Дело № 2-995/2022 (УИД № 74RS0017-01-2022-000647-62)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2022 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Куминой Ю.С.,
при секретаре Бурцевой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашафутдиновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Кашафутдинова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОПФР по Челябинской области), в котором просит:
- признать незаконным решение ОПФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ;
- обязать ОПФР по Челябинской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ период работы в должности машиниста (кочегара) котельной в ООО «Теплоэнергетик» в поселке Веселовка с ДД.ММ.ГГГГ;
- назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-6).
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Согласно оспариваемому решению специальный трудовой стаж составил 2 года 8 месяцев 6 дней. В стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ не был засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста (кочегара) котельной в ООО «Теплоэнергетик» в поселке Веселовка. Причиной невключения указанного периода в специальный стаж послужила неуплата страхователем ООО «Теплоэнергетик» страховых взносов по дополнительному тарифу. Считает, что отказ во включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, является незаконным, нарушающим ее конституционное право на пенсионное обеспечение в виде досрочного назначения пенсии. В указанный период она полный рабочий день выполняла работу по профессии, включенной в Список № 2 от 1991 года, характер ее работы не менялся, должностные обязанности оставались неизменными.
Определением Златоустовского городского суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70оборот) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик».
Истец Кашафутдинова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 123 ). Будучи допрошенной в предыдущем судебном заседании, на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что в должности кочегара котельной она работает с ДД.ММ.ГГГГ в ее должностные обязанности входит ввоз угля, вывоз шлака, очистка топки, отслеживание температуры. Работа носит сезонный характер, в зимний сезон она работает по 12 часов. За вредные условия труда работодатель производит доплату, выдает молоко. Профессия, по которой она работает, включена в Список № 2, работники пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ответчика ей было отказано в установлении пенсии, по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В стаж не был включен спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста (кочегара) в котельной, поскольку работодатель не производил отчисления взносов по дополнительному тарифу. Ее вины в этом нет, она работала на одном месте, характер работы не изменялся, полагает, что оспариваемое решение нарушает ее права.
Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 122 ). Ранее в судебном заседании представитель ответчика Герасимова Н.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69), возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.67-68), из которого следует, что по имеющимся в распоряжении территориального органа документам определена продолжительность стажа истца на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ – 2 года 8 месяцев 6 дней, величина ИПК – 72,12. Продолжительность стажа, необходимого для назначения пенсии, должна быть не менее 5 лет. В стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста (кочегара) котельной в ООО «Теплоэнергетик» в поселке Веселовка, поскольку согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о периоде работы представлены без кодов ДПО. Согласно отчету СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено работникам с ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст.ст.8,30 Закона № 400-ФЗ принято решение отказать в установлении страховой пенсии по старости Кашафутдиновой С.В. по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Представитель третьего лица ООО «Теплоэнергетик» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 124 ). Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Булатова А.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76), исковые требования поддержала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в организации действовали карты аттестации рабочего места по условиям труда. Согласно данным картам истец пользовалась правом на досрочное пенсионное обеспечение. В ДД.ММ.ГГГГ проводилась СОУТ, по результатам которой данное право подтверждено не было. В ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения внеплановой СОУТ на рабочих местах машинист (кочегар) котельной в связи с изменением состава применяемых материалов, был установлен вредный класс условий труда, работникам определены гарантии, в том числе, и право на досрочную страховую пенсию. Обязанность работодателя уплачивать дополнительный тариф возникла только с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время имеется переплата по взносам на дополнительное пенсионное страхование в сумме более 5 500 рублей, которые Пенсионный фонд может перераспределить.
Руководствуясь положениями ст.ст.2,61,167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение предусмотрена должность машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (раздел ХХХIII «Общие профессии» код позиции 23200000-13786).
В соответствии с п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, для установления права машинистов (кочегаров) котельной на досрочную пенсию по старости необходимо несколько условий одновременно: занятие данной должности и наличие ее в Списке № 2 и соответствующей записи в трудовой книжке, и выполнение трудовых обязанностей на условиях, указанных в Списке № 2, в течение полного рабочего дня, то есть при условии, если их работа не менее 80 процентов рабочего времени сопряжена с выполнением работ по обслуживанию котельной, отапливаемой углем или сланцем, а также удалением золы.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч.3 ст.30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кашафутдинова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (л.д.57-65).
Решением ОПФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Кашафутдиновой С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия у заявителя требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д.8-13).
Согласно оспариваемому решению, в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ засчитаны периоды работы истца общей положительностью 2 года 8 месяцев 6 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента определена в размере 72,12.
В стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста (кочегара) котельной ООО «Теплоэнергетик» в поселке Веселовка, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о периоде работы представлены без кодов ДПО. При проведении СОУТ право на досрочное пенсионное обеспечение с 2010 года не подтверждено. Согласно отчету СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено с ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Теплоэнергетик» в поселке Веселовка дополнительный тариф в бюджет Пенсионного Фонда не уплачивал.
В соответствии со ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Из трудовой книжки истца следует, что Кашафутдинова С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ок от ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ООО «Теплоэнергетик» в должности машиниста (кочегара) котельной 3 разряда в пос. Веселовка (л.д.21-32).
Истец в судебном заседании поясняла, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает на одном месте, в должности, предусмотренной Списком №, характер ее работы не менялся, работа носит сезонный характер. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в специальный стаж по причине неуплаты взносов на дополнительный тариф.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Теплоэнергетик» пояснила, что обязанность работодателя оплачивать страховые взносы по доптарифам возникла только с ДД.ММ.ГГГГ.
Кашафутдинова С.В. является застрахованным лицом. Согласно данным ИЛС застрахованного лица (л.д. 53), работа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась в обычных условиях.
В силу п.п.1, 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно ч.6 ст.30 этого же Закона периоды работы, предусмотренные п.п.1-18 ч.1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п.1-18 ч.1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п.1-18 ч.1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.1-18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст.33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, в связи с выполнением определенных п.п.1-18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (пп.10.1 п.2 ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ).
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ работодатель имеет право исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ), который определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ устанавливает, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона.
В судебном заседании не оспаривался факт выполнения истцом работы, предусмотренной Списком № 2 1991 года.
Отношения, возникающие в сфере оценки условий труда работников на рабочих местах на момент проведения аттестации рабочего места истца ДД.ММ.ГГГГ регулировались приказом Минздравсоцразвития от 31 августа 2007 года № 569, которым был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, с 01 сентября 2011 года приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н, которым был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а с 01 января 2014 года регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (пункт 2 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 569 от 31 августа 2007 года).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест.
Таким образом, результаты специальной оценки условий труда имеют прямое и непосредственное значение для решения вопроса о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Установление особенностей осуществления трудовой деятельности Кашафутдиновой С.В. (работы в определенных условиях), определяющих характер работы истца, непосредственно влияют на пенсионные права истца.
Как следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ утверждена карта аттестации рабочего места по условиям труда машиниста-кочегара (котельная с. Веселовка), организация ООО «Теплоэнергетик». Согласно заключению аттестационной комиссии, по факторам производственной среды и трудового процесса рабочее место аттестовано с классом 3.2 (вредный). В перечень гарантий и компенсаций работникам включены повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, молоко и другие равноценные пищевые продукты, право на досрочное назначение пенсии по старости по Списку 2 (л.д.89-91). С результатами оценки Кашафутдинова С.В. была ознакомлена под роспись.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ по результатам СОУТ была утверждена карта № специальной оценки условий труда машиниста (кочегара) котельной пос. Веселовка, согласно которой установлен итоговый класс условий труда 3.2 (вредный). Работникам предоставлены гарантии и компенсации в виде повышенной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, проведения медицинских осмотров. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии работники не пользовались (л.д.86-88). С результатами СОУТ Кашафутдинова С.В. была ознакомлена, в установленном законом порядке данные результаты не обжаловала.
Из пояснений представителя третьего лица следует, что в ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте машиниста (кочегара) котельной была проведена внеплановая СОУТ. По итогам ее проведения работники получили право на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанные пояснений подтверждаются письменными материалами.
Согласно справке, выданной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № З-243 (л.д.83), в ДД.ММ.ГГГГ работодатель ООО «Теплоэнергетик» принял решение о проведении внеплановой СОУТ на рабочих местах машинист (кочегар) котельной, № рабочего места 45, структурное подразделение – производство № 5 (бывшее котельная «Веселовка»), в связи с чем был заключен договор с <данные изъяты> Основанием внеплановой СОУТ явилось изменение состава применяемых материалов и(или) сырья, способных оказывать влияние на уровень воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов на работников, изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов на работников. В организацию, проводящую СОУТ, работодатель представил сведения о предыдущей СОУТ на рабочем месте машинист (кочегар) котельной от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следовало, что для данного рабочего места установлен вредный класс условий труда второй степени (3.2). Оценивались факторы химический, аэрозоли фиброгенного действия, шум, тяжесть трудового процесса. Вредный класс труда был установлен в связи с нагрузкой на опорно-двигательный аппарат. В качестве гарантий и компенсаций в ДД.ММ.ГГГГ установлены: повышенная оплата труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Право на досрочную страховую пенсию не установлено, что связано с занятостью работников во вредных условиях труда менее 80%. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по проведению СОУТ был утвержден отчет. По результатам СОУТ на рабочих местах машинист (кочегар) котельной был установлен вредный класс условий труда второй степени (3.2). На вышеуказанном рабочем месте оценивались факторы аэрозоли фиброгенного действия, шум, микроклимат, тяжесть трудового процесса. Вредный класс условий труда был установлен в связи с нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, ручная погрузка угля, параметрам микроклимата и превышению содержания в воздухе рабочей зоны аэрозолей фиброгенного действия. По результатам СОУТ в строке «40» карты были установлены следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, выдача молока и право на досрочную страховую пенсию. Право работника на установление досрочной страховой пенсии определено исходя из характеристик условий труда работника и занятостью работой во вредных условий труда более 80% смены.
Таким образом, из представленных суду доказательств достоверно установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работник Кашафутдинова С.В. пользовалась правом на досрочную страховую пенсию. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данное право у работника отсутствовало в связи с СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Согласно справке о фактически начисленных страховых взносах по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование (л.д.84-85), за ДД.ММ.ГГГГ работодатель взносы не платил, в ДД.ММ.ГГГГ взносы не начислялись, т.к. по результатам СОУТ работа во вредных условиях не подтвердилась; за период с ДД.ММ.ГГГГ переплата страховых взносов на дополнительное пенсионное страхование за Кашафутдинову С.В. составляет 5 787 рублей 53 копейки. Данная переплата образовалась по причине круглогодичной уплаты взносов, в то время как работа истца носит сезонный характер.
Учитывая, что дополнительный тариф, установленный для работодателей к уплате с 01 января 2013 года, является страховым взносом и направлен на финансирование страховой части пенсии, суд считает, что отсутствие начислений дополнительного тарифа для страховых взносов по льготной профессии само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорного периода в стаж на соответствующих видах работ, поскольку ненадлежащее исполнение со стороны работодателя обязанностей, установленных законом, не может нарушать право истца на включение периодов ее работы в специальный трудовой стаж.
Из пояснений истца, представителя третьего лица, письменных материалов дела следует, что полная занятость истца на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, имела место только в периоды отопительного сезона, в связи с чем периоды межотопительного сезона не могут быть учтены в специальный стаж Кашафутдиновой С.В.
