Решение по делу № 33-8258/2023 от 10.10.2023

Советский районный суд РД

Судья Омарова М.А.

Номер дела в суде 1-й инстанции: 2-2177/2023

УИД 05RS0038-01-2022-004679-24

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 ноября 2023 года по делу 33-8258/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Акимовой Л.Н. и Шабровой А.А.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азизова Кади Ибрагимовича, ООО «Ермошкина-113» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома незаконным, по апелляционной жалобе представителя ООО «Ермошкина -113» по доверенности Касумова Т.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 08 июня 2023 года,

Заслушав доклад судьи Акимовой Л.Н., объяснения представителейООО «Ермошкина -113» по доверенности Касумова Т.А. и Гасанханова Г.Г.,просивших решение суда отменить, судебная коллегия

установила:

Азизов Кади Ибрагимович и ООО «Ермошкина-113» обратились в суд с иском к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании отказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» выраженный в письменном отказе в выдаче ООО «Ермошкина-113» разрешения на строительство от 03.12.2021 года за №51.07/10726/21 признать незаконным; обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» выдать ООО «Ермошкина-113» разрешение на строительство 16-ти этажного 2-х подъездного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения и двухуровневым надземным паркингом, на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: РД<адрес>, на основании ранее поданного заявления с приложенными документами (вх. №51.01-МУ-2141-Т21 от 25.11.2021г.); взыскании с МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» в пользу ООО «Ерморшкина-113» упущенную выгоду в размере 300 000 рублей; взыскании с МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» в пользу Азизова Кади Ибрагимовича денежную сумму в размере 200 000 рублей, в счет компенсации морального вреда.

В обосновании исковых требований указано, что ООО «Ермошкина-113» в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратилось в адрес МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 16-тиэтажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1892 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве аренды в соответствии с заключенным договором аренды от 03.10.2021, с приложением следующих документов: выписка из ЕГРН от 19.10.2021 и 20.10.2021; проект на строительство 16-тиэтажного многоквартирного жилого дома; положительное заключение экспертизы проекта 05-1-2-2-069231-2021 от 23.11.2021; инженерные изыскания; градостроительный план земельного участка за №РД-05-2-01-1-00-2021-3427; технические условия на электричество №35664/2021/ДЭ/МАХАГЭС от 21.10.2021, на воду ПТО-ТУ-431 от 21.10.2021; на присоединение к тепловым сетям от 20.10.2021; проект планировки территории.

Уведомлением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 3 декабря 2021 года за №51.07/10726/21 ООО «Ермошкина-113» отказано в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги - выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства- 16-ти этажного многоквартирного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1892 кв.м., расположенного по адресу: РД, г. <адрес>, за подписью Врио. Начальника Управления Галбацова Т. А-М.

Указанный отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-р от 23 апреля 2020 года.

Просят признать незаконным указанный отказ, поскольку ни административным регламентом, ни Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены указанные основания в качестве оснований для отказав в предоставлении указанной муниципальной услуги.

Также указывается на то, что несостоятелен довод ответчика указанный в отказе о том, что представленное положительное заключение экспертизы проектной документации №05-1-2-2-069231 -2021 от 23 ноября 2021 года отсутствует в реестре государственной информационной системе – единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ГИС ЕГРЗ), поскольку застройщик помимо самого заключения не обязан предоставлять сведения о наличии его в ГИС ЕГРЗ. Более того, согласно сведениям сайта ГИС ЕГРЗ указанное положительное заключение зарегистрировано и имеется в свободном доступе.

Указывает, что между истцами ООО «Ермошкина-113» и Азизовым К.И. заключен предварительный договор купли-продажи от 29.10.2021 будущей квартиры, предметом которого является квартира, общей площадью 60 кв.м., на 5-м этаже.

Поскольку ответчик незаконно отказал ООО «Ермошкина-113» в выдаче разрешения на строительство, то нарушаются права и законные интересы Азизова К.И., которые на данной стадии могут быть восстановлены путем взыскания с ответчика денежной суммы в счет компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей, а права ООО «Ермошкина-113» путем взыскания упущенной выгоды в размере 300 000 рублей.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 8 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Азизова Кади Ибрагимовича и ООО «Ермошкина-113» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» отказано.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Ермошкина -113» Каасумов Т.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указано, что суд не принял во внимание то, что истец ООО «Ермошкина-113» приступил к освоению земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования относительно его расположения в приаэродомной территории, проектная документация разработана в соответствии с представленным в материалы дела утвержденным градостроительным планом.

Ответчиком практически весь город Махачкала включен в приаэродромную территорию аэродрома «Уйташ». Однако указанные действия проведены вопреки интересам правообладателей земельных участков, попадающих в данную зону, которые составляют значительную часть территории г. Махачкалы. Такие действия ограничивают гарантированные Конституцией РФ принципы осуществления и реализации права собственности, использовать земельные участка строго в соответствии с их видом разрешенного использования.

В этой связи, в настоящее время Администрацией г.Махачкалы проводятся мероприятия по устранению нарушений, допущенных в ходе установления зоны с особыми условиями использования территории (заключен муниципальный контракт на проведение мероприятий по изменению указанной зоны), что также свидетельствует о необоснованности ограничения использования земельных участков их правообладателями и неправомерности отказа МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации ГОсВД г.Махачкалы административным истцам в выдаче разрешения на строительство.

31.07.2023 ООО «Ермошкина-113» обратилось на имя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Нередько А.В. с просьбой разъяснить порядок применения приказов Росавиации №415-П от 20.04.2020 и №313-П от 18.05.2023.

Ответ на данное письмо был получен 03.08.2023. Согласно ответу Приказ Росавиации №415-П от 20.04.2020 признан утратившим силу, а приказом №313-П от 18.05.2023 принято решение об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Махачкала (Уйташ) в составе 1-6 подзоны.

Тем самым земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: РД, г.Махачкала, ул.Ермошкина, №111, 113, 115а не расположен на-приаэродромной территории и оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст.ст. 113,117 ГПК РФ, судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу части 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. (п. 5 ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции: объекта капитального строительства (пп.6, п. 5 ст. 51 ГрК РФ).

В силу п. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи в орган местного самоуправления

К указанному заявлению прилагаются документы, перечень которых предусмотрен данной нормой.

В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ представленные Обществом документы должны проверяться на соответствие требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка.

Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 данной статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи 5 представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Исходя из положений части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно п. 2.3 административного регламента Администрации ГосВД «город Махачкала» о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", утвержденного Постановлением главы города от 2 ноября 2018 года N1399 результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача разрешения на строительство Заявителям, осуществляющим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, согласно форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр; мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство.

Пунктом 2.12 указанного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство, а именно: 1) отсутствие документов, указанных в пунктах 2.8, 2.9 Регламента; 2) несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; 3) несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 4) обращение заявителя за предоставлением муниципальной услуги в отношении объектов капитального строительства многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории; 5) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 6) в случае если заявление о выдаче разрешения на строительство подано не всеми лицами, в чьей долевой собственности находится объект недвижимого имущества.

Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим.

Отказ не препятствует повторной подаче документов при устранении оснований, по которым отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Как усматривается из материалов дела ООО «Ермошкина-113» в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратилось в адрес МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 16-ти этажного многоквартирного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1892 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве аренды в соответствии с заключенным договором аренды от 03.10.2021 года.

К указанному заявлению были приложены следующие документы: выписки из ЕГРН от 19.10.2021 и 20.10.2021; проект на строительство 16-ти этажного многоквартирного жилого дома; положительное заключение экспертизы проекта 05-1-2-2-069231-2021 от23.11.2021; инженерные изыскания; градостроительный план земельного участка за №РД-05-2-01-1-00-2021-3427; технические условия на электричество №35664/2021/ДЭ/МАХАГЭС от 21.10.2021, на воду ПТО-ТУ-431 от 21.10.2021; на присоединение к тепловым сетям от 20.10.2021 г; проект планировки территории.

Уведомлением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 3 декабря 2021 года за №51.07/10726/21 ООО «Ермошкина-113» отказано в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги - выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства- 16-ти этажного многоквартирного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1892 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за подписью Врио. Начальника Управления Галбацова Т. А-М.

Указанный отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-р от 23 апреля 2020 года.

Между ООО «Ермошкина -113» и Азизовым К.И, заключен предварительный договор купли-продажи от 29.10.2021 года будущей квартиры, предметом которого является квартира, общей площадью 60 кв.м., на 5-м этаже.

Как следует из представленных стороной истца доказательств одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило то, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-р от 23 апреля 2020 года.

Пунктом 19 статьи 9 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий", в частности статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации, к каковым относится приаэродромная территория (пункт 8).

В соответствии с положениями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату вынесения приказа Росавиации об установлении приаэродромной территории аэропорта Махачкала (Уйташ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Названным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 7 части 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что седьмая подзона является подзоной в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно- эпидемиологическим требованиям.

В силу части 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного с первой по шестую подзону согласования уполномоченного органа, а также предусмотренного для седьмой подзоны санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями,, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 7 статьи 4 этого же федерального закона в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах приаэродромных территорий, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Часть 8 статьи 3 Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что в случае, если до 01.01.2021 седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до 01.01.2025.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В случаях, предусмотренных настоящей частью, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется.

По настоящему делу приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ) установлена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.04.2020 №415-П.

Указывая на то, что Приказ Росавиации №415-п издан 23.04.2020, соответствующие изменения в связи с этим приказом в части ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в границах приаэродромной территории внесены в правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» ПЗЗ решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 29.04.2021 №9-4, вступившим в силу 07.05.2021, истец полагает, что ответчиком незаконно была сделана попытка распространить указанные нормы на ранее возникшие правоотношения.

Вместе с тем, как следует в данном конкретном случае, спорный земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет 13.10.2021 и принадлежит на праве собственности ООО «ЕТ-Эстейт» на основании договоров купли-продажи, заключенных в период май-сентябрь 2021 года, что следует из выписки из ЕГРН от 19.10.2021. Договор аренды в отношении указанного участка был заключен между ООО «ЕТ-Эстейт» и ООО «Ермошкина-113» 13.10.2021 и зарегистрирован в управлении Росреестра по Республике Дагестан 20.10.2021.

При этом, согласно приказу Росавиации от 23.04.2020 № 415-П установлены ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости.

Ссылка представителя истца на приказ Росавиации №313-П от 18.05.2023, не влияет на обоснованность принятого МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы» отказа и не имеет правового значения при разрешении данного спора, поскольку вышеуказанный приказ не исключает седьмую подзону, на которой расположен земельный участок ООО «Ермошкина-113», из подзоны приаэродромной территории.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истцов.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы о том, что на основании приказа Росавиации №560-П от 24 июля 2023 года приказ Росавиации №415-П от 23.04.2020 «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ)» признан утратившим силу, основанием к отмене решения суда служить не могут, поскольку на момент принятия решения ответчиком об отказе в выдаче истцу разрешения на строительство приказ Росавиации №415-П от 23.04.2020 являлся действующим.

Кроме того, согласно административному регламенту, утв. постановлением Администрации ГОсВД "город Махачкала" от 02.11.2018 N1399, отказ в выдаче разрешения на строительство не препятствует повторной подаче документов при устранении оснований, по которым отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Доводы жалобы о том, что приказ Росавиации №415-П от 23.04.2020 государственную регистрацию в Минюсте России не проходил, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (в редакции, действующей на момент принятия приказа Росавиации №415-П от 23.04.2020) государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Учитывая изложенное, приказ Росавиации №415-П от 23.04.2020 не относился к тем актам, которые подлежали обязательной государственной регистрации.

В соответствии с абзацем пятым пункта 17 Правил нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы от 8 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Советский районный суд РД

Судья Омарова М.А.

Номер дела в суде 1-й инстанции: 2-2177/2023

УИД 05RS0038-01-2022-004679-24

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 ноября 2023 года по делу 33-8258/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Акимовой Л.Н. и Шабровой А.А.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азизова Кади Ибрагимовича, ООО «Ермошкина-113» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома незаконным, по апелляционной жалобе представителя ООО «Ермошкина -113» по доверенности Касумова Т.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 08 июня 2023 года,

Заслушав доклад судьи Акимовой Л.Н., объяснения представителейООО «Ермошкина -113» по доверенности Касумова Т.А. и Гасанханова Г.Г.,просивших решение суда отменить, судебная коллегия

установила:

Азизов Кади Ибрагимович и ООО «Ермошкина-113» обратились в суд с иском к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании отказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» выраженный в письменном отказе в выдаче ООО «Ермошкина-113» разрешения на строительство от 03.12.2021 года за №51.07/10726/21 признать незаконным; обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» выдать ООО «Ермошкина-113» разрешение на строительство 16-ти этажного 2-х подъездного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения и двухуровневым надземным паркингом, на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: РД<адрес>, на основании ранее поданного заявления с приложенными документами (вх. №51.01-МУ-2141-Т21 от 25.11.2021г.); взыскании с МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» в пользу ООО «Ерморшкина-113» упущенную выгоду в размере 300 000 рублей; взыскании с МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» в пользу Азизова Кади Ибрагимовича денежную сумму в размере 200 000 рублей, в счет компенсации морального вреда.

В обосновании исковых требований указано, что ООО «Ермошкина-113» в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратилось в адрес МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 16-тиэтажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1892 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве аренды в соответствии с заключенным договором аренды от 03.10.2021, с приложением следующих документов: выписка из ЕГРН от 19.10.2021 и 20.10.2021; проект на строительство 16-тиэтажного многоквартирного жилого дома; положительное заключение экспертизы проекта 05-1-2-2-069231-2021 от 23.11.2021; инженерные изыскания; градостроительный план земельного участка за №РД-05-2-01-1-00-2021-3427; технические условия на электричество №35664/2021/ДЭ/МАХАГЭС от 21.10.2021, на воду ПТО-ТУ-431 от 21.10.2021; на присоединение к тепловым сетям от 20.10.2021; проект планировки территории.

Уведомлением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 3 декабря 2021 года за №51.07/10726/21 ООО «Ермошкина-113» отказано в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги - выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства- 16-ти этажного многоквартирного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1892 кв.м., расположенного по адресу: РД, г. <адрес>, за подписью Врио. Начальника Управления Галбацова Т. А-М.

Указанный отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-р от 23 апреля 2020 года.

Просят признать незаконным указанный отказ, поскольку ни административным регламентом, ни Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены указанные основания в качестве оснований для отказав в предоставлении указанной муниципальной услуги.

Также указывается на то, что несостоятелен довод ответчика указанный в отказе о том, что представленное положительное заключение экспертизы проектной документации №05-1-2-2-069231 -2021 от 23 ноября 2021 года отсутствует в реестре государственной информационной системе – единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ГИС ЕГРЗ), поскольку застройщик помимо самого заключения не обязан предоставлять сведения о наличии его в ГИС ЕГРЗ. Более того, согласно сведениям сайта ГИС ЕГРЗ указанное положительное заключение зарегистрировано и имеется в свободном доступе.

Указывает, что между истцами ООО «Ермошкина-113» и Азизовым К.И. заключен предварительный договор купли-продажи от 29.10.2021 будущей квартиры, предметом которого является квартира, общей площадью 60 кв.м., на 5-м этаже.

Поскольку ответчик незаконно отказал ООО «Ермошкина-113» в выдаче разрешения на строительство, то нарушаются права и законные интересы Азизова К.И., которые на данной стадии могут быть восстановлены путем взыскания с ответчика денежной суммы в счет компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей, а права ООО «Ермошкина-113» путем взыскания упущенной выгоды в размере 300 000 рублей.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 8 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Азизова Кади Ибрагимовича и ООО «Ермошкина-113» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» отказано.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Ермошкина -113» Каасумов Т.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указано, что суд не принял во внимание то, что истец ООО «Ермошкина-113» приступил к освоению земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования относительно его расположения в приаэродомной территории, проектная документация разработана в соответствии с представленным в материалы дела утвержденным градостроительным планом.

Ответчиком практически весь город Махачкала включен в приаэродромную территорию аэродрома «Уйташ». Однако указанные действия проведены вопреки интересам правообладателей земельных участков, попадающих в данную зону, которые составляют значительную часть территории г. Махачкалы. Такие действия ограничивают гарантированные Конституцией РФ принципы осуществления и реализации права собственности, использовать земельные участка строго в соответствии с их видом разрешенного использования.

В этой связи, в настоящее время Администрацией г.Махачкалы проводятся мероприятия по устранению нарушений, допущенных в ходе установления зоны с особыми условиями использования территории (заключен муниципальный контракт на проведение мероприятий по изменению указанной зоны), что также свидетельствует о необоснованности ограничения использования земельных участков их правообладателями и неправомерности отказа МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации ГОсВД г.Махачкалы административным истцам в выдаче разрешения на строительство.

31.07.2023 ООО «Ермошкина-113» обратилось на имя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Нередько А.В. с просьбой разъяснить порядок применения приказов Росавиации №415-П от 20.04.2020 и №313-П от 18.05.2023.

Ответ на данное письмо был получен 03.08.2023. Согласно ответу Приказ Росавиации №415-П от 20.04.2020 признан утратившим силу, а приказом №313-П от 18.05.2023 принято решение об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Махачкала (Уйташ) в составе 1-6 подзоны.

Тем самым земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: РД, г.Махачкала, ул.Ермошкина, №111, 113, 115а не расположен на-приаэродромной территории и оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст.ст. 113,117 ГПК РФ, судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу части 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. (п. 5 ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции: объекта капитального строительства (пп.6, п. 5 ст. 51 ГрК РФ).

В силу п. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи в орган местного самоуправления

К указанному заявлению прилагаются документы, перечень которых предусмотрен данной нормой.

В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ представленные Обществом документы должны проверяться на соответствие требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка.

Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 данной статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи 5 представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Исходя из положений части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно п. 2.3 административного регламента Администрации ГосВД «город Махачкала» о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", утвержденного Постановлением главы города от 2 ноября 2018 года N1399 результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача разрешения на строительство Заявителям, осуществляющим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, согласно форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр; мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство.

Пунктом 2.12 указанного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство, а именно: 1) отсутствие документов, указанных в пунктах 2.8, 2.9 Регламента; 2) несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; 3) несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 4) обращение заявителя за предоставлением муниципальной услуги в отношении объектов капитального строительства многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории; 5) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 6) в случае если заявление о выдаче разрешения на строительство подано не всеми лицами, в чьей долевой собственности находится объект недвижимого имущества.

Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим.

Отказ не препятствует повторной подаче документов при устранении оснований, по которым отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Как усматривается из материалов дела ООО «Ермошкина-113» в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратилось в адрес МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 16-ти этажного многоквартирного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1892 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве аренды в соответствии с заключенным договором аренды от 03.10.2021 года.

К указанному заявлению были приложены следующие документы: выписки из ЕГРН от 19.10.2021 и 20.10.2021; проект на строительство 16-ти этажного многоквартирного жилого дома; положительное заключение экспертизы проекта 05-1-2-2-069231-2021 от23.11.2021; инженерные изыскания; градостроительный план земельного участка за №РД-05-2-01-1-00-2021-3427; технические условия на электричество №35664/2021/ДЭ/МАХАГЭС от 21.10.2021, на воду ПТО-ТУ-431 от 21.10.2021; на присоединение к тепловым сетям от 20.10.2021 г; проект планировки территории.

Уведомлением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 3 декабря 2021 года за №51.07/10726/21 ООО «Ермошкина-113» отказано в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги - выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства- 16-ти этажного многоквартирного жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1892 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за подписью Врио. Начальника Управления Галбацова Т. А-М.

Указанный отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-р от 23 апреля 2020 года.

Между ООО «Ермошкина -113» и Азизовым К.И, заключен предварительный договор купли-продажи от 29.10.2021 года будущей квартиры, предметом которого является квартира, общей площадью 60 кв.м., на 5-м этаже.

Как следует из представленных стороной истца доказательств одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило то, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-р от 23 апреля 2020 года.

Пунктом 19 статьи 9 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий", в частности статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации, к каковым относится приаэродромная территория (пункт 8).

В соответствии с положениями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату вынесения приказа Росавиации об установлении приаэродромной территории аэропорта Махачкала (Уйташ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Названным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 7 части 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что седьмая подзона является подзоной в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно- эпидемиологическим требованиям.

В силу части 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного с первой по шестую подзону согласования уполномоченного органа, а также предусмотренного для седьмой подзоны санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями,, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 7 статьи 4 этого же федерального закона в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах приаэродромных территорий, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Часть 8 статьи 3 Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что в случае, если до 01.01.2021 седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до 01.01.2025.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В случаях, предусмотренных настоящей частью, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется.

По настоящему делу приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ) установлена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.04.2020 №415-П.

Указывая на то, что Приказ Росавиации №415-п издан 23.04.2020, соответствующие изменения в связи с этим приказом в части ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в границах приаэродромной территории внесены в правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» ПЗЗ решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 29.04.2021 №9-4, вступившим в силу 07.05.2021, истец полагает, что ответчиком незаконно была сделана попытка распространить указанные нормы на ранее возникшие правоотношения.

Вместе с тем, как следует в данном конкретном случае, спорный земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет 13.10.2021 и принадлежит на праве собственности ООО «ЕТ-Эстейт» на основании договоров купли-продажи, заключенных в период май-сентябрь 2021 года, что следует из выписки из ЕГРН от 19.10.2021. Договор аренды в отношении указанного участка был заключен между ООО «ЕТ-Эстейт» и ООО «Ермошкина-113» 13.10.2021 и зарегистрирован в управлении Росреестра по Республике Дагестан 20.10.2021.

При этом, согласно приказу Росавиации от 23.04.2020 № 415-П установлены ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости.

Ссылка представителя истца на приказ Росавиации №313-П от 18.05.2023, не влияет на обоснованность принятого МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы» отказа и не имеет правового значения при разрешении данного спора, поскольку вышеуказанный приказ не исключает седьмую подзону, на которой расположен земельный участок ООО «Ермошкина-113», из подзоны приаэродромной территории.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истцов.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы о том, что на основании приказа Росавиации №560-П от 24 июля 2023 года приказ Росавиации №415-П от 23.04.2020 «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ)» признан утратившим силу, основанием к отмене решения суда служить не могут, поскольку на момент принятия решения ответчиком об отказе в выдаче истцу разрешения на строительство приказ Росавиации №415-П от 23.04.2020 являлся действующим.

Кроме того, согласно административному регламенту, утв. постановлением Администрации ГОсВД "город Махачкала" от 02.11.2018 N1399, отказ в выдаче разрешения на строительство не препятствует повторной подаче документов при устранении оснований, по которым отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Доводы жалобы о том, что приказ Росавиации №415-П от 23.04.2020 государственную регистрацию в Минюсте России не проходил, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (в редакции, действующей на момент принятия приказа Росавиации №415-П от 23.04.2020) государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Учитывая изложенное, приказ Росавиации №415-П от 23.04.2020 не относился к тем актам, которые подлежали обязательной государственной регистрации.

В соответствии с абзацем пятым пункта 17 Правил нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы от 8 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8258/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Азизов Кади Ибрагимович
ООО Ермошкина- 113
Ответчики
МКУ УПравление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы
Другие
Касумов Т.А.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
10.10.2023Передача дела судье
10.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Передано в экспедицию
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее