дело № 3а-16/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола                        31 мая 2019 г.

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Медведевой И.А.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саргсяна В. И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Республики Марий Эл об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Саргсян В.И. обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к указанным выше ответчикам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 12:05:0401001:743, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 18 марта 2013 г. согласно отчету об оценке № 05/11-17/18, составленному 7 ноября 2018 г.
ИП Семагиным Д.А., в размере <...> руб., ссылаясь на то, что является арендатором указанного земельного участка, арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Результаты кадастровой оценки в размере <...> руб. значительно превышают рыночную стоимость земельного участка.

В судебное заседание Саргсян В.И., а также представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее – Управление Росреестра по Республике Марий Эл) не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель Управления Росреестра по Республике Марий Эл направил ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель Саргсяна В.И. адвокат Ямщиков В.Г. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 марта 2013 г. в размере 3 527 000 руб., согласно заключению судебной экспертизы.

Представитель Правительства Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением эксперта от 7 мая 2019 г. № Э-0182/2019, не возражала.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ ФКП «Росреестра») в лице представителя Филиала по Республике Марий Эл Кондратенко Н.В., указала, что учреждение является по делу ненадлежащими ответчиком, против установления судом рыночной стоимости указанного земельного участка в размере <...> руб. не возражала.

Представитель администрации городского округа «Город
Йошкар-Ола» и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Александрова А.В. с выводами экспертизы согласилась, против установления кадастровой стоимости в размере определенной при проведении судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка не возражала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно договору аренды земельного участка № 4973/2010-н, заключенному 26 октября 2010 г. между муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и Л., последнему на основании постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26 октября 2010 г. № 3052 предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 4605,0 кв.м, кадастровый <№>, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для хранения и складирования строительных материалов, территориально-экономическая оценочная зона <№>.

Впоследствии кадастровый номер земельного участка был изменен на <№>, что закреплено в подписанном 11 апреля 2013 г. дополнительном соглашении № 1001д.

25 сентября 2014 г. Л. передал в собственность
Саргсяна В.И. по договору купли-продажи № 1 имущество: площадку из железобетонных плит, железнодорожные ворота, железобетонный забор, КТП-ПК-250 с силовым трансформатором, расположенные на указанном земельном участке.

По договору уступки от 10 октября 2014 г. Л. передал права и обязанности по договору аренды земельного участка Саргсяну В.И.

В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

Согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от
27 февраля 2018 г. № 09-16/1182 арендная плата с 1 января 2018 г. исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка, равной <...> руб.

Судом установлено, что кадастровая стоимость арендуемого административным истцом земельного участка определена 7 февраля 2018 г. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл по состоянию на 18 марта 2013 г. на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе групп видов разрешенного использования, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 г. № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл», (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 23 ноября 2017 г. № 441
«О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл», (приложение № 2), подлежащих применению с
1 января 2018 г. в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2017 г. № 242 «О применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в Республике Марий Эл», и составляет <...> руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса
Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля
1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля
1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 12:05:0401001:743, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 4605 +/- 24 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для хранения и складирования строительных материалов, поставлен на кадастровый учет 18 марта 2013 г. (л.д.125-137).

Указанная дата в соответствии с приведенными нормами законодательства является датой определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка определена актом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл, составленным 8 февраля 2018 года, в размере <...> руб. (л.д. 177).

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет об оценке № 05/11-17/18, составленный 7 ноября
2018 г. ИП Семагиным Д.А., согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 18 марта 2013 г. составила <...> руб.

На основании ходатайства представителя административного истца адвоката Ямщикова В.Г. судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.

Согласно заключению от 7 мая 2019 г. № Э-0182/2019 эксперта
ООО «Региональный Центр профессиональной оценки и экспертизы»
К. отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка
№ 05/11-17/18, составленный 7 ноября 2018 г. ИП Семагиным Д.А. по инициативе Саргсяна В.И., не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых, в частности, к оформлению и содержанию отчета, а именно отсутствует обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов оценки, не приведена последовательность определения стоимости оценки, а также были допущены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе отчет об оценке допускает неоднозначное толкование, приведены статистические сведения, не относящиеся к периоду оценки, обоснование отказа в использовании затратного подхода в отчете не приведено, выявлены нарушения в расчетной части отчета.

При этом рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету по состоянию на 18 марта 2013 г. составила
<...> руб., не подтверждена.

Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость спорного земельного участка, которая по состоянию на указанную дату согласно заключению составила
<...> руб.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами.

Как усматривается из заключения от 7 мая 2019 г. № Э-0182/2019, экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела с натурным исследованием земельного участка, проведенным с участием административного истца.

При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход с использованием метода сравнимых продаж. В заключении изложено обоснование отказа эксперта от использования доходного и затратного подходов к оценке в связи с отсутствием данных для расчета.

Для сравнения эксперт выбрал 3 объекта-аналога, сопоставимых с объектом оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений на интернет-сайтах. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

Оснований не доверять выводам эксперта К. у суда не имеется, так как они обоснованы и мотивированы. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме.

Эксперт имеет достаточные квалификацию и стаж работы в области оценочной деятельности, заключение экспертизы соответствует требованиям частей 1 - 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости земельного участка согласился представитель административного истца.

Административными ответчиками возражений относительно правильности выводов эксперта либо доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представлено.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной заключением от 7 мая 2019 г. № Э-0182/2019 эксперта
ООО «Региональный Центр профессиональной оценки и экспертизы»
К.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от
13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с третьим абзацем статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости), за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В абзаце втором пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

Как предусмотрено абзацем пятым статьи 24.20 указанного Федерального закона, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Учитывая, что Саргсян В.И. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости арендованного земельного участка
20 февраля 2019 г., указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 4605 +/- 24 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░ 2013 ░. ░ ░░░░░░░ <...> ░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2019 ░. ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.

░░░░░         ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2019 ░░░░

3а-16/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Саргсян Вараздат Ишхатович
Саргсян В.И.
Ответчики
Правительство РМЭ
Управление Росреестра по РМЭ
ФГБУ ФКП Росреестра по РМЭ
Другие
КУМИ администрации ГО "Город Йошкар-Ола"
Администрация ГО "Город Йошкар-Ола"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на сайте суда
vs.mari.sudrf.ru
20.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
22.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.03.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.05.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
27.05.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2019[Адм.] Судебное заседание
03.06.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Регистрация административного искового заявления
24.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Производство по делу возобновлено
24.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее