Решение по делу № 2-260/2024 от 06.02.2024

11RS0020-01-2024-000276-04

2-260/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

21 марта 2024 г.

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием представителя процессуального истца Дилигенской Т.В., представителя ответчика Жигуновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах несовершеннолетней Л к Открытому акционерному обществу "Усть-Вымская тепловая компания" о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор, действуя в интересах несовершеннолетней Л, с учетом уточнений, обратился в суд с иском к ОАО "УВТК" о взыскании компенсации морального вреда в размере 7000 руб.

В обоснование иска указал, что ответчик в период с 01.01.2021 по 31.12.2023 оказывал услуги по водоснабжению ненадлежащего качества, что установлено решением суда от 29.09.2023 и является нарушением прав несовершеннолетней как потребителя услуг.

Возражая против удовлетворения иска, ОАО "УВТК" в письменном отзыве указало, что поставку холодной воды до потребителя осуществляет ООО "УК "Микунь", при этом отсутствуют доказательства несоответствия качества воды, поставляемой в квартиру. Кроме того, ответчиком разработан план мероприятий по улучшению качества питьевой воды со сроком до 31.12.2025, в период действия которого качество воды может отклоняться от нормативного.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "УК "Микунь".

В судебном заседании представитель процессуального истца предъявленные требования поддержала, представитель ответчика иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон "О водоснабжении") водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения.

Договоры холодного водоснабжения заключаются между абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, и гарантирующими организациями (ч.2 ст.7 Закона "О водоснабжении").

Гарантирующей организацией, в силу положений п.6 ст.2 Закона "О водоснабжении", признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Законом "О водоснабжении"), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Часть 1 ст.12 Закона "О водоснабжении" предусматривает, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Законом "О водоснабжении") для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети "Интернет" (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") (ч.3 ст.12 Закона "О водоснабжении").

Установлено, что постановлением Администрации ГП "Микунь" от 10.01.2014 <Номер>, с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации ГП "Микунь" от 31.03.2014 <Номер>, ОАО "УВТК" определена гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения ГП "Микунь". Зоной деятельности гарантирующей организации определена территория МО ГП "Микунь" в части территории от первого распределительного городского колодца в район жилой и производственной застройки поселения.

Таким образом, ОАО "УВТК" осуществляет поставку питьевой воды в жилые и многоквартирные дома на территории ГП "Микунь" в соответствии с договорами холодного водоснабжения.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354).

Пункт 8 Правил №354 предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил №354 (то есть, или управляющая компания, или ресурсоснабжающая организация), при этом в пункте 30 Правил №354, регламентировано, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Из материалов дела следует, что начиная с 01.11.2016 на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения <Номер> и дополнительного соглашения к договору от 01.12.2019 <Номер> ОАО "УВТК" приняло на себя обязательства по подаче через присоединенную сеть холодной воды, в том числе в многоквартирный дом по адресу <Адрес>.

По условиям договора <Номер> ОАО "УВТК" обязано и вправе производить расчет и начисление платы для потребителей коммунальных услуг по настоящему договору (п.4.9 договора), составлять и распечатывать квитанции на оплату коммунальных услуг каждому потребителю и доставлять квитанции до потребителей (п.4.10 договора), всеми возможными способами (в том числе через суд) требовать и собирать с потребителей оплату за коммунальные услуги в соответствии с выставленными квитанциями, а также получать от потребителей денежные средства в оплату коммунальных услуг (п.4.11 договора).

Согласно п.7.1 договора <Номер> ОАО "УВТК" несет ответственность за качество предоставляемых коммунальных ресурсов, которое должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение режима и условий подачи коммунального ресурса.

Начиная с 01.09.2022, в соответствии с договором от 01.06.2023 <Номер> коммунальный ресурс (холодное водоснабжение и отвод сточных вод) для предоставления потребителям поставляется непосредственно потребителям на основании прямых договоров, заключаемых между потребителями и ОАО "УВТК" (пункты 2 и 3 договора).

Таким образом, ОАО "УВТК" фактически оказывало непосредственно потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу <Адрес> коммунальную услугу по холодному водоснабжению, тем самым заключив договор о предоставлении коммунальных услуг со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно (части 6 и 7 ст.157.2 ЖК РФ, пункт 30 Правил №354), и должно в силу положений п.149 Правил №354 нести гражданско-правовую ответственность за моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами №354.

При этом доводы стороны ответчика о том, что в связи с наличием договоров водоснабжения с управляющими организациями, последние должны нести ответственность за качество поставляемой потребителям питьевой воды, суд находит несостоятельными, так как в силу разъяснений, содержащихся в п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" исполнитель услуг является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц, следовательно, в сложившихся правоотношениях управляющие компании не являются самостоятельным субъектом ответственности перед истцом.

Согласно ч.1 ст.23 Закона "О водоснабжении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных ст.23 и ч.7 ст.8 Закона "О водоснабжении".

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч.4 ст.23 Закона "О водоснабжении").

В соответствии с п.1, п.2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении №1 к Правилам №354 (подп."д" п.3 Правил №354).

Пункт 2 приложения №1 к Правилам №354 предусматривает требования к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также устанавливает, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Требования к качеству холодного водоснабжения до 01.03.2021 были установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24.

Начиная с 01.03.2021 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, и СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2.

Согласно абз.1 п.75 СанПиН 2.1.3684-21, качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Таблицей 3.1 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 предусмотрены органолептические показатели питьевой воды, в том числе запах не более 2 баллов, цветность – не более 20 градусов, мутности – не более 1,5 мг/л.

В соответствии с п.556 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимая концентрация железа в питьевой воде системы центрального водоснабжения составляет 0,3 мг/л,

В соответствии с п.717 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимая концентрация марганца в питьевой воде системы центрального водоснабжения составляет 0,1 мг/л,

Таблицей 3.3 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 определены обобщенные показатели качества питьевой воды, в том числе химическое потребление кислорода (ХПК) не более 15,0 мгO2/дм куб, биохимическое потребление кислорода (БПК5) – не более 2,0 мгO2/дм куб., перманганатная окисляемость – не более 5,0 мг/дм3.

Таблицей 3.5 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 определены санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды систем централизованного питьевого водоснабжения, в том числе общее микробное число (ОМЧ) не более 50 КОЕ/см3, обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) – отсутствие, термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) – отсутствие.

По сведениям, содержащимся в экспертных заключениях ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" качество и безопасность питьевой воды, подаваемой ОАО "УВТК" абонентам на территории ГП "Микунь" с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, в период с 01.01.2021 по 31.12.2023 не соответствовало вышеуказанным гигиеническим нормативам, в том числе:

по заключению от 27.01.2021 <Номер> концентрация железа и марганца 20.01.2021 не соответствовала гигиеническим нормативам;

по заключению от 04.06.2021 <Номер> показатели ОКБ, цветность, мутность, перманганатная окисляемость и концентрация железа 26.05.2021 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 18.06.2021 <Номер> показатель ОКБ 10.06.2021 не соответствовал гигиеническим нормативам;

по заключению от 18.06.2021 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 10.06.2021 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 28.06.2021 <Номер> показатель ОКБ 21.06.2021 не соответствовал гигиеническим нормативам;

по заключению от 13.04.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 30.03.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 16.05.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 12.04.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 09.06.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 11.05.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 26.07.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 14.06.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 26.07.2022 <Номер> показатель ОКБ, концентрация железа и перманганатная окисляемость 12.07.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 26.07.2022 <Номер> перманганатная окисляемость 16.08.2022 не соответствовала гигиеническим нормативам;

по заключению от 24.11.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 08.11.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 19.12.2022 <Номер> концентрация железа, марганца и перманганатная окисляемость 05.12.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 19.01.2023 <Номер> показатели запах, цветность, перманганатная окисляемость и концентрация железа 16.01.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 02.02.2023 <Номер> показатели цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 23.01.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 14.02.2023 <Номер> концентрация марганца 06.02.2023 не соответствовала гигиеническим нормативам;

по заключению от 21.03.2023 <Номер> концентрация железа и марганца 13.03.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 10.04.2023 <Номер> показатели запах, цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа 05.04.2023, не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 28.04.2023 <Номер> показатели мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 18.04.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 12.07.2023 <Номер> показатель ОКБ 04.07.2023 не соответствовал гигиеническим нормативам;

по заключению от 29.09.2023 <Номер> показатели цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 19.09.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 29.09.2023 <Номер> показатели цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 02.05.2023, 07.06.2023, 08.08.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 13.10.2023 <Номер> показатели ОКБ, цветность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 04.10.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 23.11.2023 <Номер> показатели цветность, перманганатная окисляемость, концентрация марганца 08.11.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 14.12.2023 <Номер> показатели цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 05.12.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам.

Как отмечается в подп."а" п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Л, начиная с 02.08.2012, зарегистрирована по месту жительства и проживает в квартире по адресу <Адрес> следовательно, использует питьевую воду, поставляемую ответчиком в квартиру.

Поскольку ответчик в нарушение требований п.2 приложения №1 к Правилам №354 в период с 01.01.2021 по 31.12.2023 осуществлял поставку питьевой воды, качество которой не соответствовало гигиеническим нормативам, постольку несовершеннолетняя Л вправе требовать компенсации морального вреда в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей.

При этом доводы ответчика об отсутствии прямых доказательств несоответствия качества питьевой воды, поставляемой непосредственно в квартиру истца, суд находит неубедительными, так как исходя из разъяснений, содержащихся в п.22 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст.55 ГПК РФ.

Исследованные судом экспертные заключения свидетельствуют о том, что питьевая вода, подаваемая в централизованную систему холодного водоснабжения г.Микунь, не соответствовала гигиеническим нормативам, при этом ответчиком не представлено доказательств, указывающих на проведение с его стороны мероприятий по улучшению показателей качества питьевой воды при её поставке непосредственно потребителям.

В соответствии с ч.5 ст.23 Закона о водоснабжении в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч.6 ст.23 Закона о водоснабжении).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч.7 ст.23 Закона о водоснабжении).

На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (ч.9 ст.23 Закона о водоснабжении).

Таким образом, начисление платы за холодное водоснабжение допустимо не только после приведения качества воды к показателям, предусмотренным законодательством, но и в случае соответствия качества воды требованиям, установленным планом мероприятий по улучшению качества воды.

Вступившим в законную силу решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 29.09.2023 ОАО "УВТК" возложена обязанность в срок до 31.12.2025 обеспечить соответствие качества питьевой воды централизованной системы водоснабжения, подаваемой населению г.Микунь из поверхностного водоисточника реки Шежамка, по органолептическим и санитарно-химическим показателям, установленным главой III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", и прекратить противоправные действия, выразившиеся в ненадлежащей подготовке питьевой воды, подаваемой в систему централизованного водоснабжения для использования населением г.Микунь.

Указанным решением суда установлено, что приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 30.10.2019 <Номер> утверждена инвестиционная программа ОАО "УВТК" в сфере холодного водоснабжения, содержащая перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов централизованных систем холодного водоснабжения; перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; график реализации мероприятий инвестиционной программы в сфере водоснабжения, включая график ввода объектов централизованных систем водоснабжения в эксплуатацию, с техническим перевооружением ВОС в г.Микунь, в том числе, с установкой модульной системы камер хлопьеобразования с отстойниками; план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, снижению сбросов – по г.Микунь до 31.12.2025.

Реализация указанных в данной инвестиционной программе мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

В 2022 году ОАО "УВТК" разработан и утвержден план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями со сроком реализации до 31.12.2025. Указанный план согласован Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми письмом от 17.08.2022 <Номер>

Вышеназванным планом определено, что допустимый уровень качества питьевой воды на период реализации плана мероприятий, по таким показателям как цветность, при нормативном значении не более 20 градусов в период с 2019 г. по 2024 г. может составлять 457,5 градусов, мутность – 17,34 мг/л (при норме не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 21,0 мг/дм3 (при норме не более 5,0 мг/дм3), общее железо – 3,86 мг/дм3 (при норме не более 0,3 мг/дм3), марганец – 0,39 мг/дм3 (при норме не более 0,10 мг/дм3).

Вместе с тем, Законом о водоснабжении не предусмотрено освобождение исполнителя коммунальной услуги по холодному водоснабжению на период реализации плана мероприятий от гражданско-правовой ответственность за моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренной п.149 Правил №354, вследствие этого суд находит доводы стороны ответчика об обратном несостоятельными.

В соответствии со ст.15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Как отмечается в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В силу положений ст.151 и п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пунктах 25-30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" и принимает во внимание малолетний возраст потерпевшей, , отсутствие тяжелых последствий, а также длительность нарушения права на получение безопасной питьевой воды.

С учетом установленных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав Л как потребителя, подлежит удовлетворению в размере 3000 руб., данная сумма соразмерна последствиям допущенного ответчиком нарушения и позволит компенсировать перенесенные истцом страдания.

Согласно п.6 ст.13 Закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, при этом штраф взыскивается независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17).

При таких обстоятельствах, в пользу Л подлежит взысканию штраф в размере 1500 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Вымского района Республики Коми – удовлетворить.

Взыскать с Открытого акционерного общества "Усть-Вымская тепловая компания" (ОГРН <Номер>) в пользу Л компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 1500 руб., а всего 4500 (Четыре тысячи пятьсот) руб. 00 коп.

Взыскать с Открытого акционерного общества "Усть-Вымская тепловая компания" (ОГРН <Номер>) в доход бюджета муниципального образования муниципальный район "Усть-Вымский" государственную пошлину в размере 300 (Триста) руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

подпись

11RS0020-01-2024-000276-04

2-260/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

21 марта 2024 г.

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием представителя процессуального истца Дилигенской Т.В., представителя ответчика Жигуновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах несовершеннолетней Л к Открытому акционерному обществу "Усть-Вымская тепловая компания" о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор, действуя в интересах несовершеннолетней Л, с учетом уточнений, обратился в суд с иском к ОАО "УВТК" о взыскании компенсации морального вреда в размере 7000 руб.

В обоснование иска указал, что ответчик в период с 01.01.2021 по 31.12.2023 оказывал услуги по водоснабжению ненадлежащего качества, что установлено решением суда от 29.09.2023 и является нарушением прав несовершеннолетней как потребителя услуг.

Возражая против удовлетворения иска, ОАО "УВТК" в письменном отзыве указало, что поставку холодной воды до потребителя осуществляет ООО "УК "Микунь", при этом отсутствуют доказательства несоответствия качества воды, поставляемой в квартиру. Кроме того, ответчиком разработан план мероприятий по улучшению качества питьевой воды со сроком до 31.12.2025, в период действия которого качество воды может отклоняться от нормативного.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "УК "Микунь".

В судебном заседании представитель процессуального истца предъявленные требования поддержала, представитель ответчика иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон "О водоснабжении") водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения.

Договоры холодного водоснабжения заключаются между абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, и гарантирующими организациями (ч.2 ст.7 Закона "О водоснабжении").

Гарантирующей организацией, в силу положений п.6 ст.2 Закона "О водоснабжении", признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Законом "О водоснабжении"), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Часть 1 ст.12 Закона "О водоснабжении" предусматривает, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Законом "О водоснабжении") для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети "Интернет" (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") (ч.3 ст.12 Закона "О водоснабжении").

Установлено, что постановлением Администрации ГП "Микунь" от 10.01.2014 <Номер>, с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации ГП "Микунь" от 31.03.2014 <Номер>, ОАО "УВТК" определена гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения ГП "Микунь". Зоной деятельности гарантирующей организации определена территория МО ГП "Микунь" в части территории от первого распределительного городского колодца в район жилой и производственной застройки поселения.

Таким образом, ОАО "УВТК" осуществляет поставку питьевой воды в жилые и многоквартирные дома на территории ГП "Микунь" в соответствии с договорами холодного водоснабжения.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354).

Пункт 8 Правил №354 предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил №354 (то есть, или управляющая компания, или ресурсоснабжающая организация), при этом в пункте 30 Правил №354, регламентировано, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Из материалов дела следует, что начиная с 01.11.2016 на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения <Номер> и дополнительного соглашения к договору от 01.12.2019 <Номер> ОАО "УВТК" приняло на себя обязательства по подаче через присоединенную сеть холодной воды, в том числе в многоквартирный дом по адресу <Адрес>.

По условиям договора <Номер> ОАО "УВТК" обязано и вправе производить расчет и начисление платы для потребителей коммунальных услуг по настоящему договору (п.4.9 договора), составлять и распечатывать квитанции на оплату коммунальных услуг каждому потребителю и доставлять квитанции до потребителей (п.4.10 договора), всеми возможными способами (в том числе через суд) требовать и собирать с потребителей оплату за коммунальные услуги в соответствии с выставленными квитанциями, а также получать от потребителей денежные средства в оплату коммунальных услуг (п.4.11 договора).

Согласно п.7.1 договора <Номер> ОАО "УВТК" несет ответственность за качество предоставляемых коммунальных ресурсов, которое должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение режима и условий подачи коммунального ресурса.

Начиная с 01.09.2022, в соответствии с договором от 01.06.2023 <Номер> коммунальный ресурс (холодное водоснабжение и отвод сточных вод) для предоставления потребителям поставляется непосредственно потребителям на основании прямых договоров, заключаемых между потребителями и ОАО "УВТК" (пункты 2 и 3 договора).

Таким образом, ОАО "УВТК" фактически оказывало непосредственно потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу <Адрес> коммунальную услугу по холодному водоснабжению, тем самым заключив договор о предоставлении коммунальных услуг со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно (части 6 и 7 ст.157.2 ЖК РФ, пункт 30 Правил №354), и должно в силу положений п.149 Правил №354 нести гражданско-правовую ответственность за моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами №354.

При этом доводы стороны ответчика о том, что в связи с наличием договоров водоснабжения с управляющими организациями, последние должны нести ответственность за качество поставляемой потребителям питьевой воды, суд находит несостоятельными, так как в силу разъяснений, содержащихся в п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" исполнитель услуг является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц, следовательно, в сложившихся правоотношениях управляющие компании не являются самостоятельным субъектом ответственности перед истцом.

Согласно ч.1 ст.23 Закона "О водоснабжении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных ст.23 и ч.7 ст.8 Закона "О водоснабжении".

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч.4 ст.23 Закона "О водоснабжении").

В соответствии с п.1, п.2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении №1 к Правилам №354 (подп."д" п.3 Правил №354).

Пункт 2 приложения №1 к Правилам №354 предусматривает требования к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также устанавливает, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Требования к качеству холодного водоснабжения до 01.03.2021 были установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24.

Начиная с 01.03.2021 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, и СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2.

Согласно абз.1 п.75 СанПиН 2.1.3684-21, качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Таблицей 3.1 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 предусмотрены органолептические показатели питьевой воды, в том числе запах не более 2 баллов, цветность – не более 20 градусов, мутности – не более 1,5 мг/л.

В соответствии с п.556 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимая концентрация железа в питьевой воде системы центрального водоснабжения составляет 0,3 мг/л,

В соответствии с п.717 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимая концентрация марганца в питьевой воде системы центрального водоснабжения составляет 0,1 мг/л,

Таблицей 3.3 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 определены обобщенные показатели качества питьевой воды, в том числе химическое потребление кислорода (ХПК) не более 15,0 мгO2/дм куб, биохимическое потребление кислорода (БПК5) – не более 2,0 мгO2/дм куб., перманганатная окисляемость – не более 5,0 мг/дм3.

Таблицей 3.5 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 определены санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды систем централизованного питьевого водоснабжения, в том числе общее микробное число (ОМЧ) не более 50 КОЕ/см3, обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) – отсутствие, термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) – отсутствие.

По сведениям, содержащимся в экспертных заключениях ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" качество и безопасность питьевой воды, подаваемой ОАО "УВТК" абонентам на территории ГП "Микунь" с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, в период с 01.01.2021 по 31.12.2023 не соответствовало вышеуказанным гигиеническим нормативам, в том числе:

по заключению от 27.01.2021 <Номер> концентрация железа и марганца 20.01.2021 не соответствовала гигиеническим нормативам;

по заключению от 04.06.2021 <Номер> показатели ОКБ, цветность, мутность, перманганатная окисляемость и концентрация железа 26.05.2021 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 18.06.2021 <Номер> показатель ОКБ 10.06.2021 не соответствовал гигиеническим нормативам;

по заключению от 18.06.2021 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 10.06.2021 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 28.06.2021 <Номер> показатель ОКБ 21.06.2021 не соответствовал гигиеническим нормативам;

по заключению от 13.04.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 30.03.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 16.05.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 12.04.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 09.06.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 11.05.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 26.07.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 14.06.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 26.07.2022 <Номер> показатель ОКБ, концентрация железа и перманганатная окисляемость 12.07.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 26.07.2022 <Номер> перманганатная окисляемость 16.08.2022 не соответствовала гигиеническим нормативам;

по заключению от 24.11.2022 <Номер> концентрация железа и перманганатная окисляемость 08.11.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 19.12.2022 <Номер> концентрация железа, марганца и перманганатная окисляемость 05.12.2022 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 19.01.2023 <Номер> показатели запах, цветность, перманганатная окисляемость и концентрация железа 16.01.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 02.02.2023 <Номер> показатели цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 23.01.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 14.02.2023 <Номер> концентрация марганца 06.02.2023 не соответствовала гигиеническим нормативам;

по заключению от 21.03.2023 <Номер> концентрация железа и марганца 13.03.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 10.04.2023 <Номер> показатели запах, цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа 05.04.2023, не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 28.04.2023 <Номер> показатели мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 18.04.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 12.07.2023 <Номер> показатель ОКБ 04.07.2023 не соответствовал гигиеническим нормативам;

по заключению от 29.09.2023 <Номер> показатели цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 19.09.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 29.09.2023 <Номер> показатели цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 02.05.2023, 07.06.2023, 08.08.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 13.10.2023 <Номер> показатели ОКБ, цветность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 04.10.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 23.11.2023 <Номер> показатели цветность, перманганатная окисляемость, концентрация марганца 08.11.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам;

по заключению от 14.12.2023 <Номер> показатели цветность, мутность, перманганатная окисляемость, концентрация железа и марганца 05.12.2023 не соответствовали гигиеническим нормативам.

Как отмечается в подп."а" п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Л, начиная с 02.08.2012, зарегистрирована по месту жительства и проживает в квартире по адресу <Адрес> следовательно, использует питьевую воду, поставляемую ответчиком в квартиру.

Поскольку ответчик в нарушение требований п.2 приложения №1 к Правилам №354 в период с 01.01.2021 по 31.12.2023 осуществлял поставку питьевой воды, качество которой не соответствовало гигиеническим нормативам, постольку несовершеннолетняя Л вправе требовать компенсации морального вреда в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей.

При этом доводы ответчика об отсутствии прямых доказательств несоответствия качества питьевой воды, поставляемой непосредственно в квартиру истца, суд находит неубедительными, так как исходя из разъяснений, содержащихся в п.22 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст.55 ГПК РФ.

Исследованные судом экспертные заключения свидетельствуют о том, что питьевая вода, подаваемая в централизованную систему холодного водоснабжения г.Микунь, не соответствовала гигиеническим нормативам, при этом ответчиком не представлено доказательств, указывающих на проведение с его стороны мероприятий по улучшению показателей качества питьевой воды при её поставке непосредственно потребителям.

В соответствии с ч.5 ст.23 Закона о водоснабжении в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч.6 ст.23 Закона о водоснабжении).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч.7 ст.23 Закона о водоснабжении).

На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (ч.9 ст.23 Закона о водоснабжении).

Таким образом, начисление платы за холодное водоснабжение допустимо не только после приведения качества воды к показателям, предусмотренным законодательством, но и в случае соответствия качества воды требованиям, установленным планом мероприятий по улучшению качества воды.

Вступившим в законную силу решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 29.09.2023 ОАО "УВТК" возложена обязанность в срок до 31.12.2025 обеспечить соответствие качества питьевой воды централизованной системы водоснабжения, подаваемой населению г.Микунь из поверхностного водоисточника реки Шежамка, по органолептическим и санитарно-химическим показателям, установленным главой III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", и прекратить противоправные действия, выразившиеся в ненадлежащей подготовке питьевой воды, подаваемой в систему централизованного водоснабжения для использования населением г.Микунь.

Указанным решением суда установлено, что приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 30.10.2019 <Номер> утверждена инвестиционная программа ОАО "УВТК" в сфере холодного водоснабжения, содержащая перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов централизованных систем холодного водоснабжения; перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; график реализации мероприятий инвестиционной программы в сфере водоснабжения, включая график ввода объектов централизованных систем водоснабжения в эксплуатацию, с техническим перевооружением ВОС в г.Микунь, в том числе, с установкой модульной системы камер хлопьеобразования с отстойниками; план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, снижению сбросов – по г.Микунь до 31.12.2025.

Реализация указанных в данной инвестиционной программе мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

В 2022 году ОАО "УВТК" разработан и утвержден план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями со сроком реализации до 31.12.2025. Указанный план согласован Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми письмом от 17.08.2022 <Номер>

Вышеназванным планом определено, что допустимый уровень качества питьевой воды на период реализации плана мероприятий, по таким показателям как цветность, при нормативном значении не более 20 градусов в период с 2019 г. по 2024 г. может составлять 457,5 градусов, мутность – 17,34 мг/л (при норме не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 21,0 мг/дм3 (при норме не более 5,0 мг/дм3), общее железо – 3,86 мг/дм3 (при норме не более 0,3 мг/дм3), марганец – 0,39 мг/дм3 (при норме не более 0,10 мг/дм3).

Вместе с тем, Законом о водоснабжении не предусмотрено освобождение исполнителя коммунальной услуги по холодному водоснабжению на период реализации плана мероприятий от гражданско-правовой ответственность за моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренной п.149 Правил №354, вследствие этого суд находит доводы стороны ответчика об обратном несостоятельными.

В соответствии со ст.15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Как отмечается в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2012 №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В силу положений ст.151 и п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пунктах 25-30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" и принимает во внимание малолетний возраст потерпевшей, , отсутствие тяжелых последствий, а также длительность нарушения права на получение безопасной питьевой воды.

С учетом установленных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав Л как потребителя, подлежит удовлетворению в размере 3000 руб., данная сумма соразмерна последствиям допущенного ответчиком нарушения и позволит компенсировать перенесенные истцом страдания.

Согласно п.6 ст.13 Закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, при этом штраф взыскивается независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17).

При таких обстоятельствах, в пользу Л подлежит взысканию штраф в размере 1500 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Вымского района Республики Коми – удовлетворить.

Взыскать с Открытого акционерного общества "Усть-Вымская тепловая компания" (ОГРН <Номер>) в пользу Л компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 1500 руб., а всего 4500 (Четыре тысячи пятьсот) руб. 00 коп.

Взыскать с Открытого акционерного общества "Усть-Вымская тепловая компания" (ОГРН <Номер>) в доход бюджета муниципального образования муниципальный район "Усть-Вымский" государственную пошлину в размере 300 (Триста) руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

подпись

2-260/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Прокурор Усть-Вымского района
Ответчики
ОАО «Усть-Вымская тепловая компания»
Другие
ООО "УК МИКУНЬ"
Лукин Денис Петрович
Лукина Наталья Вениаминовна
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Ермаков Артём Евгеньевич
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
06.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2024Передача материалов судье
08.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее