БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-5860/2020
(2-3336/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 1 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Тертышниковой С.Ф., Фурмановой Л.Г.
при секретаре Съединой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коржовой Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белгородском районе Белгородской области о включении периодов работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Коржовой Елены Владимировны
на решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 7 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения Коржовой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ - УПФР в Белгородском районе Горбенко О.В., полагавшей, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Коржова Е.В. инициировала обращение в суд с иском к пенсионному органу Белгородского района с указанными выше требованиями. В обоснование иска сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 55 лет. 9 апреля 2020 года она обратилась в ГУ - УПФР в Белгородском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, поскольку имела в наличии трудовой стаж продолжительностью более 37 лет, а именно 39 лет 7 месяцев. В удовлетворении заявления ей отказано по причине незачета периода ее работы во Фрунзенском почтамте Кыргызской Республики с 1 января 1991 года по 10 августа 1994 года (3 года 8 месяцев 10 дней) и периода ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения им полутора лет с 15 сентября 1996 года по 15 января 1998 года (1 год 4 месяца). Полагая данный отказ пенсионного органа незаконным, просила обязать ГУ - УПФР в Белгородском районе включить в страховой стаж для назначения пенсии по старости вышеуказанные периоды работы в Республике Кыргызстан и нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Указала, что в силу Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года (Республика Кыргызстан входит в их число), учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Считает, что подлежит включению в трудовой стаж и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ссылаясь на пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализации прав граждан на трудовые пенсии», а также период ухода за ребёнком до полутора лет с 15 сентября 1996 года по 15 января 1998 года, исходя из статей 11, 12 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и изменениям к нему, внесенных Федеральным законом № 350-ФЗ.
В судебном заседании Коржова Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ГУ – УПФР в Белгородском районе просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку данные периоды обоснованно не были включены в стаж Коржовой Е.В. для досрочного назначения пенсии, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства для приобретения права на страховую пенсию необходимыми условиями является достижение возраста 55 лет и наличие трудового стажа не менее 37 лет, которого у нее не имеется. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж Коржовой Е.В. составил 34 года 7 месяцев 26 дней, что менее необходимого страхового стажа, установленного законодательством. В страховой стаж не включены вышеуказанные период работы в должности начальника отделения связи в Фрунзенском почтамте, поскольку указанный период работы выполнялся на территории Кыргызской Республики, и за данный период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Период ухода за ребенком с 15 сентября 1996 года по 15 января 1998 года не включен в соответствующий стаж с учетом положений статьи 11 Федерального закона «О страховых пениях», на основании которой в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Коржова Е.В. просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении иска в полном объеме, фактически указывая на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
1 января 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», внесенные Федеральным законом Российской Федерации от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», в соответствии с которыми правила о включении в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ранее действующим законодательством, не применяются.
Реализуя указанные выше полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения права лиц на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 его статьи 13.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях.
Коржова Е.В., обращаясь в суд с иском, просила включить вышеуказанные спорные периоды работы и нахождения в отпуске по уходу за ребенком в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости с учетом нового пенсионного законодательства.
Исходя из положений Федерального закона № 400-ФЗ, для женщин 1965 года рождения пенсионный возраст для выхода на пенсию на основании части 1.2 статьи 8 данного закона составляет 55 лет. Страховая часть пенсии по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, с учетом переходных положений статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ в 2020 году величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 18.6.
На момент обращения истицы в пенсионный орган (май 2020 года) ее страховой стаж составил 34 года 7 месяцев 26 дней, что менее необходимого страхового стажа, установленного законодательством, в связи с чем ей было разъяснено о том, что право на пенсионное обеспечение у нее возникнет в ноябре 2021 года, и она может в октябре 2021 года обратиться с соответствующим заявлением, когда в подсчет стажа на законных основаниях будут включены все указанные в иске спорные периоды.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ, упомянутого выше, при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи, то есть правила о включении в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ранее действующим законодательством, не применяются.
По результатам оценки пенсионных прав истицы пенсионным органом района в страховой стаж в целях определения права на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 вышеприведенного Федерального закона не включены периоды, в том числе, работы в должности начальника отделения связи, поскольку работы выполнялись на территории Кыргызской Республики, и за данный период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также период ухода за ребенком с 15 сентября 1996 года по 15 января 1998 года, так как в силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии начисления и уплаты страховых взносов за эти периоды.
Как правильно указано в решении, порядок исчисления страхового стажа, который необходим для приобретения права на данный вид досрочной пенсии, установлен законом и он отличен от правил исчисления страхового стажа, применяемого при определении права на страховую пенсию по общему порядку.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Порядок исчисления страхового стажа установлен статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, согласно части 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, частью 9 статьи 13 вышеназванного Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. Указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
При этом заслуживают внимание доводы стороны ответчика о том, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из нестраховых периодов, предусмотренных статьей 12 названного Федерального закона, - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Следовательно, как верно отражено в решении, законных оснований для включения в страховой стаж истицы спорных периодов, для приобретения права на страховую пенсию при достижении возраста 55 лет и при наличии трудового стажа не менее 37 лет, не имеется.
Ссылки в апелляционной жалобе на судебную практику и представленные в материалы дела судебные акты на правильность выводов в судебном постановлении не влияют, поскольку затрагивают иной предмет спора, то есть другое основание для назначения досрочной страховой пенсии по старости (пенсий педагогическим работникам и работу по Списку № 2).
Доводы жалобы со ссылкой на положения Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года об ином порядке исчисления страхового стажа судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном понимании и толковании норм материального права.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь за собой отмену состоявшегося решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, опровергаются исследованными судом доказательствами, сводятся к их иной оценке, направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 7 сентября 2020 года по делу по иску Коржовой Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белгородском районе Белгородской области о включении периодов работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу Коржовой Е.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Мотивированный текст изготовлен 3 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи