РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года г. Коркино, Челябинская область
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Гончаровой А.В.
при секретаре судебного заседания Чернухиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгова П.В. к администрации Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, администрации Коркинского муниципального района Челябинской области о признании права собственности на жилой дом.
УСТАНОВИЛ:
Долгов П.В. обратился в суд с иском к администрации Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, администрации Коркинского муниципального района Челябинской области о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование исковых требований указал, что в 2017 году администрацией Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области ему по договору аренды НОМЕР от 29 августа 2017 года был предоставлен под строительство жилого дома земельный участок площадью 1156 кв. м, расположенный по адресу: АДРЕС «А». На указанном земельном участке он построил жилой дом общей площадью 100,8 кв. м. После завершения строительства жилого дома он не успел до окончания срока действия договора аренды земельного участка изготовить технический план на вновь созданный жилой дом и зарегистрировать право собственности на него. Его уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, поданное в отдел архитектуры Коркинского муниципального района было возвращено без рассмотрения, поскольку срок действия договора аренды земельного участка истек. Просит признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 100,8 кв. м, расположенный по адресу: АДРЕС «А».
В судебном заседании истец Долгов П.В. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.
Представитель ответчика администрации Коркинского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Третье лицо Лашманов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения истца Долгова П.В., исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжение своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Из материалов дела следует, что Долгов П.В. на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности НОМЕР от 29 августа 2017 года приобрел в аренду земельный участок площадью 1156 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС», с кадастровым номером НОМЕР, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства. Срок аренды земельного участка установлен с 18 июля 2017 года по 17 июля 2020 года. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 29 сентября 2017 года.
23 июня 2017 года Долгову П.В. выдано разрешение на строительство НОМЕР, которым администрация Коркинского муниципального района Челябинской области разрешает строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома общей площадью 97,0 кв. м, количество этажей 1, площадью застройки 125,0 кв. м на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, площадью 1156 кв. м, расположенном по адресу: АДРЕС». Срок действия разрешения - до 23 июня 2027 года.
Истец Долгов П.В. на указанном земельном участке за свой счет возвел жилой дом, общей площадью 100,8 кв.м.
30 ноября 2020 года Долгов П.В. направил в администрацию Коркинского городского поселения уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома.
1 декабря 2020 года администрация Коркинского муниципального района Челябинской области вернула Долгову П.В. уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома без рассмотрения, поскольку истек срок действия договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, НОМЕР от 29 августа 2017 года истек 17 июля 2020 года. В указанном уведомлении отсутствуют предусмотренные частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения о праве застройщика на земельный участок.
Из технического заключения НОМЕР, выполненного специалистом общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-проектным бюро «АрхиПро» Р.Е.Б., 5 марта 2021 года, следует, что здание жилого дома является недвижимым имуществом; данное здание является капитальным сооружением; конструкции и материалы соответствуют требованиям ГОСТ; при строительстве несущих конструкций здания не были нарушены требования СП 42.13330.2016 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» в части соблюдения противопожарных расстояний между обследуемым жилым зданием и расположенным на соседнем земельном участке жилым домом; здание соответствует Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений (статьи 5, часть 2, статьям 7, 8, 10); здание не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан; повреждений и дефектов несущих конструкций, в результате обследования не выявлено.
Смежным землепользователем является Лашманов А.А., который претензий по строительству к Долгову П.В. не имеет.
Возражений, претензий, исков к истцу Долгову П.В. по поводу строительства им жилого дома не заявлено, в том числе со стороны государственных и муниципальных органов власти, физических и юридических лиц, смежных землепользователей.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из содержания пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судами при рассмотрении дел о признании права собственности на самовольные постройки, является наличие у лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором возведена постройка. Лица, не обладающие одним из указанных в законе прав на земельный участок, не вправе претендовать на обращение возведенной, на нем самовольной постройки, в свою собственность.
Право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Так, исходя из положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, в качестве оснований возникновения права собственности на земельный участок могут выступать: акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения прав на землю; договоры и другие сделки, предусмотренные законом; приобретение земельного участка по основаниям, установленным законом.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Построенный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС является зданием, возведенным на земельном участке, предоставленном в установленном порядке, разрешенное использование которого допускает размещение объекта индивидуальной жилой застройки. Указанное недвижимое имущество возведено без нарушения градостроительных и строительных норм и правил, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому на него может быть признано право собственности по решению суда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Долгова П.В. о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Долгова П.В. удовлетворить.
Признать за Долговым П.В. (<данные изъяты>) право собственности на жилой дом, общей площадью 100,8 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Коркинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий А.В. Гончарова
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2021 года.