Дело № 2-1731/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Степанниковой Е.П.,
с участием представителя истца Кушнаренко Н.В. – адвоката Веригиной Н.Н., действующей на основании ордера №... от 06.09.2018,
представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №... от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кушнаренко Н.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать Администрацию г. Новошахтинска заключить с ней, зарегистрированной и проживавшей в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2019.
В обоснование заявленных требований истец указала, что зарегистрирована в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения №... от 09.02.2015 и дополнительного соглашения № 1 (17-1) к договору социального найма жилого помещения №... от 09.02.3015.
Дом №... по <адрес> признан непригодным для постоянного проживания по критериям безопасности. Она включена в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под ТЭО №.... Указанный список утвержден 29.04.2016 протоколом АЯ-237 пр. Вместе с ней в списки на переселение был включен К.И.З., который .. умер. В связи с чем, на настоящий момент времени ей положена социальная выплата как одиноко проживающему гражданину на приобретение жилья площадью 33 кв.м.
Она предоставила в Администрацию г. Новошахтинска весь необходимый пакет документов, и написала заявление о том, что желает на выделенную ей социальную выплату купить жилье на вторичном рынке.
Администрация города заверила, что при поступлении финансирования по программе переселения граждан из ветхого жилья, с ней будет заключен соответствующий договор о предоставлении социальной выплаты.
На ее заявление, поданное в 2017 году с просьбой предоставить социальную выплату, она получила ответ от Администрации г. Новошахтинска, что выплата будет ей предоставлена после поступления денежных средств в 2018 финансовом году. При обращении в Администрацию г. Новошахтинска в январе 2018 года, ей был дан ответ, что при наличии денежных средств на специализированном счете в Администрации г. Новошахтинска договор заключат в 2018 году. Тем не менее, при поступлении денежных средств на счет администрации в феврале 2018 года ее в список расчета размера предоставляемых субсидий не включили, объясняя это тем что деньги закончились.
Считает, что Администрация г. Новошахтинска немотивированно и необоснованно отказывается от заключения с ней договора о предоставлении социальной выплаты.
Пунктом 1.5. Положения о порядке содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013 года, установлено, что установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является исключительным правом Администрации города – получателя бюджетных средств.
Считает, что она имеет преимущественное право на получение социальной выплаты по следующим основаниям.
Во-первых, проживать в доме №... по <адрес> опасно, так как дом находится в непригодном для проживания состоянии. Дом рушится, на стенах и на полу плесень, сырость, стены все в трещинах, фундамент просел. В связи с чем она вынуждена съехать для проживания на съемное жилье.
Во-вторых, она является пенсионером по старости с 2003 года, страдает рядом хронических заболеваний: ИБС, нестабильная стенокардия, стабилизаци стенокардии напряжения ФК2 от 19.03.2018г., хронический калькуленый пиелонефрит. Регулярно я проходит лечение амбулаторно и стационарно.
В-третьих, дом №... по <адрес> фактически представляет собой дом на четыре хозяина. Каждая часть дома имеет самостоятельный изолированный выход. Собственникам трех частей их дома социальные выплаты уже предоставлены и все они переселены. Фактически в доме не расселенной осталась только она. В связи с чем она имеет право на первоочередное получение социальной выплаты.
В судебное заседание истец Кушнаренко Н.В. не явилась, о дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием адвоката Веригиной Н.Н. Дело рассмотрено в отсутствие истца Кушнаренко Н.В. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Кушнаренко Н.В. – адвокат Веригина Н.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска – Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражении на заявленные требования, приобщенным к материалам дела. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий в том числе и по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил).
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8 Правил)
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 11-14).
Как следует из материалов дела, в Дополнительный список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ ш. «Несветаевская» АО «Ростовуголь» под № ТЭО 499 включены двое человек – истец и К.И.З. (л.д. 15).
Из материалов дела следует, что К.И.З. умер .. (л.д. 10), в связи с чем подлежит исключению из указанного Списка в соответствии с п. 8 Правил… и без дополнительного обращения истца с соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует, что 13.11.2016 Кушнаренко Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на предоставление соцвыплаты, на что 12.12.2017 был дан ответ, что список граждан подлежащих переселению и расчета размера предоставляемых в 2017 году социальных выплат для приобретения жилья, на 2017 год сформирован на весь объем денежных средств. Вопрос о заключении с ней договора может быть решен в 2018 году.
В 2018 году Администрация г. Новошахтинска в ответ на обращение истца с тем же вопросом, разъясняет, что при наличии денежных средств в 2018 году, может быть рассмотрен вопрос о заключении с истцом договора о предоставлении соцвыплаты.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицала факт наличия между сторонами спора указанной переписки.
В обоснование доводов, заявленных в возражении на заявленные требования, представитель ответчика указывает, что вопрос о переселении истца не может быть разрешен, поскольку удовлетворение ее требований повлечет нарушение прав лиц, включенных в основные Списки граждан.., а также, что истец не обладает преимущественным правом на переселение.
Суд находит позицию ответчика ошибочной, основанной на неверном понимании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403 (ред. от 03.11.2015, с изм. от 12.05.2017), ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.
Согласно п. 1.5 Положения…, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что дом, в котором проживает истец, является четырех квартирным, жители трех квартир данного дома переселены, причем жители двух квартир в третьем квартале 2016 года – практически сразу после включения их в Список граждан…, жители одной квартиры – еще в 2014 году.
Пояснить суду что препятствовало Администрации г. Новошахтинска в 2016 году переселить всех граждан, включенных в Список… по данному адресу, представитель ответчика не смогла, как и не дала пояснений в отношении того, почему указанный вариант переселения, выбранный Администрацией г. Новошахтинска, не нарушает права граждан, включенных воОсновные Списки граждан…, а удовлетворение требования истца в судебном порядке – нарушает.
Изложенное выше, позволяет суду сделать вывод о том, что Администрация г. Новошахтинска, переселив всех жильцом дома №... по <адрес> (кроме семьи истца), умышленно, по неустановленным причинам, при наличии полного пакета документов, представленного истцом, уклонилась от заключения с ней договора о предоставлении соцвыплаты. Причины и обоснования проведения столь выборочного варианта переселения, ответчиком Администрацией г. Новошахтинска суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что в настоящее время истец вправе требовать направление данной выплаты на приобретение жилья на вторичном рынке.
Доводы ответчика Администрации г. Новошахтинска о том, что истцу не отказывали в заключении договора о предоставлении социальной выплаты в текущем году, а лишь указывали на отсутствие финансирования, а обязательства 2019 года еще не наступили, суд отклоняет как несостоятельные, противоречащие положениям с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403 (ред. от 03.11.2015, с изм. от 12.05.2017), в соответствии с которым, как указано выше, при наличии полного пакета документов и граждан, включенных в Список.., на ответчике лежит обязанность по проведению анализа информационных карт и формированию предложений по количеству граждан, подлежащих переселению, и необходимых для этого объемах финансовых средств.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.
С учетом изложенного, суд полагает, что действия ответчика, уклоняющегося от заключения с истцом договора о предоставлении социальной нарушают права истца, и подлежат пресечению, а заявленные требования – удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию г. Новошахтинска заключить с Кушнаренко Н.В., зарегистрированной в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение составлено в окончательной форме 25.10.2018.