В материалы дела представлены постановления администрации Златоустовского городского округа о включении отопления и завершении отопительного сезона в период с ДД.ММ.ГГГГ г.г. Согласно пояснительной записке (л.д.99), постановления Администрации ЗГО о начале/окончании отопительного периода за ДД.ММ.ГГГГ представить не представляется возможным по причине их отсутствия в архиве ООО «Теплоэнергетик» и администрации ЗГО.
Принимая во внимание Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», отопительный период составляет 7 месяцев (с октября по апрель), суд полагает возможным при расчете воспользоваться данным Постановлением.
Таким образом, в специальный стаж Кашафутдиновой С.В. подлежат включению следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно постановлению администрации ЗГО №-п от ДД.ММ.ГГГГ отопительный период завершен с ДД.ММ.ГГГГ, котельные переведены на летний режим работы с ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 115) – продолжительностью 4 месяца 2 дня;
- с ДД.ММ.ГГГГ (постановлением администрации ЗГО №-п от ДД.ММ.ГГГГ котельные переведены на зимний режим работы – л.д. 114) по ДД.ММ.ГГГГ (постановлением администрации ЗГО №-п от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ завершен отопительный период, котельные переведены на летний режим работы – л.д.113) – продолжительностью 6 месяцев 26 дней;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (постановлением администрации ЗГО №-п от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ завершен отопительный период, котельные переведены на летний режим работы – л.д.112) – продолжительностью 6 месяцев 23 дня;
- с ДД.ММ.ГГГГ (постановлением администрации ЗГО №-п от ДД.ММ.ГГГГ котельные переведены на зимний режим работы с ДД.ММ.ГГГГ – л.д.110) по ДД.ММ.ГГГГ (постановлением администрации ЗГО с ДД.ММ.ГГГГ завершен отопительный период, котельные переведены на летний режим работы – л.д.109) – продолжительностью 7 месяцев 10 дней;
- с ДД.ММ.ГГГГ (постановлением администрации ЗГО котельные переведены на зимний режим работы с ДД.ММ.ГГГГ – л.д.107) по ДД.ММ.ГГГГ (постановлением администрации ЗГО №-п с ДД.ММ.ГГГГ завершен отопительный период, котельные переведены на летний режим работы – л.д.106) – продолжительностью 7 месяцев 17 дней;
- с ДД.ММ.ГГГГ (постановлением администрации ЗГО №-р от ДД.ММ.ГГГГ котельные переведены на зимний режим работы с ДД.ММ.ГГГГ – л.д.105) по ДД.ММ.ГГГГ (дата утверждения СОУТ) – продолжительностью 14 дней.
С учетом спорных периодов, специальный стаж Кашафутдиновой С.В. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 5 лет 5 месяцев 08 дней, из следующего расчета:
2 года 8 месяцев 06 дней (продолжительность стажа на дату вынесения решения без учета спорных периодов) + 2 года 9 месяцев 02 дня (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В остальной части требования истца о включении периодов работы в специальный стаж удовлетворению не подлежат.
Требования Кашафутдиновой С.В. об установлении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, поскольку на указанную дату истцом выработана необходимая продолжительность специального стажа.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 указанного Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как установлено из письменных материалов дела, Кашафутдинова С.В. обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением об установлении досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ, на дату обращения истец выработала необходимый стаж 5 лет, достигла возраста 53 года.
Вопрос о возмещении судебных расходов в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом по существу не рассматривался, поскольку истец на взыскании с ответчиков судебных расходов не настаивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Кашафутдиновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (г.Златоуст) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии, в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (общей продолжительностью 2 года 9 месяцев 2 дня) в должности машиниста (кочегара) котельной в Обществе с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» в поселке Веселовка в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж Кашафутдиновой Светланы Викторовны вышеуказанные периоды.
Назначить Кашафутдиновой Светлане Викторовне досрочную страховую пенсию в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кашафутдиновой Светлане Викторовне – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий: Ю.С. Кумина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.