Судья Постоялко С.А. Дело № 33-1368/2019
Докладчик Вегелина Е.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Вегелиной Е.П., Галаевой Л.Н.,
при секретаре СЕС,
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 12 февраля 2019 года дело по апелляционной жалобе мэрии <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Исковые требования ВДВ удовлетворить.
Возложить на мэрию <адрес> обязанность предоставить ВДВ по договору найма специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств областного бюджета <адрес>».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вегелиной Е.П., объяснения ВДВ, объяснения представителя министерства труда и социального развития <адрес> МЕГ, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ВДВ обратилась в с иском к мэрии <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес>, в котором просит обязать Мэрию <адрес> предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда специализированного использования по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления площади помещения не менее 30 квадратных метров.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что она обладает статусом лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В настоящий момент истец жильем так и не обеспечена, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна мэрия <адрес>. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ВДВ
Представитель мэрии <адрес> в апелляционной жалобе указывает, что истец на основании приказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-од включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании указанного приказа истец включена в общегородской список по городу Новосибирску под №. При этом в отсутствие надлежащего финансирования из субъекта РФ по приобретению жилых помещений для детей-сирот мэрия не может исполнить решение суда без соответствующего финансирования.
Полагает суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно пункта 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» - финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета <адрес>.
Мэрия <адрес> ежегодно направляет в Министерство социального развития заявку для расчета планируемого объема субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежащих обеспечению жилым помещением, включены 1561 человек, из них 974 человек, у которых право на получение жилого помещения возникло, но не реализовано.
Между мэрией <адрес> и министерством социального развития ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение №, в соответствии с которым мэрии <адрес> на 2018 год выделены лимиты бюджетных обязательств в сумме 15.821.000 руб. с учетом изменений в октябре 2018 года. Таким образом, потребность в средствах для указанных целей в разы превышает выделенные лимиты бюджетных ассигнований.
В настоящее время предоставленные субвенции освоены в полном объеме, по муниципальным контрактам приобретены 4 квартиры, жилые помещения предоставлены лицам данной категории во исполнение судебных актов, которые ранее вступили в законную силу, при этом дополнительного объема субвенций, достаточного для обеспечения истицы жилым помещением в порядке очередности, как предусмотрено действующим законодательством мэрии <адрес> из областного бюджета не выделялось, в то же время исполнение требование исполнительного документа за счет перераспределения финансовых средств из других расходных статей бюджета, имеющих иное целевое назначение БК РФ не допускается, в связи с чем, исполнить решение суда в настоящее время не представляется возможным.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ВДВ родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6,7).
Заочным Решением Бичурского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ВВБ, мать истицы и ШВФ, отец истицы лишены родительских прав (л.д. 9-10).
Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ВДВ направлена в Малокуналейский Детский дом и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 11,14).
Постановлением Главы администрации Муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ВДВ была передана в приемную семью (л.д. 12-13).
Приказом <адрес> №-од от ДД.ММ.ГГГГ истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ за № Управлением по жилищным вопросам мэрии <адрес> был представлен ответ на обращение истицы, из которого следует, что на ДД.ММ.ГГГГ в списке из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилым помещением в <адрес> её номер очереди (среди лиц, достигших совершеннолетия) - 530 (л.д. 16).
Из представленного суду отзыва Управления по жилищным вопросам мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилым помещением в <адрес>.
В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта и выпиской из домовой книги. Фактически проживала по адресу: <адрес> Центр развития семьи «Материнская обитель».
С ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу: <адрес> комната 14 (общежитие), что подтверждается договором найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Управления Росреестра по <адрес>, АО «Ростехнвентаризация - Федеральное БТИ» у истицы отсутствуют, принадлежащие ей на праве собственности, какие-либо жилые помещения. Из справки МКУ <адрес> «Городское жилищное агентство» следует, что ВДВ право на приватизацию жилого помещения не использовала.
Разрешая спор и постанавливая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что с момента включения истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у мэрии <адрес> возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения за счет средств областного бюджета <адрес>.
Поскольку ВДВ является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достигла возраста 18 лет, суд посчитал требования истца о предоставлении ему по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, которыми руководствовался суд.
Так, согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа таковых, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также тем, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, - однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
В ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Закона №-ОЗ установлено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом. В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Форма заявления устанавливается уполномоченным органом.
Согласно ч. 8 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа таковых в список - осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно положениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, обязанность предоставления жилого помещения возложена на мэрию <адрес> - за счет средств областного бюджета <адрес>.
При названных нормах закона и установленных выше обстоятельствах дела иск удовлетворен правомерно.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что недостаточно финансирования из субъекта РФ для приобретения истцу жилого помещения, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, кроме того, направлены на иное толкование действующего законодательства.
Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, доводы жалобы не содержат.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи