г. Сыктывкар Дело № 2-9070/2024 (№ 33-7872/2024)
УИД 11RS0001-01-2024-014104-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2024 года гражданское дело по иску прокурора города Сыктывкара Республики Коми, действующего в интересах Омелиной Н.Ю., к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обеспечении техническими средствами реабилитации,
по апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., пояснения прокурора Елфимовой О.С., поддержавшей иск и возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сыктывкара Республики Коми в интересах Омелиной Н.Ю., обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по Республике Коми) об обеспечении Омелиной Н.Ю. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно: ...
В обоснование исковых требований указано, что Омелина Н.Ю. поставлена на учет для получения технических средств реабилитации, однако, не обеспечена указанными выше средствами реабилитации, чем нарушается её право на социальную защиту.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснила, что по поводу пудры ей звонили, что нужно подойти получить.
Представитель прокуратуры в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам письменных возражений.
Судом исковые требования прокурора г. Сыктывкара Республики Коми в интересах Омелиной Н.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об
обязании обеспечить техническими средствами реабилитации удовлетворены.
Обязано Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Омелину Н.Ю. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно: ...
Решение в части обеспечения Омелиной Н.Ю. ... не приводить к исполнению.
В апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми просит об отмене решения суда, ссылается на то, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура г. Сыктывкара просит оставить решение суда без изменения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Омелина Н.Ю. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, а именно, ....
На основании заявления от <Дата обезличена> Омелина Н.Ю. была поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), предусмотренными ИПРА.
В рамках действия государственных контрактов Омелиной Н.Ю. указанные средства реабилитации на момент обращения прокурора с иском в суд выданы не были.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и возложил на ответчика обязанность по обеспечению Омелиной Н.Ю. указанными техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил № 240 заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно абзацу первому пункта 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года N 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено, что Омелиной Н.Ю. выдано направление на получение технических средств реабилитации от <Дата обезличена> на получение ... на иные средства реабилитации направление не выдано.
Поскольку Омелина Н.Ю. своевременно не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой, то суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом, решение суда не подлежит приведению к исполнению в части обеспечения Омелиной Н.Ю. ...
Доводы апелляционной жалобы о возможности реализации гарантии обеспечения инвалида ТСР иными способами, в том числе путем выплаты денежной компенсации, использования электронного сертификата, не влияет на правильность выводов суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Омелиной Н.Ю. ТСР в натуре, поскольку право выбора способа обеспечения принадлежит истцу.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к тому, что ОСФР по РК имеет возможность обеспечить нуждающихся лиц техническими средствами реабилитации исходя из объема финансирования, поступающего из бюджета соответствующего уровня, а также с учетом сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ответчик указывает, что в настоящее время государственный контракт на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации отсутствует по объективным причинам.
Вместе с тем, указанные доводы не влияют на законность обжалуемого судебного акта, поскольку право инвалида, нуждающегося в государственном обеспечении средствами технической реабилитации, не может быть поставлено в зависимость ни от объемов финансирования указанных расходов, ни от процедуры заключения государственных контрактов.
Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Республике Коми – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 18 ноября 2024 года.
Председательствующий
Судьи