Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2023 года
Дело № 2-629/2023
УИД 51RS0021-01-2023-000545-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2023 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко А.А.
при секретаре Власовой Ю.М.
с участием истца Рябко И.В.
представителя ответчика Шамшутдинова Р.Ш.
представителя третьего лица Акимова А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябко Игоря Васильевича к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск о признании незаконным начисления задолженности по оплате за найм жилого помещения,
установил:
Рябко И.В. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее – ответчик, Комитет) о признании незаконным начисления задолженности по оплате за найм жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что истец проживает в муниципальном жилом помещении на основании договора служебного найма жилого помещения по адресу: ***. Согласен с единым подходом к расчету размера платы за наем жилого помещения по договору найма служебных жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, установленных методическим указаниями установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденными приказом Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр и Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 03.11.2020 № 1751.
Вместе с тем, ответчик в период с января 2021 года по сентябрь 2022 года недобросовестно выполнял указания Минстроя России, Постановления № 1751 и своевременно не индексировал размер платы за найм жилого помещения в связи с изменением средней цена за 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья по Мурманской области. Пытаясь вернуть упущенную не по его вине выгоду, ответчик начислил задолженность за период с 01.01.2021 по 30.09.2022 в размере 3 452, 61 руб.
Считает, что начисление задолженности за вышеуказанные период и размер, не законно, не предусмотрено указаниями Минстроя России и Постановлением № 1751.
Учитывая изложенное, просил признать незаконным и отменить начисление задолженности по оплате за найм жилого помещения за период с января 2021 года по сентябрь 2022 года в размере 3 452,61 руб.
В судебном заседании истец Рябко И.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика КИО администрации ЗАТО г. Североморск Шамшутдинов Р.Ш. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы письменных возражений, из которых следует, что в обоснование требований истец указывает на нарушение Комитетом положений Постановления Правительства РФ от 12.12.2014 № 1356 «О порядке установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» (далее - Порядок), утвердившим правила установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а также, в этой связи, выражается несогласие с произведенной за период январь 2021 - сентябрь 2022 корректировкой платы за наем жилого помещения по адресу ***.
Согласно п. 1 Порядка настоящие правила определяют порядок установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, заключаемым в соответствии с типовым договором найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 1318 «О регулировании отношений по найму жилы помещений жилищного фонда социального использования», которое, как следует из его преамбулы, постановлено во исполнение части 6 статьи 91.1 и пункта 2 части 1 статьи 91.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 91.1 ЖК РФ по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона - лицо, указанное в части 1 статьи 91.2 настоящего Кодекса (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В силу ст. 91.5 ЖК РФ предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом, которые, как следует из пп. 1 п. 1 ст. 19 ЖК РФ относятся к жилищному фонду социального использования. Таким образом, из указанных правовых норм в их взаимосвязи представляется возможным сделать вывод о том, что Порядок регулирует установление, изменение и ежегодную индексацию платы за наем жилого помещения в наемном доме социального использования или являющегося наемным домом социального использования жилого дома.
Занимаемое истцом жилое помещение по адресу *** на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 является муниципальной собственностью ЗАТО г. Североморск, Постановлением администрации г. Североморска от 05.09.1996 № 422 «Об отнесении жилой площади к числу служебной» отнесено к числу служебного, на основании Постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 08.08.2007 № 594-2 «О выделении служебной жилой площади» предоставлено истцу на весь срок службы по договору найма служебного жилого помещения от 04.09.2007 № 961. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 92 ЖК РФ жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, предоставление которых регулируется разделом IV настоящего Кодекса. Следовательно, положения Порядка не распространяются на служебные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с чем доводы истца, основанные на несоответствии корректировки платы за наем жилого помещения требованиям Порядка, не обоснованы.
