Дело 12-148/17
Санкт-Петербург 13 марта 2017 г.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Извлечение для размещения на интернет-сайте суда
Судья Калининского районного суда Санкт-Петербурга Терещенко Ольга Владимировны в зале № 106 Калининского районного суда Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул. Бобруйская, д.4),
в отсутствие: законного представителя юридического лица СПб ГУП «Пассажиравтотранс», извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы;
с участием: защитника СПб ГУП «Пассажиравтотранс» - Родионова И.А., действующего на основании доверенности №.. Х.. от 05.07.2016 года со сроком действия до 05.07.2017 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» на постановление мирового судьи судебного участка № 39 Санкт-Петербурга от 12.12.2016 года по делу об административном правонарушении № 5-426/2016, согласно которому
СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 39 Санкт-Петербурга от 12.12.2016 года СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» (далее – юридическое лицо, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Защитником Учреждения в Калининский районный суд была подана жалоба на вышеуказанное постановление мирового судьи, в котором он просит его отменить. В жалобе указано на то, что при вынесении постановления и назначении наказания не были учтены смягчающие вину обстоятельства, а именно – финансовое положение юридического лица, не рассмотрен вопрос о назначении наказания в виде предупреждения. Документы, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении были представлены суду при рассмотрении дела, однако в постановлении им не дано никакой оценки.
Законный представитель СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом: в соответствии с ч.3 ст.25.15 КоАП РФ извещение было направлено по месту нахождения юридического лица указанному в ЕГРЮЛ. Поскольку до начала рассмотрения жалобы от него никаких ходатайств не поступило, судом приято решение о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В судебное заседание явился защитник Учреждения – Родионов И.А., который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела, мировым судьей установлено: 15.09.2016 года в 07 часов 16 минут при проведении проверочных мероприятий СЗ МУГАДН по адресу: г. Санкт-Петербург, пр... Х… д. 39, установлено, что лицензиатом СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» осуществлялась предпринимательская деятельность в области транспорта (регулярные перевозки пассажиров) с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно: не обеспечено соблюдение требований обязательного прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств - выявлены факты выпуска на линию автобусов с неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена: автобус.. Х… государственный регистрационный знак.. Х… допущен к регулярной перевозке пассажиров с внесением изменения в конструкцию без разрешения ГИБДД - на рулевом колесе установлен дополнительный предмет. Аналогично выпущен на линию в 07 часов 26 минут автобус.. Х… государственный регистрационный знак.. Х… с неработающим аварийным выходом и устройством приведения его в действие. Нарушены требования п. 7.4 и п. 7.18 Перечня неисправностей..., п. 11, п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, п. 4 (з) Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года № 280, п. 27, п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 года № 7, ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», таким образом, юридическое лицо - ООО СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
В судебном заседании мировым судьей были исследованы следующие доказательства:
- Протокол об административном правонарушении № 21989 от 27.10.2016 г.;
- копия распоряжения № 1423 о проведении внеплановой документарной
проверки юридического лица от 23.09.2016 года (л.д. 5);
- копия Акта проверки органом государственного контроля (надзора)
юридического лица № 1423 от 26.10.2016 года с приложением (л.д. 6,7);
- копия уведомления о представлении документов, необходимых для
осуществления законной деятельности государственного органа (л.д. 8, 9);
- копия извещения о дате, времени и месте составления протокола об
административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ,
(л.д. 11);
- копия Акта планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного
средства № 1884 от 15.09.2016 года (л.д. 13);
- копия распоряжения органа государственного контроля (надзора) о
проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации от
09.09.2016 года № 549-л (л.д. 14);
- копия рейдового задания органа государственного контроля (надзора) о
проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации от
09.09.2016 года № 549-л с приложением (л.д. 15-21);
- копия распоряжения № 1422 о проведении внеплановой документарной
проверки юридического лица от 23.09.2016 года (л.д. 22);
- копия Акта проверки органом государственного контроля (надзора)
юридического лица № 1422 от 26.10.2016 года с приложением (л.д. 23, 24);
- копия уведомления о представлении документов, необходимых для
осуществления законной деятельности государственного органа (л.д. 25,26);
- копия Акта планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного
средства № 1883 от 15.09.2016 года (л.д. 27);
- копия лицензии на осуществление «Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» №.. Х.. от 06.12.2011 года, выданная СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС»"(л.д. 34);
- копия выписки из ЕГРЮЛ от 25.10.2016 года в отношении СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» (л.д. 35, 36).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в постановлении мирового судьи сделан обоснованный вывод о виновности СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ и его действия мировым судьей квалифицированы правильно.
Ответственность по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, СПб ГУП «Пассажиравтотранс» является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Согласно положениям ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ 02.04.2012 г. № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Указанное Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).П.п. «з» п. 4 Положения установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленныхстатьей 20Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В силу ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается: допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;
в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.
Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п. 11, п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 запрещается эксплуатация: автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим Правилам технической эксплуатации; транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр; транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения опознавательным знаком "Федеральная служба охраны Российской Федерации", проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими, государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки; транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше - опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).
Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр; допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории; направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.
При таких обстоятельствах, мировым судьей обоснованно сделан вывод о виновности Учреждения в совершении нарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ.
Поскольку, в ходе рассмотрения дела мировым судьей и при рассмотрении жалобы районным судом, установлено, что СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при осуществлении предпринимательской деятельности (регулярные перевозки пассажиров) допустило осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, то действия Учреждения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ и его действия правильно квалифицированы по данной норме.
Таким образом, рассматривая дело по существу, мировой судья установил фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Все предъявленные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1.2 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Существенных противоречий в имеющихся доказательствах, которые могли бы поставить под сомнение достоверность изложенных в них обстоятельств, не имеется. Следовательно, все вышеуказанные процессуальные документы являются допустимыми доказательствами по делу.
Грубых нарушений требований закона при составлении процессуальных документов не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены правильно. Вышеперечисленные доказательства суд признает достоверными, полученными в соответствии с действующим законодательством и не вызывающими никаких сомнений в их допустимости.
Совокупность собранных доказательств районный суд также оценивает как достаточную для разрешения дела и установления вины СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что все доказательства по делу при его рассмотрении были исследованы в достаточно полном для принятия решения объеме и им дана мотивированная оценка, оснований к переоценке указанных доказательств не имеется, постановление мирового судьи вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений требований закона, прав правонарушителя как при составлении процессуальных документов должностным лицом, так и при рассмотрении данного дела мировым судьей не допущено, а потому оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.
Вместе с тем, суд считает возможным изменить размер назначенного наказания и назначить наказание ниже низшего предела на основании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Так, в данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал о возможности судам впредь до внесения соответствующих изменений в КоАП РФ при назначении административного наказания определять размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, в случае совершения юридическими лицами административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100000 руб. и более.
Кроме того, с 11.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым статья 4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.2.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100000 рублей.
При этом, на основании ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями закона и разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации возможность назначения наказания юридическим лицам ниже низшего предела, предусмотрена в том случае, если минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, установлен в сумме 100000 руб. и более.
Поскольку минимальный размер штрафа, установленного санкцией ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ составляет 100000 руб., Учреждением представлен отчет о финансовых результатах за отчетный период 2016 года, бухгалтерская финансовая отчетность, квитанция о приеме налоговой декларации, что позволяет сделать вывод об имущественном и финансовом положении Учреждения, которое, кроме того, является государственным унитарным предприятием, и признать данные обстоятельства исключительными, в связи с чем, суд полагает, что имеются основания для применения по настоящему делу об административном правонарушении положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. Таким образом, с учетом указанных норм суд полагает возможным снизить размер назначенного наказания, установив размер штрафа в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 39 Санкт-Петербурга от 12.12.2016 года по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 100000 (сто тысяч) рублей, изменить, определив размер наказания в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение вступает в силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12.-30.14 КоАП РФ в Санкт-Петербургский городской суд.
Судья: