Решение по делу № 33а-16419/2021 от 18.08.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

        № 33а-16419/2021

        по делу № 2а-1630/2021

08 сентября 2021 года                                                                          г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                                      Портновой Л.В.

судей                                                                                 Багаутдиновой А.Р.

                                                                                           Ситник И.А.

с участием прокурора                                                      Сафина А.Р.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи                        Дубницкой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК 3 УФСИН России по Республике Башкортостан об установлении административного надзора в отношении Костюка А. С., дата года рождения,

по апелляционной жалобе Костюка А. С. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 09 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным иском в соответствии с положениями Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" об установлении административного надзора в отношении Костюка А.С. в связи с наличием опасного рецидива сроком 8 лет и установлении ему ограничений в виде запрещения пребывания в определенных местах, а именно местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки; запрещения пребывания вне места жительства в период с 00.00 до 06.00 часов, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графика; запрещения выезда за пределы места регистрации, места жительства без разрешения ОВД, возложении обязанности являться на регистрацию в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения четыре раза в месяц. Осужденный подлежит освобождению 28 апреля 2021 года.

Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 09 февраля 2021 года постановлено:

административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан об установлении административного надзора в отношении Костюка А. С. удовлетворить частично.

Установить в отношении Костюка А. С., дата года рождения, административный надзор сроком на 8 лет, исчисляемый со дня постановки его на учет по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, с возложением на него следующих административных ограничений:

запрещение пребывания в определенных местах, а именно в местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 00 часов до 06 часов за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику;

запрещение выезда за пределы места регистрации, места жительства без разрешения органа внутренних дел;

обязать явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В апелляционной жалобе Костюк А.С. просит решение суда первой инстанции отменить в связи с его несоответствием фактическим обстоятельствам и преждевременностью принятия.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что он не был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, исполняет все установленные законом требования, имеет ряд поощрений за добросовестное отношение к труду и примеренное поведение, трудоустроен.

Также имеет постановление от дата Калининского районного суда адрес о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Указал, что в соответствии с Конституцией РФ, лицо не может быть осуждено дважды за одно и то же преступление, в связи с чем установление административного надзора сроком на 8 лет считает незаконным.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Костюк А.С., участие которого было обеспечено посредством видео-конференц-связи на базе Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Сафина А.Р., укказавшего, что срок административного надзора на 8 лет отвечает требованиям Федерального закона № 64-ФЗ и не может быть изменен по доводам, изложенным в апелляционной жалобы, указавшего необходимым изменить решение суда в части установленного ограничения в виде запрета выезда за пределы места регистрации, конкретизировав запрет выезда за пределы адрес Республики Башкортостан, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии со статьей 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

В силу положений ч.1 ст.1 Федерального закона от 06.04.2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных административных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей по соблюдению временных ограничений.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Костюк А. С., дата года рождения, отбывает наказание ФКУ ИК-3 УФСИН России по адрес.

Приговором Ленинского районного суда адрес от дата Костюк А.С. осужден по п. «№... УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ч.5 ст.74, ст.70 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима, в действиях Костюка А.С. установлен опасный рецидив.

Как усматривается из характеристики на осужденного, Костюк А.С. характеризуется отрицательно.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Костюк А.С. является лицом, к которому в соответствии с ч. 1, ч.3 ст. 3 Федерального закона от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» устанавливается административный надзор.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

На основании изложенного суд посчитал необходимым установить в отношении Костюка А.С. административный надзор сроком на 8 лет, исчисляемый со дня постановки его на учет по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части установления Костюк А.С. административного надзора с установлением его срока на 8 лет.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что лицо не может быть осуждено дважды за одно и то же преступление, в связи с чем установление административного надзора сроком на 8 лет является незаконным, суд апелляционной инстанции разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством РФ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, в отношении которых установлен административный надзор, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с требованиями пункта 1 части третьей статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.

Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.

Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

При принятии решения об установлении в отношении Костюк А.С. административного надзора, судом первой инстанции также были возложены административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах, а именно в местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 00 часов до 06 часов за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику; запрещение выезда за пределы места регистрации, места жительства без разрешения отдела полиции; обязать явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Судебная коллегия соглашается с перечнем установленных Костюк А.С. административных ограничений.

При этом, пункт 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" допускает установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.

Законодатель, установив ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, имел целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, но не предполагал воспрепятствование осуществлению этим лицом жизненно и социально необходимых прав.

В то же время, суд, устанавливая административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы места регистрации, места жительства без разрешения отдела полиции, при этом наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, границы которого не разрешается покидать административному ответчику в период действия административного надзора, судом не указаны.

Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным.

Правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел, не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.

Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного Кодекса).

Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Костюк А.С. зарегистрирован по адресу: адрес.

Таким образом, в резолютивной части решения надлежит указать на возможность выезда Костюк А.С. за пределы адрес без разрешения органа внутренних дел не соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ.

Иные ограничения, установленные Костюк А.С. судом, соответствуют требованиям ст. 4 Федерального закона от дата N 64-ФЗ (ред. от дата) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Судебная коллегия отмечает, что административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).

Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и другие).

При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем, в случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

    Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 09 февраля 2021 года изменить.

Абзац 5 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

- запретить выезд за пределы муниципального образования адрес без уведомления контролирующего органа МВД России.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Костюка А. С. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

    Председательствующий                                       Портнова Л.В.

    Судьи                                                          Багаутдинова А.Р.

                                              Ситник И.А.

Справка: судья Рахимова Р.В.

33а-16419/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-3 УФСИН России по РБ
Прокурор Калининского района г.Уфы
Ответчики
Костюк Александр Сергеевич
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Портнова Лидия Викторовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
19.08.2021Передача дела судье
08.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Передано в экспедицию
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее