Дело № 5-25/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Лахденпохья Республика Карелия 03 апреля 2018 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730 Республика Карелия, г. Лахденпохья ул. Октябрьская,12) Каменев Анатолий Борисович, при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главы администрации Лахденпохского муниципального района Вохмина Владислава Дмитриевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, гражданина Российской Федерации, в браке состоящего, не имеющего на иждивении несовершеннолетних детей, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>-а, <адрес>,
у с т а н о в и л :
Согласно протоколу об административном правонарушении от 22 января 2018 г., в период с 05 по 20 июня 2017 года на основании приказов Министерства образования РК от 16.05.2017 года №514, от 20.06.2017г. №628 была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации ЛМР по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере образования. По результатам проверки в соответствии с п.1 ч.1 ст.17 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контракта» и ч.6 ст.93 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» было выдано обязательное для исполнения предписание от 20.06.2017 года №14/01-04/166 с указанием срока исполнения и предоставления отчета о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, до 15.12.2017 года. В указанный срок отчет Министерства образования РК не поступил. Отчет об исполнении предписания поступил в Министерство 22.12.2017 года в нарушении установленного предписанием срока. Представленный администрацией отчет, а также копии прилагаемых к нему документов не подтверждают исполнение отдельных пунктов предписания, а именно: п.1 предписания исполнен частично: в выданном предписании было указано, что администрацией переданы полномочия в сфере образования, закрепленные в соответствии с действующим законодательством за органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, муниципальному учреждению «Районное управление образования и по делам молодежи», в том числе по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основанного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ). Таким образом, главе администрации ЛМР Вохмину В.Д. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Глава администрации ЛМР Вохмин В.Д. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В ходатайстве также указал, что по данному факту уже было привлечено к административной ответственности юридическое лицо – администрация Лахденпохского муниципального района, в связи с чем просил освободить его от наказания.
Начальник отдела надзора за исполнением законодательства в сфере образования Селянкин М.С., представитель Министерства образования по Республике Карелия в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее ФЗ №273 от 29.12.2012) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В силу ч.7 ст.93 ФЗ №273 от 29.12.2012 в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
Как установлено по данному делу, 22 января 2018 года начальником отдела надзора за исполнением законодательства в сфере образования Селянкиным М.С. в отношении главы администрации Лахденпохского муниципального района Вохмина В.Д. составлен протокол об административном правонарушении, поскольку в ходе проведения в администрации Лахденпохского района плановой проверки были выявлены нарушения требований законодательства в сфере образования. По результатам проверки выдано предписание с указанием срока исполнения, которое в полном объеме не исполнено, что послужило основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности. При этом, действия главы администрации Лахденпохского муниципального района были квалифицированы по части 1 ст. 19.5 КоАП РФ.Составление протокола об административном правонарушении является процессуально-инициирующим этапом административного производства, требования к протоколу содержатся в ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно статьям 26.1 и 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности. Административное дело должно быть рассмотрено в пределах предъявленного обвинения, иное бы нарушало права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Поскольку, фактически протокол выполняет обвинительную функцию, в нем должно быть указано, за совершение какого конкретного административного правонарушения лицо привлекается к административной ответственности. При нарушении этого правила неизвестно, за что конкретно производится привлечение к административной ответственности, а значит, и говорить о законности и обоснованности составленного по делу протокола нельзя.
При исследовании протокола об административном правонарушении установлено, что в вводной части протокола указано, что он составлен в отношении Вохмина В.Д. Тогда как в мотивировочной части указано, что администрация Лахденпохского муниципального района не в полном объеме устранила нарушения требований законодательства в сфере образования. Несмотря на то, что в отчете указано исполнение отдельных пунктов предписания, с юридического лица не снимается ответственность по части 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В резолютивной части протокола указано: «Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (Администрации Лахденпохского муниципального района) признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ».
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении главы администрации Лахденпохского муниципального района Вохмина В.Д., не указано, за совершение каких именно действий должностное лицо привлекается к административной ответственности. По мнению судьи, указанные нарушения в протоколе, выявленные в ходе рассмотрения дела, нельзя рассматривать как техническую ошибку, так как вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в протоколе об административном правонарушении не конкретизирована.
Также судья учитывает, что администрация Лахденпохского муниципального района по указанному факту уже была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ постановлением мирового судьи судебного участка Лахденпохского района РК от 12 марта 2018 г.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Установленные по данному делу обстоятельства являлись основанием для возврата протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему его, для устранения изложенных выше нарушений закона на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Однако, учитывая, что административный материал передан для рассмотрения по подведомственности из судебного участка Лахденпохского района и соответственно назначено судебное заседание для рассмотрения дела по существу, в настоящее время такая возможность в силу закона исключается.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку вина главы администрации Лахденпохского муниципального района Вохмина В.Д. в совершении административного правонарушения основывается на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Вохмина В.Д. состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главу администрации Лахденпохского муниципального района Вохмина Владислава Дмитриевича, прекратить на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения копии постановления через Лахденпохский районный суд.
Судья: А.Б. Каменев