Решение по делу № 2а-2224/2022 от 13.05.2022

Дело №2а-2224/2022

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2022 года                            г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи    Захаровой И.С.,

при секретаре            Бахтиновой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Руппель ФИО13 к Управлению имущественных отношений Алтайского края, начальнику Управления имущественных отношений Алтайского края Теплову ФИО14 о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Руппель Е.Н. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ на судебном заседании в Алтайском краевом суде по делу по иску Фабенчуковой Л.М. стало известно о том, что распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Фабенчуковой Л.М. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером: , общей площадью 1295 кв.м. по адресу: <адрес> (ЗУ246).

Административный истец полагает данное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Важениной И.Н. на основании решения Ленинского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был отведен земельный участок по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

В период владения земельным участком Важениной И.Н. были возведены стены жилого дома (готовность 37%), баня и сарай, что подтверждается выпиской из технического паспорта.

ДД.ММ.ГГГГ Важенина И.Н. умерла. Руппель Е.Н. является дочерью Важениной И.Н. и является наследником первой очереди.

В течение установленного законом срока Руппель Е.Н. не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако, в течение 6 месяцев со дня открытия наследства Руппель Е.Н. как наследник совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

В настоящее время указанный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован за Усовой Н.Л.

Истец полагает, что распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку указанный земельный участок был предоставлен иному лицу в нарушение положений п.4 ст. 39.16 ЗК РФ; Руппель Е.Н. лишена права собственности на постройки и объект незавершенного строительства, находящегося на земельном участке г<адрес>.

На основании изложенного административным истцом заявлены требования о признании незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ; возвращении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1295 кв.м. по адресу<адрес> (ЩУ5246) в муниципальную собственность.

В судебном заседании административный истец Руппель Е.Н., её представитель по доверенности Селина А.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить с учетом уточнений, а именно: просили признать незаконным распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ; вернуть земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1295 кв.м. по адресу: <адрес> (ЗУ5246) в собственность, которая была на момент его предоставления Фабенчукой Л.М.

Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края по доверенности Тараненко О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Административный ответчик начальник Управления имущественных отношений Алтайского края Теплов А.В., заинтересованные лица Фабенчукова Л.М., Усова Н.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Представитель заинтересованного лица Фабенчуковой Л.М - Лысенко С.О., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Суд считает возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150, 152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. п.1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение административным органом ДД.ММ.ГГГГ, в суд административные истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

С учетом изложенного срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 1 поименованного Кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно ч. 3.3 ст. 3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.

Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 3.4 ст. 3 Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»).

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для завершения строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, в том числе самовольно созданных, а также земельных участков, предоставляемых для эксплуатации погребов, гаражей и гаражных боксов, машино-мест, парковочных мест, иных объектов, расположенных в составе объектов недвижимости гаражного назначения, для размещения металлических, сборных железобетонных гаражей, индивидуальных погребов и хозяйственных построек, палаток, лотков, киосков, комплексов мелкорозничной торговли и иных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке; а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим некоммерческим организациям или их членам в собственность.

В силу п. 1.1 указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края» Управление имущественных отношений Алтайского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Фабенчуковой Л.М. к Управлению имущественных отношений Алтайского края, начальнику Управления имущественных отношений Алтайского края Теплову А.В. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности удовлетворены частично.

Признан незаконным отказ Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Фабенчуковой Л.М. о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, на Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Фабенчуковой Л.М. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом данного судебного решения заявление Фабенчуковой Л.М. о предоставлении в собственность спорного земельного участка было рассмотрено повторно, ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных отношений <адрес> вынесено распоряжение о предоставлении Фабенчуковой Л.М. в собственность бесплатно земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером , общей площадью 1295 кв.м., местоположение: Российская Федерация, <адрес>, ЗУ246, для индивидуального жилищного строительства.

Административный истец, обжалуя распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, ссылается на пункт 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Административный истец указывает, что на момент обращения Фабенчуковой Л.М. в управление имущественных отношений с заявлением о представлении земельного участка, на испрашиваемом земельном участке, расположенном в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, для которого в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны предусмотрен вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, был расположен объект незавершенного строительства, о чем было известно администрации Ленинского района г. Барнаула.

В судебном заседании также установлено, что решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Фабенчуковой Л.М. удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязать повторно рассмотреть заявление Фабенчуковой Л.М.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Управления имущественных отношений Алтайского края без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ отменено с принятием нового решения. Административный иск Фабенчуковой Л.М. к Управлению имущественных отношений Алтайского края оставлен без удовлетворения.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства. Данный земельный участок в 1991 году решением исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов был предоставлен для строительства индивидуального жилого дома Важениной И.Н., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследником Важениной И.Н. является ее дочь Руппель Е.Н.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание, что в решении исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов от 1991 г. указано, что в случае неосвоения земельного участка в течение двух лет подряд данное решение теряет силу.

Из пояснений административного истца Руппель Е.Н. следует, что право собственности ни на спорный земельный участок, ни на объект незавершенного строительства в установленном законом порядке не оформлялось. В настоящее время строение на земельном участке не находится, оно снесено.

Из ответа Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный объект недвижимости на техническом учете не стоит, сведения об инвентаризационной стоимости в налоговые органы не передавались.

Из ответа КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» следует, что инвентарное дело на указанный объект недвижимости отсутствует.

Согласно ответу Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ проектная документация на указанную постройку не предоставлялась, информация об этапах строительства объектов отсутствует.

Как усматривается из ответов администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, на котором установлена самовольная постройка, является Важенина И.Н., которая скончалась ДД.ММ.ГГГГ, при этом информация о правоустанавливающих документах отсутствует.

Таким образом, судом установлено, что право собственности на спорный земельный участок и объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, ни Важениной И.Н., ни административным истцом Руппель Е.Н. в установленном законом порядке не оформлялось, в связи с чем доводы истца и её представителя о несоответствии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ положениям пункта 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными. Указание на обращение Руппель Е.Н. в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в собственность также не свидетельствует о принятии надлежащих мер для приобретения права собственности на данный участок.

При вынесении решения суд учитывает, что обжалуемое распоряжение выдано административным органом на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу. На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок Фабенчуковой Л.М. оформлен в собственность в установленном законом порядке. С ДД.ММ.ГГГГ земельный участок принадлежит Усовой Н.Л. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ и возвращении земельного участка в собственность, которая была на момент его предоставления Фабенчукой Л.М., поскольку на момент повторного рассмотрения заявления Фабенчуковой Л.М. имелись предусмотренные законом основания для предоставления земельного участка, при этом оснований для отказа, установленных ст.ст.39.15, 39.16, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления не имелось, в связи с чем обжалуемое распоряжение принято в соответствии с законом и ему не противоречит.

Руководствуясь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Руппель ФИО15 к Управлению имущественных отношений Алтайского края, начальнику Управления имущественных отношений Алтайского края Теплову ФИО16 о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                И.С. Захарова

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-2224/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Руппель Елена Николаевна
Ответчики
Начальник Управления имущественных отношений Теплов А.В.
Управление имущественных отношений
Другие
Фабенчукова Любовь Михайловна
Селина Анна Анатольевна
Усова Наталья Леонидовна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Захарова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
13.05.2022Регистрация административного искового заявления
13.05.2022Передача материалов судье
16.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее