Дело № 2а-350/2022
УИД: 61RS0036-01-2021-007284-17
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2022 г. г.Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кукленко О.Е.,
при секретаре судебного заседания Устиновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области к судебному приставу-исполнителю Каменского районного отдела УФССП по Ростовской области Бережновой Т.С. и УФССП по Ростовской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора или его уменьшении,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в Каменский районный суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Каменского районного отдела УФССП по Ростовской области Бережновой Т.С. и УФССП по Ростовской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора или его уменьшении, ссылаясь на то, что административный истец является должником по исполнительному производству, от 10.11.2021 №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа: Исполнительный лист № от 13.08.2021 г. выданного Каменским районным судом по делу № от 16.07.2021 г. предмет исполнения об обязании Администрации города предоставить Ткач О.Г. в связи со сносом аварийного дома жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому по общей площади не менее <данные изъяты> кв.м. 16.12.2021 г. Каменским РОСУ УФССП РО в лице СПИ Бережновой Т.С. вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Каменск-Шахтинский исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000,00 руб. Постановление получено 20.12.2021, в данном постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 14.01.2021 г. Административный истец считает незаконным и необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора. Администрация города вынуждена обратиться в суд с заявлением об уменьшении, либо освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000,00 руб., поскольку должником предпринимались все меры, направленные на исполнение решения суда. В настоящее время на основании сведений, представленных финансовым управлением Администрации города Каменск-Шахтинский, города имеются основания, препятствующие исполнению решения суда, так как исполнение подобной категории решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих временных затрат по оформлению распорядительных документов. Решение суда по делу фактически исполняется, в настоящее время ведется работа по внесению изменений в решение Каменск-Шахтинской городской Думы от 24.12.2020 № 15 «О бюджете города Каменск-Шахтинский на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в части увеличения средств на приобретение квартиры для Ткач О.Г. После внесения соответствующих изменений необходимо будет провести мероприятия по финансированию предстоящих затрат, что повлечет выделение дополнительных бюджетных средств. Выделение бюджетных ассигнований или увеличение бюджетных ассигнований могут осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете; в текущем финансовом году выделение бюджетных ассигнований или увеличение бюджетных ассигнований могут осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об отсутствии или недостаточности бюджетных ассигнований на эти цели главу и представительный орган муниципального образования. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ, то есть в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения. Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. № 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. Вместе с тем, просит принять во внимание то обстоятельство, что на момент получения органом местного самоуправления постановлений о возбуждении исполнительных производств жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, в муниципальной собственности отсутствовало. Органом местного самоуправления были предприняты соответствующие меры, в том числе разработан и утвержден план мероприятий по исполнению решения суда. Таким образом, наличие вины в действиях Администрации города по неисполнению в установленный срок требований исполнительного документа не усматривается. В п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, разъяснил в постановлении Пленума № 50, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74). Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового заявления Администрации города, является наличие в ее поведении как должника в исполнительном производстве признака противоправности.
Просит признать недействительным постановление административного ответчика от 16.12.2021 г. о взыскании с Администрации города Каменск-Шахтинский исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000,00 руб. и установления нового срока исполнения в рамках исполнительного производства от 10.11.2021 г. №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа: Исполнительный лист № от 13.08.2021, выданного Каменским районным судом по делу № от 16.07.2021, предмет исполнения об обязании Администрации города предоставить Ткач О.Г. в связи со сносом аварийного дома жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому по общей площади не менее <данные изъяты> кв.м.; освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства или уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть.
Представитель административного истца извещен, не явился, просил рассмотреть в отсутствие.
Административные ответчики, извещенные о времени, дате, месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении не заявлено. СПИ просила рассмотреть в отсутствие.
Рассмотрено в отсутствие административного истца и ответчиков в порядке ст.150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, в производстве Каменского районного отделаУФССП России по РО находилось исполнительное производство №-ИП возбужденного 10.11.2021 г. на основании исполнительного документа Исполнительный лист № от 13.08.2021 г., выданного Каменским районным судом по делу № от 16.07.2021 г., предмет исполнения об обязании Администрации города предоставить Ткач О.Г. в связи со сносом аварийного дома жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому по общей площади не менее <данные изъяты> кв.м.
10.11.2021 г. Каменский районный отдел УФССП РО в лице СПИ Бережной Т.С. вынес постановление о возбуждении исполнительного производства с установлением 5-дневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Вручено должнику 19.11.32021 г.
16.12.2021 Каменский районный отдел УФССП РО в лице СПИ Бережной Т.С. вынес постановление о взыскании с Администрации г.Каменск-Шахтинский исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000,00 руб. Исполнительный документ должником Администрацией г. Каменска-Шахтинского в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.
Установлено, что с целью исполнения судебного решения, на основании которого Администрации города обязана предоставить Ткач О.Г. в связи со сносом аварийного дома жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому по общей площади не менее <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со ст. 30Федерального закона «Об исполнительном производстве»: п.11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
П.12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
П. 1 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Таким образом, оснований для признания постановления суда о взыскании исполнительского сбора незаконным судом не установлено.
Вместе с тем, у должника имеются основания, препятствующие исполнению решения суда, так как исполнение решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих временных затрат по оформлению распорядительных документов. Должником предпринимались все меры, направленные на исполнение решения суда. Так, в настоящее время ведется работа по внесению изменений в решение Каменск-Шахтинской городской Думы от 24.12.2020 № 15 «О бюджете города Каменск-Шахтинский на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в части увеличения средств на приобретение квартиры для Ткач О.Г.После внесения соответствующих изменений необходимо будет провести мероприятия по финансированию предстоящих затрат, что повлечет выделение дополнительных бюджетных средств.Выделение бюджетных ассигнований или увеличение бюджетных ассигнований могут осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете; в текущем финансовом году выделение бюджетных ассигнований или увеличение бюджетных ассигнований могут осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.Финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об отсутствии или недостаточности бюджетных ассигнований на эти цели главу и представительный орган муниципального образования. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с п. 2 ст. 83БК РФ, то есть в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
В настоящее время решение суда фактически исполняется, что подтверждается представленными документами.
Также данное обстоятельство получило свое подтверждение в определении от 22.12.2021 г. Каменского районного суда РО, которым администрации г. Каменск-Шахтинского РО предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.07.2022г.
Таким образом, судебное решение не исполнено должником.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривается административным истцом.
В связи с указанными обстоятельствами, учитывая конкретные сложившиеся обстоятельства, активную деятельность должника направленную на исполнение судебного акта, суд приходит к выводу о наличии существенных обстоятельств, не позволивших должнику исполнить решение в срок в полном объеме, то есть, о наличии достаточных оснований для уменьшения исполнительского сбора на одну четверть.
Оснований для признания недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора суд не установил, в связи с чем, в этой части требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области к судебному приставу-исполнителю Каменского районного отдела УФССП по Ростовской области Бережновой Т.С. и УФССП по Ростовской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора или его уменьшении, - удовлетворить частично.
По исполнительному производству №-ИП (№) возбужденного 10.11.2021 г., уменьшить размер, подлежащего взысканию исполнительного сбора в сумме 50000 рублей на одну четверть, то есть до 37250 рублей.
В остальной части требования административного искового заявления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения
составлен 25.01.2022 г.
Председательствующий: