Решение по делу № 2а-599/2018 от 19.02.2018

Дело № 2а-599/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Филипповой И.В.

при секретаре Шапаренко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 08 мая 2018 года административное дело по административному иску Джуракуловой А. А. к администрации МР «Печора» о признании незаконным распоряжения в части определения срока сноса многоквартирного дома и срока отселения физических лиц, возложении обязанности устранить нарушения жилищных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Джуракулова А.А. обратилась в суд с административным иском к администрации МР «Печора» о признании незаконным распоряжения в части определения срока сноса многоквартирного дома и срока отселения физических лиц, возложении обязанности устранить нарушения жилищных прав, указывая, в обоснование требований, что проживает и является собственником квартиры, расположенной по адресу: **********, на основании акта межведомственной комиссии №... от **.**.** вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, распоряжением и.о. главы администрации МР «Печора» №...-р от **.**.** определен срок отселения и сноса данного дома – **.**.**, Джуракулова А.А. полагает, что установленный срок отселения является неразумным, поскольку состояние многоквартирного дома представляет реальную угрозу обрушения, что опасно для жизни и здоровья административного истца, кроме того, в случае разрушения данного дома нарушится право на выкуп принадлежащего Джуракуловой А.А. на праве собственности жилого помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Административный истец просит суд признать незаконным распоряжение администрации МО МР «Печора» №...-р от **.**.** в части определения срока сноса многоквартирного дома и срока отселения физических лиц в ********** до **.**.**; обязать администрацию МО МР «Печора» устранить нарушение ее жилищных прав и определить срок сноса многоквартирного дома и срока отселения физических лиц в указанном выше доме до **.**.**.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по г.Печоре.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований настаивала.

Представитель административного истца адвокат Шимлых В.Н., действующая на основании ордера №... от **.**.** (л.д. 60), административные исковые требования Джуракуловой А.А. поддержала.

Представитель административного ответчика Вьялицына Ю.В., действующая на основании доверенности от **.**.** №..., представившая диплом о высшем юридическом образовании, административные исковые требования не признала.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя заинтересованного лица Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по г.Печоре, извещенной о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, показания свидетеля В.с.И., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В ходе судебного разбирательства установлено:

Джуракулова А.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: **********, право собственности зарегистрировано **.**.** (л.д.20), имеет регистрацию по месту жительства по указанному адресу (л.д.12).

Согласно отчету АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» филиал по Республике Коми от **.**.**, представленному в межведомственную комиссию по результатам обследования общего состояния многоквартирного ********** в результате визуального обследования данного дома выявлено: несущие стены и ограждения конструкции дома находятся в недопустимом состоянии, в конструкции несущих стен и внутренних перекрытий имеются деформации, которые приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности здания в целом; пребывание граждан в таком здании не безопасно, сохранность инженерного оборудования при таком состоянии несущих конструкций находится под угрозой прорыва в результате неконтролируемой осадки конструкций стен, перекрытий, уровень надежности жилого дома доведен до недопустимого состояния; проведение капитального ремонта, включая замену инженерных сетей и выполнения мероприятий по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций – стен, чердачного перекрытия, экономически нецелесообразно, рекомендовано снять здание с баланса и снести (л.д.31-56).

Из акта городской межведомственной комиссии от **.**.** №..., составленного на основании вышеуказанного отчета, следует, что межведомственной комиссией выявлены основания для признания ********** аварийным и подлежащим сносу (л.д.23-24).

Актом городской межведомственной комиссии №... от **.**.** ********** признана непригодной для проживания (л.д.25).

Распоряжением администрации МО МР «Печора» №...-р от **.**.** «О признании многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу» определены сроки сноса многоквартирных домов и сроки отселения физических лиц в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу – до **.**.**, в том числе **********. Указанным распоряжением отделу жилищно-коммунального хозяйства поручено предъявить к собственникам помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении, требования о сносе многоквартирных домов в срок до **.**.** (л.д.29-30).

Указанный жилой дом в муниципальную и региональную программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из пункта 10 статьи 32 ЖК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.

Исходя из вышеприведенных норм следует, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома.

Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос дома, а орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Как следует из материалов дела, в том числе, представленного в суд отчета по обследованию спорного дома, объяснений стороны административного истца, показаний свидетеля В.с.И., приходящегося сыном Джуракуловой А.А., ********** находится в аварийном состоянии, проживание в нем невозможно, существует реальная угроза для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, в том числе административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что установленные распоряжением администрации МО МР «Печора» №...-р от **.**.** сроки отселения и сноса многоквартирного ********** до **.**.** не могут быть признаны разумными, поскольку не обеспечивают жилищные права собственника жилого помещения на безопасное и благоприятное проживание, учитывая, в том числе, ее пожилой возраст (****).

Столь длительный срок расселения и сноса многоквартирного дома нарушает права и интересы административного истца, поскольку износ конструкций жилого дома достиг недопустимого уровня, что представляет опасность для жизни и здоровья, проживающих в нем граждан, который может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, суд считает, что при определении срока отселения и снова многоквартирного жилого дома по адресу: ********** до **.**.** административным ответчиком не было учтены указанные обстоятельства.

В связи с изложенным, распоряжение администрации МО МР «Печора» №... от **.**.** в части установления сроков отселения и сноса многоквартирного дома до **.**.** подлежит признанию незаконным.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения в случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом, решение конкретных вопросов, связанных с расселением аварийного дома и его последующим сносом, как объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, относятся к компетенции администрации МР «Печора».

При таких обстоятельствах, требование административного истца о возложении на администрацию МО МР «Печора» обязанности устранить нарушение ее жилищных прав и определить срок сноса многоквартирного дома и срока отселения физических лиц в указанном выше доме до **.**.** удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным распоряжение администрации МО МР «Печора» №...-р от **.**.** в части установления сроков отселения физических лиц и сноса многоквартирного ********** ********** до **.**.**.

В остальной части административный иск Джуракуловой А. А. к администрации МР «Печора» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья - И.В.Филиппова

2а-599/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Джуракулова А.А.
Джуракулова Антонина Александровна
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
ГЖИ по г.Печоре
Шимлых Вера Николаевна
Шимлых В.Н.
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
19.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2018[Адм.] Судебное заседание
08.05.2018[Адм.] Судебное заседание
17.04.2020Регистрация административного искового заявления
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее