Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-28/2022 (2-2782/2021;) ~ М-2340/2021 от 06.07.2021

№ дела 2-28/2021

24RS0002-01-2021-004523-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2022 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,

с участием представителя истца Слепуха Д.А.,

представителя ответчика Симановской А.В.,

при секретаре Бычатиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачинского района о рекультивации земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Ачинского района о рекультивации земельных участков, мотивируя свои требования тем, что при проведении проверки на территории п. Причулымский Ачинского района выявлен объект коммунальной инфраструктуры ранее действовавшей котельной – резервуар с содержанием мазута. Данный резервуар ориентировочной площадью 220 кв.м. находится в кадастровом квартале на неразграниченном земельном участке с адресной привязкой Ачинский район, п. Причулымск, в 50 м. западнее здания котельной по <адрес> А. района совместно с руководством Причулымского сельсовета, КГКУ «Спасатель», Министерства экологии и рационального природопользования по Красноярскому краю проведено обследование, установившее, что из четырех резервуаров в наличии остался один, имеется разлив нефтепродуктов на ограниченной территории, в котловане глубиной более 1,5 м. В рамках анализа негативного воздействия на окружающую среду Министерством экологии и рационального природопользования по Красноярскому краю с привлечением аккредитованной лаборатории взяты пробы грунта, лабораторное исследование которых, выполненное ЦЛАТИ по Енисейскому региону ФГБУ ЦЛАТИ по СФО, установило наличие превышений загрязняющих веществ нефтепродуктов (отходы III класса опасности) в среднем в 100-150 раз относительно фоновой пробы. Общий объем площади загрязнения составил 225,24 кв.м. В этой связи прокурор полагал, что администрация Ачинского района как собственник объекта коммунальной инфраструктуры, причинившего вред окружающей среде, обязано произвести рекультивацию участков площадью 220,34 кв.м. и 5,38 кв.м., расположенных в 50-80 м. западнее здания котельной по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Слепуха Д.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. При этом считал, что несмотря на снижение уровня загрязняющих веществ в почве на спорном участке, установленное при дополнительном исследовании, не привело к полному устранению загрязнения либо снижению такового до допустимых величин, а потому необходимость рекультивации земельных участков сохраняется, что косвенно подтверждается направленным Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края в адрес администрации Ачинского района предписанием о проведении мероприятий по очистке участка от нефтепродуктов, срок исполнения которого продлен и не истек.

Представитель ответчика администрации Ачинского района Симановская А.В, действующая по доверенности от 10.01.2022, против удовлетворения исковых требований возражала, не оспаривая факт загрязнения указанных прокурором земельных участков нефтепродуктами. Однако сообщила, что администрацией Ачинского района в 2021 г. приняты экстренные меры по ликвидации разлива мазута, выполнена откачка загрязненных вод, а также приобретен сорбент «Унисорб-Био» в количестве 5 куб.м., помещенный в емкость с мазутом с завариванием горловины и подсыпаемый по периметру земельного участка с увлажнением, рыхлением почвы в соответствии с рекомендациями производителя. Согласно характеристикам, сорбент не требует сбора с поверхности после применения в природных условиях, разлагается сам и разлагает нефтепродукты. Так, повторный отбор проб 07.07.2021 и их исследование показали превышение загрязнения почвы в 4,7-106 раз при первоначальном превышении в 100-150 раз, а дополнительное исследование почвы 10.08.2022 выявило незначительное превышение в 1,78 раз фонового уровня концентрации нефтепродуктов в почве лишь в одной точке проб. В этой связи представитель считала, что в результате принятых ответчиком мер произошло уменьшение содержания нефтепродуктов в почвенном покрове до допустимых величин, не требующих проведения дополнительных мероприятий по рекультивации с учетом продолжающегося воздействия примененного сорбента. Пояснила, что проект рекультивации спорных участков администрацией Ачинского района не заказан ввиду значительного дефицита бюджета района, тогда как согласно полученной консультации специалиста при возобновлении плодородия почвы на участках (на которых в 2022 г. имелась растительность) таковые в рекультивации иными техническими либо биологическими способами не нуждаются. Дополнительно сообщила, что владелец резервуара с нефтепродуктами, явившегося причиной загрязнения земель, администрации Ачинского района неизвестен, к находящимся в муниципальной собственности объектам коммунальной инфраструктуры относится котельная на <адрес>, в работе которой использовалось твердое топливо, в связи с чем о расположенном в отдалении от котельной резервуаре сведения отсутствовали.

Представители третьих лиц Министерства экологии и рационального природопользования по Красноярскому краю, Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, администрации Причулымского сельсовета,    уведомленные о назначении дела к слушанию надлежащим образом судебным сообщением и в соответствии с положениями ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в зал суда не явились.

В ранее направленном отзыве представитель Министерства экологии и рационального природопользования по Красноярскому краю Клепикова Н.А., действующая по доверенности от 30.12.2020, требования Ачинского городского прокурора поддержала, подтвердив выявление факта загрязнения спорного земельного участка в результате разлива нефтепродуктов и считая, что в связи с тем, что администрация Ачинского района является владельцем земельного участка и резервуара с нефтепродуктами, приведшего к загрязнению земель, ответчик в силу действующего законодательства обязан принять меры к предотвращению негативного воздействия на почву (л.д.156-158, 161).

Также в поступившем заявлении исполняющая полномочия Главы Причулымского сельсовета О.С. Абрамова просила дело рассмотреть в отсутствие третьего лица, требования Ачинского городского прокурора поддержала.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как предусматривает ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

На основании ст. 78 указанного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Ачинского района от 04.12.2018 № 572-П утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 975 кв.м. из категории земель «Земли населенных пунктов», находящегося в территориальной зоне «Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения» по адресу <адрес> (л.д. 30).

Решением Ачинского городского суда от 16.08.2012 за муниципальным образованием Ачинский района признано право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе здание котельной по адресу <адрес> с кадастровым номером , входящее в реестр муниципальной собственности Ачинского района (л.д.55-62, 64-68, 125-131).

Постановлением администрации Ачинского района от 29.10.2020 № 657-П МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» поручено провести инвентаризацию движимого и недвижимого имущества, ранее переданного в ООО «Спутник», поставить баланс и передать на праве безвозмездного временного пользования муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры в МУП «Районный коммунальный комплекс» (л.д. 31-32).

В перечень изъятого и переданного имущества входит оборудование и здание котельной по адресу <адрес>А (СХПК) (л.д.33-40).

25.05.2021 от Главы Причулымского сельсовета в администрацию Ачинского района поступила информация о наличии на территории хозяйствующего субъекта КФХ Цебикова Р.В. открытой мазутной ямы, представляющей угрозу жизни и здоровья населения (л.д.41,42).

Председателем СХПК «Причулымский» Р.В. Цебиковым сообщено Главе Причулымского сельсовета о том, что СХПК безвозмездно передал котельную с оборудованием на баланс Ачинского района и земельный участок, на котором расположена мазутная яма, не входит в границы принадлежащего СХПК «Причулымский» земельного участка по адресу <адрес> (л.д. 43).

31.05.2021 Главой Причулымского сельсовета на имя Ачинского городского прокурора направлен ответ, согласно которому владелец резервуара на земельном участке, на котором расположена котельная по адресу <адрес>А, органу местного самоуправления неизвестен, правоустанавливающие документы на резервуар отсутствуют (л.д.63).

Решением Главы Ачинского района от 26.05.2021 № 7 на территории п. Причулымский Ачинского района объявлен режим функционирования «Повышенная готовность», МО МВД России «Ачинский» рекомендовано организовать охрану котлована на территории п. Причулымский, поручено заключить договор со специализированной организацией для оценки ущерба и степени экологической опасности обнаруженного котлована за счет резервного фонда Ачинского района (л.д. 29, 123).

26 мая и 11 июня 2021 на основании приказов министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края государственным инспектором отдела государственного эклогического надзора Дугиной М.П. проведены осмотры участка местности по адресу <адрес>. В ходе осмотров установлено наличие на земельном участке с кадастровым номером с торца котельной котлована, выстроенного из железобетонных плит ФБС. В котловане обнаружена металлическая емкость, вокруг и внутри которой находилась жидкость, предположительно нефтепродукт. Слева от котлована имеется розлив на почву 10х5 м., в 30 м. от котлована на земельном участке имеется розлив 3х2 м. При повторном осмотре ёмкость котлована и ближний розлив засыпаны белым порошком, предположительно сорбентом, котлован огорожен, дальний розлив не засыпан (л.д. 74-85).

Согласно справке ООО «Транс-Ойл Сервис» от 07.06.2021 на территории п. Причулымский Ачинского района откачано 10 т. жидкости в бывшем месте хранения мазута для котельной, представляющей собой эмульсию состава дождевой воды и мазута с концентрацией такового 0,001% пленкой по поверхности места хранения (л.д. 143).

Также информационным донесением специалиста по ГО и ЧС Ачинского района подтверждается отсыпка ООО «НПФ ЭКОСОРБ» 10.06.2021 на бывшем месте хранения мазута для котельной по адресу <адрес> сорбента «Унисорб-Био» в количестве 5 куб.м. (125 кг) (л.д. 132-139).

Решением Главы Ачинского района от 14.07.2021 № 9 на территории п. Причулымский Ачинского района режим функционирования «Повышенная готовность» снят (л.д. 144).

По результатам испытаний отобранных проб почвы, проведенного ЦЛАТИ по Енисейскому региону ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» составлено заключение №А 93с от 02.06.2021, согласно которому во всех пробах почв установлено превышение содержание нефтепродуктов в 71-150 раз относительно фоновой пробы (л.д.94-109).

При этом согласно мнению заместителя начальника отдела лабораторного анализа ЦЛАТИ по Енисейскому региону для выявленных в пробе 87с при лабораторных испытаниях отходов III класса опасности безвредная кратность разбавления составляет 668,2 (л.д. 110).

01.06.2021 Ачинским городским прокурором Главе Ачинского района по перечисленным фактам внесено представление с предложением принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства в ответе на которое от 30.06.2021 заместителем Главы Ачинского района сообщено о выполненных действиях и указано на отсутствие у администрации Ачинского района сведений о наличии на земельном участке резервуаров с нефтепродуктами (л.д. 24-28).

Разрешая требования Ачинского городского прокурора о возложении на администрацию Ачинского района обязанности по рекультивации земель и оценивая доводы о необходимости таковой рекультивации, суд приходит к следующим выводам.

Во исполнение положений ст. 13 Земельного кодекса РФ Правительством РФ постановлением от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Правилами под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат в том числе земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

На основании статьи 1082 ГК РФ возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. При их отсутствии вред возмещается в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Как разъяснено в п. 17,18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", при решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. Применительно к пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ суду следует исходить из того, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ как его собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц.

Возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

В данном случае в ходе рассмотрения дела КГБУ "Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» повторно произведен отбор проб почвы на неразграниченном земельном участке площадью 220,34 кв.м. и 5,38 кв.м. в кадастровом квартале с адресной привязкой <адрес>, в 50 м. западнее здания котельной по <адрес>А.

В протоколе результатов измерений почвы от 01.09.2022 и справке к нему отражено, что в отобранных 10.08.2022 по адресу <адрес> пробах почвы зафиксировано превышение концентрации нефтепродуктов по отношению к фоновой пробе – в одной из четырех проб в 1,78 раз.

Следовательно, администрацией Ачинского района в отсутствие разработанного и утвержденного проекта рекультивации земель в 2021 г. фактически проведены технические и биологические мероприятия для устранения последствий загрязнения почвы на спорном земельном участке, в результате которых наблюдается последовательное значительное снижение уровня загрязнения участка нефтепродуктами.

Поскольку разработанного с соблюдением требований действующего законодательства и утвержденного проекта восстановительных работ в ходе рассмотрения дела представлено не было, а требований о возмещении ущерба в денежной форме, в том числе частичном, истцом не заявлено, при наличии возможности принятия направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды мер суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности провести рекультивацию земельного участка.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым в удовлетворении иска Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачинского района о рекультивации земельных участков отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачинского района о рекультивации земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                     Е.А. Ирбеткина

2-28/2022 (2-2782/2021;) ~ М-2340/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
Администрация Ачинского района
Другие
Администрация Причулымского сельсовета Ачинского района
Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю
Министерство экологии по Красноярскому краю
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Ирбеткина Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
achinsk--krk.sudrf.ru
06.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2021Передача материалов судье
13.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Подготовка дела (собеседование)
12.08.2021Подготовка дела (собеседование)
12.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
31.10.2022Производство по делу возобновлено
16.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
07.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2023Дело оформлено
02.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее