№ 2а-348/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Буйнакск 08 мая 2019 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Шуаева Ш.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания Омаровой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г.Буйнакска Ибрагимова Р.О. о прекращении действия водительского удостоверения, предоставляющего право управления транспортными средствами Акаев З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
установил:
прокурор г. Буйнакска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Акаев З.М. о прекращении действия права на управление транспортным средством, указывая, что Акаев З.М. находится под наблюдением у врача психиатра и состоит на учете в Республиканском психоневрологическом диспансере с диагнозом «Стойкое диссоциативное расстройство в виде выраженного депрессивно - ипохондрического синдрома с уходом в болезнь». Он является инвалидом второй группы по психическому заболеванию. Указанное заболевание является препятствием для управления им автотранспортными средствами. По сведениям МРЭО УГИБДД МВД по РД (дислокация г.Буйнакск) Акаев З.М. имеет водительское удостоверение серии № № категории «В», «С», выданное ДД.ММ.ГГГГ. Управление автотранспортным средством Акаевым З.М., страдающим психическим заболеванием, создает реальную угрозу для нарушения прав граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан либо причинению иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Ссылаясь на вышеизложенное, просит действие права Акаев З.М. на управление транспортным средством прекратить.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик и заинтересованное лицо не явились. Будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, уважительные причины неявки не сообщили, ответчик по телефону сообщил, что не желает участвовать в судебном заседании, и уведомлен о рассмотрении дела.
Поскольку в суд не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора г. Буйнакска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (далее – ФЗ № 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 196-ФЗ, под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно абз. 9 ст. 5 ФЗ № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения. В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, – на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (п. 9).
В силу ст. 23.1 ФЗ № 196-ФЗ, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (п. 1). Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик (п. 3). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4).
В соответствии со ст.ст. 25, 27 ФЗ № 196-ФЗ, право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста, после соответствующей подготовки, сдачи квалификационных экзаменов, при отсутствии медицинских противопоказаний к водительской деятельности и подтверждается водительским удостоверением.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 28 ФЗ № 196-ФЗ, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», к заболеваниям, при наличии которых запрещается управление транспортными средством, относятся психические расстройства и расстройства поведения (психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями).
В силу приведенных норм, выявление у гражданина заболевания, которое в соответствии с установленным Постановлением Правительства РФ перечнем относится к заболеваниям, при наличии которых запрещается управление транспортным средством, может служить основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Как установлено в ходе судебного заседания, Акаеву З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение серии № №, категории «В», «С», что подтверждается сообщением УГИБДД МВД РД.
Согласно данным информации, поступивших из ГБУ ЦРП Буйнакского района, ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД» Бюро №, Акаев З.М. находится на учете в ГБУ ЦРП Буйнакского района у врача психиатра, а также в ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер», с диагнозом «Стойкое диссоциативное расстройство в виде выраженного депрессивно-ипохондрического синдрома с уходом в болезнь», неоднократно находился на стационарном лечении, является инвалидом второй группы по психическому заболеванию.
Учитывая, что у Акаева З.М. диагноз «Стойкое диссоциативное расстройство в виде выраженного депрессивно-ипохондрического синдрома с уходом в болезнь», неоднократно находился на стационарном лечении, является инвалидом второй группы по психическому заболеванию, с учета не снят, сведений об отсутствии стойкой ремиссии в материалы дела не представлено, то наличие данного заболевания при отсутствии стойкой ремиссии является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поскольку наличием водительского удостоверения у Акаева З.М. могут быть нарушены права лиц на безопасное передвижение по дорогам, круг которых не определен, прокурор г. Буйнакска обратился в защиту прав неопределенного круга на лиц с настоящим иском в суд.
Принимая во внимание, что у Акаева З.М. имеется психическое заболевание, состояние его здоровья в настоящее время препятствует безопасному управлению транспортными средствами, то данное обстоятельство является основанием к прекращению права ответчика на управление транспортными средствами.
Прекращение названного права ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в федеральный бюджет, в том числе зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 данного Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
При этом в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом указанного разъяснения, принимая во внимание, что прокурор г. Буйнакска как административный истец в силу ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку ответчик Акаев З.М., согласно административного искового заявления, является инвалидом II группы, освобожденного от уплаты государственной пошлины в силу подп. 2 п. 2 ст.333.36 НК РФ, государственная пошлина в размере 300 руб. взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора г.Буйнакска Ибрагимова Р.О. удовлетворить.
Прекратить действие права Акаев З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения, выданного МРЭО ГИБДД МВД по РД (дислокация <адрес>) ДД.ММ.ГГГГ, категории «В», «С».
Обязать Акаева З.М. сдать водительское удостоверение серии № №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Дагестан (дислокация г.Буйнакск).
Решение является основанием для внесения сведений в базу ИС ГИБДД о прекращении действия водительского удостоверения серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Акаев З.М..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Судья
Буйнакского районного суда Ш.Ш. Шуаев