№
50RS0№-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года
Подольский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Невской Е.В.
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о снятии возражений, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО3, уточнив требования, просила снять возражения ФИО3 на использование денежных средств, расположенных на банковском счете несовершеннолетнего сына – ФИО1-2011года рождения, для приобретения жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> – Петербург, <адрес>, Толубеевский пр-д, <адрес>, стр. 1, <адрес>. Свои требования мотивирует тем, что стороны имеют двух несовершеннолетних детей: ФИО1 -ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ввиду отсутствия жилого помещения, истец, имея денежные средства от реализации наследственного имущества,приняла решение о приобретении в общую долевую собственность квартиры. С этой целью она(истец) от своего имени и от имени несовершеннолетних детей был заключен договор долевого строительства, который по причине банкротства застройщика был расторгнут, денежные средства каждому из участников договора были перечислены им(истцу и детям) на банковские счета, средства материнского капитала- в ПФР. В настоящее время истец имеет намерение приобрести для проживания с детьми жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> – Петербург, <адрес>, Толубеевский пр – д, <адрес>, стр. 1, <адрес>, для чего необходимо использовать средства материнского капитала и денежные средства, находящиеся на счете, открытом на имя несовершеннолетнего сына ФИО1-2011года рождения. Истцом было подано заявление в органы опеки и попечительства для получения разрешения на использование денежных средств,принадлежащих ребенку, которое рассмотрено не было ввиду отсутствия письменного согласия отца ребенка(ответчика). С отцом детей истец не проживает и не общается, в связи с чем, получить согласие во внесудебном порядке не представляется возможным. Действия истца совершаются в интересах детей для приобретения для них жилого помещения, которого в настоящее дети не имеют.
Истец – ФИО2 в судебном заседании исковые требования о снятии возражений поддержала в полном объеме.
Ответчик – ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ не возражал против использования денежных средств, принадлежащих сыну ФИО1-2011года рождения на приобретения для него жилого помещения.
3-е лицо – представитель Отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Подольскому муниципальному району в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что заявление ФИО2 о выдаче разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетнего в целях совершения сделки на приобретение жилья, не рассмотрено ввиду не предоставления истцом полного пакета документов.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 и ФИО3 имеют двоих несовершеннолетних детей: ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1- ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10,11,12,13).
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что на денежные средства от реализации принадлежащей ей на праве собственности 1/5 доли <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, корпус <данные изъяты> <данные изъяты> и средства материнского капитала она(истец) имея намерение приобрести для себя и детей жилое помещение, которое у них в настоящее время отсутствует.
Доводы истца подтверждается материалами дела( л.д.45,50-52).
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ФИО2, ФИО4, ФИО1 был заключен Договор №А -227 участия в долевом строительстве, объектом долевого строительства является <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, корпус 1А.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ПСК Строймонолит» и ФИО2, ФИО4, ФИО1 был заключен Договор №А – 227У уступки права требования к Договору № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.38-43).
Согласно условиям заключенного Договора ФИО2, ФИО1, ФИО1 приобрели права требования к застройщику на передачу в срок, указанный в Основном договоре, объект долевого строительства в виде квартиры, имеющей параметры, указанные в п.2.2 настоящего Договора, в строящемся жилом доме по адресу: <адрес>, корпус 1А.
После оплаты цессионарием цены настоящего Договора и после получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № цессионарию в общую долевую собственность ( по 1/3 доле в праве собственности каждому) <адрес>, в доме по адресу: <адрес>, корпус 1 А, состоящее из 1 комнаты, расположенной на 13-м этаже, общей площадью по проекту <данные изъяты>.м, общей площадью жилого помещения с учетом площади помещений вспомогательного назначения балконов или лоджий <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
Цена настоящего Договора составляет <данные изъяты>.
Расчет между сторонами будет произведен полностью следующим образом:
- сумма в размере <данные изъяты> рублей будет оплачена цеденту по Государственному сертификату на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ (бланк серия МК-4 №), выданному на основании решения Государственного учреждения – Главное Управление ПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, путем перечисления денежных средств в размере <данные изъяты> рублей на расчетный счет цедента, указанный в настоящем Договоре, в установленные законом сроки.
- сумма в размере <данные изъяты> будет оплачена цеденту по Сертификату на региональный материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ ( бланк серия РМК – 11 №), выданному на основании решения Подольского городского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ №, путем перечисления денежных средств в размере <данные изъяты> рублей на расчетный счет цедента, указанный в настоящем Договоре, в установленном законом сроки.
- оставшаяся сумма в размере 1724196 рублей будет оплачена цеденту за счет собственных средств Цессионария в течение 2-х банковских дней с момента государственной регистрации настоящего Договора, любым из способов, предусмотренных действующим законодательством.
Факт перечисления денежных средств за покупку вышеуказанной квартиры в сумме <данные изъяты> рублей, по Договору №А-227У уступки права требования к Договору №А-227 участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается чек – ордером от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.46).
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>» был признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство ( л.д.56-66).
На основании заявлений истца - ФИО2, ФИО1, ФИО1 о выплате возмещения, предусмотренного ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ « О публично – правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности ( банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по договору и/или в отношении помещения, указанного в настоящем заявлении на расчетный счет истца и детей были возвращены денежные средства в размере, пропорциональном их долям в праве собственности на объект долевого строительства, средства материнского капитала перечислены в ПФР на лицевой счет ФИО2.
Таким образом, после расторжения договора долевого участия в строительстве на имя несовершеннолетнего ФИО1-участника долевого строительства АО «БанкДом. РФ» было перечислено возмещение по реестру № <данные изъяты><данные изъяты> в сумме <данные изъяты> копейка ( л.д.8).
Имея намерение приобрести в долевую собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, стр. 1, <адрес>, ФИО2 обратилась в Управление опеки и попечительства по <адрес> Подольск Министерства социального развития <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на использование денежных средств, расположенных в <данные изъяты> на счете 40№, принадлежащего малолетнему ФИО1- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере <данные изъяты>
Решением Управлением опеки от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении Государственной услуги «Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав несовершеннолетнего подопечного» в связи с тем, что не было представлено письменное согласие отца малолетнего ФИО1 на совершение действий по использованию денежных средств ( л.д.7).
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 66 Семейного Кодекса РФ Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации, при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.
По смыслу статьи 20 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением, если такой договор совершается к выгоде подопечного или в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного, в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от дата N 13-П, специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный положениями гражданского и семейного законодательства (статьями 28 и 37 ГК РФ, статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации) в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Между тем, из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 28 и статьи 37 ГК РФ не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами прав и требованиями статей 2, 17, 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения органов опеки и попечительства - в случае их обжалования в судебном порядке - подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела. С учетом требований закона органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, должны устанавливать, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что в ходе судебного разбирательства установлено, что действия, для реализации которых заявлен настоящий иск, совершаются истцом в интересах детей для обеспечения их жизненно важным ресурсом-жилым помещением. Исполнение обязательства по приобретению малолетнему жилого помещения со стороны истца обеспечивается контролем со стороны государства в лице компетентных органов, а также со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка, и предусмотренной действующим законодательством ответственностью в отношении родителей, осуществляющих родительские права в ущерб правам и интересам детей.
Вместе с тем, доводы истца о том, что спорные денежные средства, расположенные на банковском счете ФИО1, являются ее(истца) собственностью, суд находит ошибочными в силу закона.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, соответствующих требованиям статей 59,60 ГПК РФ, опровергающих доводы истца, в ходе судебного разбирательства не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в данном случае каких-либо доказательств того, что, распоряжением денежными средствами несовершеннолетнего в целях заключения сделки по приобретению жилья ущемлялись бы имущественные права или уменьшалась собственность ребенка установлено не было, также учитывая отсутствие в настоящее время жилого помещения у детей, отсутствие возражений со стороны отца детей на использование принадлежащих малолетнему денежных средств для приобретения жилого помещения, принимая во внимание, что спорные денежные средства изначально предназначались для приобретения жилья, суд находит возможным требования удовлетворить.
Принимая во внимание представленные доказательства, оценив их в совокупности, и руководствуясь ст. ст.194-199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 -░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ № № № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░ №, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> – ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░-░, <░░░░░>, ░░░.1, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░