Средняя цена 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья по Мурманской области определяется по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) (п. 2.3 Положения). Данная цена изменяется ежеквартально, при этом, публикация цены в ЕМИСС происходит в квартале, следующем за расчетным кварталом. Анализ методических рекомендаций позволяет утверждать об отсутствии в них порядка и срока применения актуальных данных Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в ЕМИСС. Механизм реализации изменения размера платы за наем, установленный п. 13 ст. 155 ЖК РФ, при ежеквартальном изменении средней цены 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации и применении актуальных данных ЕМИСС, методическими рекомендациями и жилищным законодательством не урегулирован. Фактически, уполномоченный орган лишен возможности получить сведения о дате публикации в ЕМИСС информации об изменении средней цены 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья по Мурманской области. Следовательно, достоверно подтверждается тот факт, что размер платы за наем не зависит от волеизъявления администрации ЗАТО г. Североморск либо органа, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества ЗАТО г. Североморск - Комитета. Вместе с этим, письмом от 10.11.2020 № 6657 Комитет уведомил ООО «ЕРЦ», осуществляющего функции платежного агента, о вступлении с 01.01.2021 Положения и, как следствие, необходимости уведомления нанимателей жилых помещений по договорам найма служебных жилых помещений путем размещения информации на платежных документах. Письмом от 24.11.2020 № 7053 Комитет дополнительно уведомил ООО «ЕРЦ» о необходимости уведомления нанимателей жилых помещений по договорам найма служебных жилых помещений о введении с 01.01.2021 платы за пользование жилым помещением путем оформления отдельных уведомлений с доставкой в почтовые ящики нанимателей жилых помещений в ноябре 2020 года. Данное уведомление направлялось во исполнение п. 13 ст. 155 ЖК РФ и содержало информацию о вступлении с 01.01.2021 Положения, а также возможности ознакомления с ним в газете «Североморские вести» от 06.11.2020 № 44 и официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования ЗАТО г. Североморск. Также для разъяснения возникающих вопросов нанимателям было предложено обратиться в Комитет.
Таким образом, все наниматели были уведомлены об обязанности по оплате за жилое помещение, занимаемое по договору найма служебного жилого помещения, в соответствии с требованиями Положения, включающим в себя в качестве одной из составляющих формулы такой оплаты среднюю цену 1 кв. м на вторичном рынке жилья по Мурманской области, определяемую по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС). При должной степени заботливости и осмотрительности, какая требуется от нанимателя по характеру обязательства и условиям оборота, наниматель, в целях надлежащего исполнения обязательств, был не лишен возможности ознакомиться с Положениями, размещенными в открытом доступе, равно как и в случае сомнения в правильности начислений обратиться за соответствующими разъяснениями в ЕРЦ, Комитет, администрацию ЗАТО г. Североморск. С учётом того, что обязанность по внесению платы за наем установлена законом, наниматель, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленный законодательством срок. Требование истца фактически направлено на освобождение его от оплаты за наем за период с 01.01.2021 по 30.09.2022 в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами. Однако, каких-либо положений, позволяющих освободить нанимателей от обязательства заплатить за наем в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, даже в случае отсутствия информирования об изменении размера платы за жилое помещение, действующим законодательством не установлено.
Просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «ЕРЦ» Акимов А.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, указав, что в рамках исполнения распорядительного письма Принципала от 12.11.2020 № 6720, - расчетным центром были распечатаны и доставлены в почтовые ящики жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск и переданных в пользование гражданам по соответствующим договорам найма, уведомления об изменении с 01 января 2021 года порядка расчета размера платы за коммерческий, социальный и служебный наем. Указанные уведомления были доставлены в почтовые ящики 20 ноября 2020 года.
Согласно полученным распоряжениям, расчетным центром на оборотной стороне платежных документов для внесения платы за наем жилы помещений за расчетный период ноябрь 2020 года, был размещен информационный материал, включающий в себя в том числе информацию об изменении с 01 января 2021 года порядка расчета размера платы за наем и фактическом изменении размера платы за социальный, служебный и коммерческий найм жилых помещений. Обратил внимание суда на то, что в период, начиная с декабря 2020 по 27 октября 2022 года в адрес ООО «ЕРЦ» не поступали сведения от Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск об изменении средней цены 1 кв.м. на вторичном рынке жилья по Мурманской области. Отметил, что составление правовой оценки и оценки полноты, достаточности и актуальности необходимых сведений/документов и информации для осуществления расчетов не относится к компетенции расчетного центра.
27.10.2022 года в адрес расчетного центра поступило письмо Комитета от 20.10.2022 № 720, содержащее сведения об изменении средней цены 1 кв.м. на вторичном рынке жилья по Мурманской области за период января 2021 года по октябрь 2022 года и распоряжение об осуществлении корректировки размера платы за социальный. служебный и коммерческий наем за период с 01 января 2021 по 30 сентября 2022 года. в соответствии с представленными сведениям. На основании указанного распорядительного письма в расчетном периоде октябрь 2022 года. Расчетным центром осуществлена корректировка размера платы за наем жилых помещений, предоставленным нанимателями в пользование на основании договоров найма, заключенных с наймодателем. Вместе с тем, письмо, регламентирующее необходимость доведения в письменном виде до сведения нанимателей информации об изменении размера платы за наем жилых помещений в связи с изменением средней цены 1 кв.м. и предстоящей в связи с этим корректировкой размера платы за социальный, служебный и коммерческий наем за период с 01.01.2021 по 30.09.2022 года в адрес расчетного центра не поступало.
При принятии решения полагался на усмотрение суда.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 682 ГК РФ установлено, что размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
В силу п. 13 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Одним из расчетных коэффициентов платы за наем жилого помещения является средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений.
В соответствии с указанным приказом Минстроя России изданы постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 03.11.2020 № 1750 «Об утверждении Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда муниципального образования ЗАТО г. Североморск для нанимателей жилых помещений по договорам коммерческого найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 03.11.2020 № 1751 «Об утверждении Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма служебных жилых помещений, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования ЗАТО г. Североморск».
Данные нормативные правовые акты опубликованы в установленном порядке, недействительными не признаны.
Как следует из постановлений администрации ЗАТО г. Североморск от 03.11.2020 №№ 1750, 1751 размер платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, договору найма служебного жилого помещения, договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, определяется по формуле 1:
Пн = Нб * К * Кс * П, где
Пн - размер платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, договору найма служебного жилого помещения, договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда;
Нб - базовый размер платы за наем жилого помещения;
К - коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома;
Кс - коэффициент соответствия платы;
П - общая площадь жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, договору найма служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда (кв. м).
Базовый размер платы за наем жилого помещения определяется по формуле 2:
НБ = СРс * 0,001, где
НБ – базовый размер платы за наем жилого помещения по договорам социального найма, договорам найма служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда;
СРс – средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в Мурманской области.
На территории ЗАТО г. Североморск расчет платы за наем для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам коммерческого найма, договорам найма служебных жилых помещений, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования ЗАТО г. Североморск за период 2020-2022 годы осуществлялся в соответствии с указанными муниципальными нормативными актами.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 62.1 Устава ЗАТО г. Североморск, принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 № 218 (ред. от 25.01.2022), органы местного самоуправления ЗАТО г. Североморск от имени муниципального образования ЗАТО г. Североморск в порядке, установленном Советом депутатов, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО (далее муниципальным имуществом), в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО.
Согласно п. 2 ст. 8 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов МО ЗАТО город Североморск от 10.04.2012 № 256 (далее – Положение), уполномоченный орган по управлению имуществом от имени муниципального образования выступает собственником муниципального имущества, осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению муниципальной собственностью; заключает от имени муниципального образования договоры аренды, безвозмездного пользования и иных видов пользования с юридическими и физическими лицами муниципального имущества, является правопреемником арендодателя по договорам аренды государственного имущества, переданного в муниципальную собственность; выполняет иные функции в сфере управления имуществом.
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее - Комитет) является уполномоченным органом администрации ЗАТО г. Североморск по управлению и распоряжению муниципальной собственностью ЗАТО г. Североморск, входит в структуру администрации и действует в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования ЗАТО г. Североморск, решениями Совета депутатов ЗАТО г.Североморск, постановлениями и распоряжениями администрации и Положением о Комитете, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО город Североморск от 27.10.2020 № 18 (далее – Положение о Комитете).
К функциям КИО отнесено заключение от имени муниципального образования договоров аренды, безвозмездного пользования и иных видов пользования с юридическими и физическими лицами муниципального имущества, КИО является правопреемником арендодателя по договорам аренды государственного имущества, переданного в муниципальную собственность (пункт 3.1.17 Положения); осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете), изменении (ошибочно) уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним, администратором которых является Комитет (пункт 3.3.1 Положения).
В соответствии с Агентскими договорами по начислению платы за социальный, служебный и коммерческий наем и ежемесячному формированию платежных документов, организации сбора и приема платежей, заключенными между КИО (МКУ «Муниципальное имущество») и ООО «Единый расчетный центр», представителю собственника необходимо было письменно извещать ООО «Единый расчетный центр» об изменении тарифов (цен), порядка расчетов и иных обстоятельств, влияющих на размер предъявляемой плательщикам платы за жилые помещения, в срок до 17 числа текущего месяца (пункт 3.1.2 договора).
Как установлено судом, информация об изменении показателя средней цены 1 кв.м на вторичном рынке жилья по Мурманской области в ООО «Единый расчетный центр» для расчета платы за наем не направлялась, при том, что данный показатель, устанавливаемый уполномоченным органом ежеквартально, менялся.
Так, исходя из статистических данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Мурманской области стоимость 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации – Мурманская область – составляла в III квартале 2020 года – 53 765 рублей, в I квартале 2021 года – 55 715 рублей, во II квартале 2021 года – 59 380 рублей, в III квартале 2021 года – 60 760 рублей, в IV квартале 2021 года – 64 861, в I квартале 2022 года – 75 801 рубль, во II квартале 2022 года – 84 816 рублей, в III квартале 2022 года – 82 591 рубль.
В октябре 2022 года Комитетом имущественных отношений Администрации ЗАТО г. Североморск выявлены факты начисления платы за наем жилых помещений за период январь 2021 года – сентябрь 2022 года, не соответствующей установленным требованиям законодательства, дано указание платежному агенту произвести перерасчет.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минстроя России от 27.09.2016 №668/пр, изданы Постановление Администрации ЗАТО город Североморск от 03.11.2020 №1750 «Об утверждении Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда муниципального образования ЗАТО г. Североморск для нанимателей жилых помещений по договорам коммерческого найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и Постановление Администрации ЗАТО город Североморск от 03.11.2020 № 1751 «Об утверждении Положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма служебных жилых помещений, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования ЗАТО г. Североморск».
Указанные муниципальные НПА являются общедоступными, опубликованы в газете «Североморские вести» и размещены в официальном сетевом издании «Электронный бюллетень органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Указанными НПА определен порядок расчета размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений в зависимости от вида договора найма, базового размера платы за наём жилого помещения за 1 кв.м. общей площади жилого помещения с учетом коэффициентов, характеризующих качество, благоустройство жилого помещения, месторасположение дома и коэффициента соответствия платы. При этом при определении базового размера платы за наём используется средняя цена за 1 кв.м. общей площади на вторичном рынке жилья в Мурманской области. Данная цена изменяется ежеквартально, при этом, публикация цены в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) происходит в квартале, следующем за расчетным кварталом.
Следовательно, достоверно подтверждается тот факт, что размер платы за наем не является постоянной величиной, и в части установления коэффициента соответствия платы и средней цены 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья по Мурманской области не зависит от волеизъявления органа местного самоуправления, либо органа, осуществляющего полномочия, собственника муниципального имущества – КИО администрации ЗАТО г. Североморск.
При этом, суд учитывает, что письмом от 10.11.2020 исх. № 6657 КИО направил в адрес ООО «ЕРЦ» копии постановлений администрации №№ 1750,1751 от 03.11.2020, определяющих методику расчета размера платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, а также указал на необходимость применения в расчете показателя средней цены 1 кв.м. на вторичном рынке жилья по Мурманской области, которая определяется по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики и размещается в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).
По требованию КИО (исх. №6657 от 10.11.2020, исх. 7053 от 24.11.2020) информация об изменении с 01.01.2021 порядка расчета размера платы за наем размещена ООО «ЕРЦ» также на оборотной стороне платежных документов, выставленных за ноябрь 2020 года, а также путем направления разъяснения по адресу каждой квартиры, предоставленной нанимателям по договору социального, специализированного, коммерческого найма.
Причем, в тексте уведомления имелась ссылка на п. 13 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Тот факт, что в последующем более 1,5 лет расчет размера платы не был приведен в соответствие с установленной методикой, не свидетельствует о нарушении прав нанимателей, поскольку, Методические указания, определившие формулы расчета базовой ставки платы за найм и примененные администрацией г. Североморска в Положениях о расчете размера платы по пользование жилым помещением, подлежат применению в соответствии с п. 5 ст. 155 ЖК РФ.
В силу закона на представителя собственника жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности ЗАТО г. Североморска в лице КИО администрации ЗАТО г. Североморск возложена обязанность по использованию Методических указаний, а также разработанных на их основе нормативных документов, а именно Положений о расчете размера платы за наем жилых помещений, включая систематическое применение сведений о средней цене 1 кв.м. на вторичном рынке жилья по Мурманской области, что напрямую влияет на изменение размера платы за жилое помещение.
Анализируя вышеприведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в случае изменения размера платы ввиду увеличения/уменьшения тех составляющих формулы, размер которых не зависит от волеизъявления займодателя, а изменяется, в частности, из-за актуализации данных о средней цене 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в Мурманской области, не влечет обязанности наймодателя ежеквартально информировать нанимателей о соответствующем изменении в порядке ч. 13 ст. 155 ЖК РФ.
Согласно предмету и условиям Агентского договора по начислению платы за социальный, служебный и коммерческий наем и ежемесячному формированию платежных документов, организации сбора и приема платежей от 01.11.2020 № 294/20-КИО, заключенного между ООО «ЕРЦ» (Агент) и КИО (Принципал), Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательства по совершению от имени и за счет Принципала действий, связанных с ведением базы данных нанимателей, начислением платы за наем жилых помещений, формированием, подготовкой доставки и доставкой платежных документов, организации сбора денежных средств, вносимых нанимателями в счет исполнения своих денежных обязательств перед Принципалом, с ежемесячным предоставлением в адрес Принципала всех форм отчетности, предусмотренных Договором.
Письмом от 10.11.2020 (исх. № 6657) КИО направил в адрес Агента копии постановлений администрации №№ 1750, 1751 от 03.11.2020, определяющих методику расчета размера платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, а также указал на необходимость применения в расчете показателя средней цены 1 кв.м. на вторичном рынке жилья по Мурманской области, которая определяется по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики и размещается в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).
По требованию Комитета (письмо от 10.11.2020 исх. № 6657, от 24.11.2020 исх. № 7053) информация об изменении с 01.01.2021 порядка расчета размера платы за наем размещена ООО «ЕРЦ» на оборотной стороне платежных документов, выставленных за ноябрь 2020 года.
Поскольку стороны агентского договора от 01.11.2020 № 294/20-КИО действовали в рамках договорных отношений, а судом нарушения прав нанимателя не установлено, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным начисления задолженности по оплате за найм жилого помещения не имеется.
При этом, суд учитывает, что неисполнение обязанности по информированию об изменении размера платы и не направлении такого уведомления, не освобождает нанимателя об обязанности производить оплату за найм жилого помещения в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.
Таким образом суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь стаьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Рябко Игоря Васильевича к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск о признании незаконным начисления задолженности по оплате за найм жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий А.А. Ревенко