УИД 11RS0012-01-2023-001225-87 | Дело № 5-159/2023 |
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с. Объячево, Республика Коми | 11 декабря 2023 года |
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Ларин Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Ичеткина А.А., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
11.12.2023 в Прилузский районный суд поступило дело об административном правонарушении в отношении Ичеткина А.А., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.24 КоАП РФ.
Согласно протоколу <адрес> об административном правонарушении от 07.12.2023 Ичеткин А.А. 30.07.2023 в 14 часов 00 минут, управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № регион, двигаясь со стороны с. Спаспоруб Прилузского района Республики Коми в направлении д. Урнышевская Прилузского района Республика Коми, в нарушение пунктов 1.5 и 10.1 ПДД РФ, не учел особенности транспортного средства и дорожные условия, у дома по адресу: Республика Коми, Прилузский район, <адрес>, не справился с рулевым управлением, в результате чего совершил съезд в правый кювет по ходу движения, с последующим наездом на препятствие (дерево). В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир ФИО3 получил телесные повреждения, квалифицирующиеся, как легкий вред здоровью.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Приведённые выше положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со ст. 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ установленной обязанности должностных лиц административного органа, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан при отсутствии их вины.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Вывод должностного лица административного органа о виновности Ичеткина А.А. о наличии у потерпевшего телесных повреждений, квалифицированных как причинившие легкий вред здоровью, основан в числе прочих доказательств на заключении эксперта № об определении тяжести вреда здоровью.
Частью 1 ст. 26.4 КоАП РФ установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.
До направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ).
В абзаце 3 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учётом объёма и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведётся производство по делу, необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.
Как следует из заключения эксперта №, положенного в основу выводов должностного лица административного органа о доказанности факта административного правонарушения, экспертиза проведена на основании определения старшего инспектора по ИАЗ ГИБДД ОМВД России по Прилузскому району ФИО4 от 11.08.2023 о назначении судебно-медицинской экспертизы.
Между тем, определение о назначении экспертизы, на которое имеется указание в заключении эксперта №, и доказательства, подтверждающие ознакомление с ним лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, а также разъяснение ему соответствующих прав в материалах дела отсутствуют.
После получения административным органом экспертного заключения Ичеткин А.А. с ним не ознакомлен, в связи с чем в нарушение ст. 25.1 КоАП РФ лишен возможности своевременно мотивированно заявлять о несогласии с выводами эксперта, ходатайствовать о назначении иной экспертизы или представлять иные доказательства с учетом поступившего экспертного заключения.
Установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии соблюдения должностным лицом приведенных выше процессуальных гарантий, направленных на защиту прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и влекут признание доказательств недопустимыми.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, заключение эксперта получено с нарушением закона и в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не может быть использовано в качестве доказательства по настоящему делу об административном правонарушении.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Указанные нарушения, допущенные должностным лицом, при проведении административного расследования не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Исходя из содержания вышеуказанных норм КоАП РФ и установленных обстоятельств, учитывая, что срок привлечения к административной ответственности Ичеткина А.А., предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Ичеткина А.А., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить в ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району.
Настоящее определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья - Е.А. Ларин