Решение по делу № 33-5507/2024 от 14.08.2024

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 сентября 2024 года по делу № 33-5507/2024

Судья Макеева С.Г. № 2-1851/2024

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.,

судей Мамаевой Н.А., Едигаревой Т.А.,

при секретаре Хвостовой М.Р.

с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Блиновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 10 сентября 2024 года дело по апелляционному представлению прокурора города Кирова Бельтюкова Е.С. на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 9 июля 2024 года, которым требования прокурора города Кирова в интересах Марикян Е.Ю. к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Мамаевой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор г.Кирова в интересах Марикян Е.Ю. обратился в суд к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г.Кирова, указав, что Марикян Е.Ю. занимает жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м., на основании договора социального найма. МКД по указанному адресу признан аварийным и подлежащим реконструкции на основании заключения межведомственной комиссии от 28.03.2014, включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» со сроком расселения в декабре 2024 года. Постановлением администрации г.Кирова от 11.03.2023 собственникам МКД предъявлено требование о его реконструкции. Постановлением администрации г.Кирова от 13.07.2022 земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Аварийность и опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в доме, установлена решением Первомайского районного суда г.Кирова от 21.02.2024. Марикян Е.Ю. в собственности жилых помещений не имеет.

Истец просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить Марикян Е.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах МО «Город Киров», отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому по общей площади, то есть не менее 36,7 кв.м.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют МКУ «Кировское жилищное управление», ТУ администрации г.Кирова по Первомайскому району, Марикян С.С., Марикян А.С.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением не согласился прокурор г.Кирова, в апелляционном представлении привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Суд необоснованно применил положения ст.57 ЖК РФ. Дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, на что также указано в Обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС РФ 29.04.2014. Суд не учел, что дом имеет значительный износ (70%), а у Марикян Е.Ю. отсутствуют иные объекты недвижимости. Просит решение отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на представление представителем администрации г.Кирова указано на несостоятельность его доводов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, отзыва, заслушав, прокурора, поддержавшего доводы представления, представителя администрации г.Кирова Осташеву П.А., возражавшую против его удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения в пределах заявленных доводов (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела Марикян Е.Ю. по договору социального найма от 25.01.2005 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м. В перечень членов семьи включены ее дети ФИО11, ФИО10

Указанный дом на основании заключения межведомственной комиссии от 28.03.2014 признан в установленном порядке аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно техническому отчету ООО «УК «ЭнергоСервис» физический износ строительных конструкций фундаментов и стен здания составил до 70 %.

Постановлением администрации г. Кирова от 11.09.2023 собственниками МКД предъявлено требование о его реконструкции.

Постановлением администрации от 13.07.2022 земельный участок с кадастровым номером 43:40:000262:3 и находящиеся на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на участке дома аварийным, подлежащим сносу.

МКД включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017», утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019, срок расселения дома перенесен на декабрь 2024 года.

По сообщению ТУ по Первомайскому району администрации г. Кирова, Марикян Е.Ю. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, за предоставлением маневренного фонда не обращалась. 16.12.2014 Марикян Е.Ю. в письменной форме отказалась от предоставления временного жилого помещения маневренного фонда.

Отказывая в удовлетворении требований, суд, руководствуясь положениями статей 49, 51, 57, 86-89 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что Марикян Е.Ю. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, семья малоимущей в установленном законом порядке не признана. Предоставление жилых помещений в специализированном жилищном (маневренном) фондах в домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Киров" носит заявительный характер, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району располагает свободными помещениями маневренного фонда, однако истец отказалась от помещения маневренного фонда.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами.

В Определении от 25.11.2020 N 2751-О Конституционный Суд РФ указал, что для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Законодатель связывает право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма с соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, вместе с тем, судом не было установлено совокупности предусмотренных вышеприведенными нормами Жилищного кодекса РФ оснований для обеспечения истца во внеочередном порядке жилым помещением на условиях социального найма взамен занимаемого ранее жилого помещения.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке (Определение Верховного Суда от 14.03.2017 N 74-КГ17-2).

В силу положений статьи 52 ЖК РФ принятие на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер и возможно при условии обращения в органы местного самоуправления для принятия их на учет.

Учитывая, что Марикян Е.Ю. в установленном порядке не признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения, суду поясняла, что с заявлением о признании ее малоимущей обращаться не собирается, поскольку таковой не является; от предоставления жилья в маневренном фонде отказалась, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.

Доводы представления сводятся к несогласию с выводами суда, они являлись основанием процессуальной позиции прокурора, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в представлении, не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г.Кирова от 9 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2024.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 сентября 2024 года по делу № 33-5507/2024

Судья Макеева С.Г. № 2-1851/2024

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.,

судей Мамаевой Н.А., Едигаревой Т.А.,

при секретаре Хвостовой М.Р.

с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Блиновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 10 сентября 2024 года дело по апелляционному представлению прокурора города Кирова Бельтюкова Е.С. на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 9 июля 2024 года, которым требования прокурора города Кирова в интересах Марикян Е.Ю. к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Мамаевой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор г.Кирова в интересах Марикян Е.Ю. обратился в суд к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г.Кирова, указав, что Марикян Е.Ю. занимает жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м., на основании договора социального найма. МКД по указанному адресу признан аварийным и подлежащим реконструкции на основании заключения межведомственной комиссии от 28.03.2014, включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» со сроком расселения в декабре 2024 года. Постановлением администрации г.Кирова от 11.03.2023 собственникам МКД предъявлено требование о его реконструкции. Постановлением администрации г.Кирова от 13.07.2022 земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Аварийность и опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в доме, установлена решением Первомайского районного суда г.Кирова от 21.02.2024. Марикян Е.Ю. в собственности жилых помещений не имеет.

Истец просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить Марикян Е.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах МО «Город Киров», отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому по общей площади, то есть не менее 36,7 кв.м.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют МКУ «Кировское жилищное управление», ТУ администрации г.Кирова по Первомайскому району, Марикян С.С., Марикян А.С.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением не согласился прокурор г.Кирова, в апелляционном представлении привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Суд необоснованно применил положения ст.57 ЖК РФ. Дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, на что также указано в Обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС РФ 29.04.2014. Суд не учел, что дом имеет значительный износ (70%), а у Марикян Е.Ю. отсутствуют иные объекты недвижимости. Просит решение отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на представление представителем администрации г.Кирова указано на несостоятельность его доводов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, отзыва, заслушав, прокурора, поддержавшего доводы представления, представителя администрации г.Кирова Осташеву П.А., возражавшую против его удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения в пределах заявленных доводов (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела Марикян Е.Ю. по договору социального найма от 25.01.2005 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м. В перечень членов семьи включены ее дети ФИО11, ФИО10

Указанный дом на основании заключения межведомственной комиссии от 28.03.2014 признан в установленном порядке аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно техническому отчету ООО «УК «ЭнергоСервис» физический износ строительных конструкций фундаментов и стен здания составил до 70 %.

Постановлением администрации г. Кирова от 11.09.2023 собственниками МКД предъявлено требование о его реконструкции.

Постановлением администрации от 13.07.2022 земельный участок с кадастровым номером 43:40:000262:3 и находящиеся на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на участке дома аварийным, подлежащим сносу.

МКД включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017», утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019, срок расселения дома перенесен на декабрь 2024 года.

По сообщению ТУ по Первомайскому району администрации г. Кирова, Марикян Е.Ю. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, за предоставлением маневренного фонда не обращалась. 16.12.2014 Марикян Е.Ю. в письменной форме отказалась от предоставления временного жилого помещения маневренного фонда.

Отказывая в удовлетворении требований, суд, руководствуясь положениями статей 49, 51, 57, 86-89 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что Марикян Е.Ю. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, семья малоимущей в установленном законом порядке не признана. Предоставление жилых помещений в специализированном жилищном (маневренном) фондах в домах, расположенных на территории муниципального образования "Город Киров" носит заявительный характер, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району располагает свободными помещениями маневренного фонда, однако истец отказалась от помещения маневренного фонда.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами.

В Определении от 25.11.2020 N 2751-О Конституционный Суд РФ указал, что для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Законодатель связывает право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма с соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, вместе с тем, судом не было установлено совокупности предусмотренных вышеприведенными нормами Жилищного кодекса РФ оснований для обеспечения истца во внеочередном порядке жилым помещением на условиях социального найма взамен занимаемого ранее жилого помещения.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке (Определение Верховного Суда от 14.03.2017 N 74-КГ17-2).

В силу положений статьи 52 ЖК РФ принятие на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер и возможно при условии обращения в органы местного самоуправления для принятия их на учет.

Учитывая, что Марикян Е.Ю. в установленном порядке не признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения, суду поясняла, что с заявлением о признании ее малоимущей обращаться не собирается, поскольку таковой не является; от предоставления жилья в маневренном фонде отказалась, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.

Доводы представления сводятся к несогласию с выводами суда, они являлись основанием процессуальной позиции прокурора, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в представлении, не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г.Кирова от 9 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2024.

33-5507/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Кирова
Марикян Елена Юрьевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Кирова в лице администрации города Кирова
Другие
Территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району
МКУ Кировское Жилищное Управление
Марикян Сергей Степанович
Марикян Анна Степановна
Суд
Кировский областной суд
Судья
Мамаева Надежда Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.kir.sudrf.ru
14.08.2024Передача дела судье
10.09.2024Судебное заседание
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Передано в экспедицию
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее