расценена в качестве неосновательного обогащения.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что то обстоятельство, что ответчиком приобретено жилое помещение большей площадью (57,5 кв.м.), но меньшей стоимостью 1 кв.м. (28 709 рублей), не свидетельствует о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, поскольку ни нормами действующего законодательства не предусматрена возможность перерасчета социальной выплаты в случае приобретения жилья большей площадью, но меньшей стоимостью 1 кв.м. Перерасчет социальной выплаты предусмотрен лишь в случае приобретения жилья меньшего размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (с учетом изменений от 8 февраля 2019 г. N 98 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717") утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее -Типовое положение).
Согласно Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2).
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 11 к Государственной программе, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года (пункт 13 Типового положения).
Орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья (пункт 14 Типового положения).
В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (абзац 1 пункта 15 Типового положения).
В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья (абзац 2 пункта 15 Типового положения).
Постановлением Правительства Алтайского края от 2 октября 2018 г. №377 утверждены Правила предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в рамках вышеуказанной федеральной программы (далее – Правила). Данные Правила действовали до 25 декабря 2019 г. и утратили действие в связи с принятием Правительством Алтайского края Постановления от 20 декабря 2019 г. №53 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края».
Согласно пункту 2.12. Правил в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной приказом Министерства, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (абзац 1).
В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района (городского округа), размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади (абзац 2 пункта 2.12. Правил).
Приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 4 апреля 2019 г. № 45 утверждена стоимость 1 кв. метра общей пощади жилья в сельской местности Алтайского края на 2019 год – 30570 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, верно установил, что Торопчиной О.М. в собственность была приобретена квартира площадью 57,5 кв. м по цене 1650780 рублей, поэтому фактическая стоимость приобретенного ответчиком 1 кв. м составляет 28709 рублей, то есть менее стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определенной приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 4 апреля 2019 г. № 45 в 30570 рублей.
Следовательно, размер социальной выплаты, подлежащей выплате Торопчиной О.М., должен составлять 1085200 рублей, из расчета: 28709 рублей - фактическая стоимость 1 кв. м общей площади x учетную норму площади на семью из 3х человек 54 кв. м x 70%.
Таким образом, денежные средства, предоставленные Торопчиной О.М. в качестве социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы в сумме 70346 рублей (из расчета 1155546 рублей – 1 085200 рублей) являются излишне полученными, а потому правомерно взысканы с ответчика в пользу истца.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом обязанность возвратить неосновательное обогащение не зависит от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку Торопчина О.М. получила социальную выплату в размере, превышающем размер, установленный законодательством с учетом площади приобретенного ею жилья, соответственно, сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания суммы, а также отсутствии неосновательного обогащения противоречит вышеназванному правовому регулированию с учетом специальных норм о перерасчете суммы в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти.
Приведенным нормативным положениям обжалуемое апелляционное определение не отвечает.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали предусмотренные процессуальным законом (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения об отказе в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 декабря 2020 г. отменить.
Оставить в силе решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 30 сентября 2020 г.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева