2-322/2023
УИД 10RS0015-01-2023-000668-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Копина С.А.,
при секретаре Игроковой И.А.,
с участием истца Ахлестиной А.И.,
представителя ответчика администрации Пудожского муниципального района Панфиловой Ю.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахлестиной Алены Игоревны к администрации Пудожского муниципального района об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Ахлестина А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, в котором указала, что она имеет статус сироты, и находилась под опекой у своей бабушки, поскольку ее родители в 2004 году уехали из <адрес>. Бабушка ее зарегистрировала по месту своего жительства и регистрации по адресу: <адрес>. В 2009 году родителей Ахлестиной А.И. в отношении нее лишили родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором Ахлестина А.И. и ее бабушка были зарегистрированы, признан аварийным и подлежащем сносу. С 2012 года опекун ФИО11 неоднократно обращалась в администрации Кривецкого сельского поселения и Пудожского муниципального района по вопросу предоставления жилья, в чем ей было отказано. В 2015 году бабушка приобрела жилое помещение по адресу: РК, <адрес>, и Ахлестина А.И. вместе с бабушкой переехали в данное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ бабушка умерла, и ее дочь (тетя истца) выгнала Ахлестину А.И. из вышеуказанной квартиры. После она обратилась в органы опеки и попечительства с вопросом о включении ее в список в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в чем ей было отказано, поскольку за ней, как подопечной, сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, которое, как указано в акте, пригодно для проживания. На данный момент она проживает в съемной квартире. ДД.ММ.ГГГГ Ахлестина А.И. обратилась к ответчику о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в чем ей также было отказано, поскольку Ахлестина А.И. достигла 23-хлетнего возраста. Просит обязать ответчика поставить Ахлестину А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилое помещение.
К участию в деле на основании ст.47 ГПК РФ привлечены орган опеки и попечительства Администрации Пудожского муниципального района; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Кривецкого сельского поселения.
Ответчик- администрация Пудожского муниципального района в отзыве на иск указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением и с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении по адресам: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН, Ахлестиной А.И. принадлежит на праве собственности 1/8 доли в благоустроенной квартире по адресу: <адрес>. Согласно предоставленной информации администрации Кривецкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес> (дом признан аварийным и подлежит сносу). С ДД.ММ.ГГГГ Ахлестина А.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Необходимо учитывать, что по достижению 23-хлетнего возраста право на предоставление жилого помещения имеют лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения до указанного возраста. Если данные лица на учет не встали до 23 лет, они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки. Поскольку Ахлестина А.И. до достижения 23 лет не встала на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, то в настоящий момент она не имеет права на предоставление жилого помещения из специализированного жилого фонда. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Орган опеки и попечительства в отзыве на иск указал, что истец относится к лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Кадошкинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ родители в отношении Ахлестиной А.И. лишены родительских прав. Постановлением администрации Кривецкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № за Ахлестиной А.И. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. На основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № данное жилое помещение передано в пользование нанимателю ФИО1 и членам ее семьи: внучке, Ахлестиной А.И. и сыну, ФИО2 По договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение передано в пользование нанимателю ФИО2 и членам его семьи дочери, Ахлестиной А.И.. Многоквартирный жилой дом по адресу: РК, <адрес> на основании постановления администрации Пудожкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в органы опеки и попечительства с просьбой об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях по адресу: <адрес> включении истца в список. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, и отказано во включении в список по <адрес>, в том числе и то, что Ахлестина А.И. до достижения возраста 23 лет не встала на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, и в настоящий момент она не имеет права на предоставление жилого помещения из специализированного жилого фонда.
Истец Ахлестина А.И. в судебном заседании заявленные требования уточнила, что нуждается в предоставлении жилого помещения в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем просила обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить ей жилое помещение, при этом не настаивает на требованиях о включении ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, пояснила суду, что после лишения ее родительских прав проживала совместно с бабушкой в <адрес> в жилом помещении, непригодном для проживания. Бабушка многократно обращалась с соответствующими заявлениями в органы местного самоуправления администрации Кривецкого сельского поселения и администрации Пудожского муниципального района с требованием об обследовании жилого помещения на предмет пригодности жилого помещения для проживания, проведения капитального ремонта. Ее обращения результатов не принесли. В связи с невозможностью проживания в жилом помещении бабушка приобрела квартиру в <адрес>, где они и проживали с ней совместно. После смерти бабушки, ее наследники: отец истца и ее тетя вступили в наследство. При этом, тетя истца потребовала выселения истца из квартиры, после чего продала свою долю матери Ахлестиной А.И., лишенной в отношении нее родительских прав, за счет средств материнского капитала. В связи с этим за ней также было зарегистрировано право на долю в указанном жилом помещении. В настоящее время в указанном жилом помещении проживает ее мама с несовершеннолетним ребенком и своим сожителем. В указанную квартиру она вселиться не имеет возможности по указанной причине. При обращении в органы местного самоуправления с требованием о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, ей было отказано по причине достижения ею возраста 23 лет. Просила иск удовлетворить, предоставив ей жилое помещение.
Ответчик – представитель администрации Пудожского муниципального района в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала отзыв по изложенным в нем основаниям. Указала, что в настоящее время истица достигла возраста 23 лет, в связи с чем не может быть включена в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и, соответственно, обеспечению жильем по указанному основанию.
Орган опеки и попечительства, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрация Кривецкого сельского поселения, своих представителей в судебное заседание не направили, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3). Согласно ст.ст.7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно п.1ч.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Как установлено ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п.1ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п.2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (п.3).
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как указано в ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 января 2013 года.
Постановлением Правительства РФ №397 от 04.04.2019 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии со ст.4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №921-ЗРК от 28.11.2005 государственными полномочиями Республики Карелия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Ахлестиной Аленой Игоревной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с возложением на нее ответственности за воспитание, содержание и развитие несовершеннолетней, учитывая, что личного имущества у ребенка нет.
Постановлением Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> закреплено за несовершеннолетней Ахлестиной А.И., где по настоящее время, согласно данным паспорта, истец зарегистрирована.
Постановлением Администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за №-П многоквартирный дом, расположенный по адресу: РК, <адрес> признан авариным и подлежащим сносу.
Решением Кадошинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Ахлестиной Алены Игоревны. Одновременно с ответчиков были взысканы алименты на содержание несовершеннолетней Ахлестиной А.И.. Несовершеннолетняя передана на попечение опекуна ФИО1
Согласно копии свидетельства о смерти, представленной в материалы дела, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, имеющемуся в материалах наследственного дела к имуществу ФИО1, последняя приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>.
По имеющимся материалам наследственного дела, после смерти ФИО1, дочь наследодателя ФИО2 и сын наследодателя ФИО2 приняли наследство после смерти ФИО1, о чем им выданы свидетельства о праве на наследство по закону по ? доле вышеуказанной квартиры.
Согласно копии свидетельства о смерти, представленной в материалы дела, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. 1/8 доля в праве; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - 1/8 доля в праве; ФИО11 Алёны ФИО6, 09.08.1999г.р. - 1/8 доля в праве; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - 1/8 доля в праве.
Таким образом, материалами дела нашло подтверждение, что Ахлестина А.И. осталась без попечения родителей в малолетнем возрасте, после передачи ее на попечение бабушке ФИО1, за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение, которое на протяжении всего времени и проживания фактически отвечало признакам аварийности и лишь на данный момент признано авариным и подлежащим сносу.
Согласно представленным материалам дела бабушка несовершеннолетней Ахлестиной А.И. – ФИО1 с 2012 года обращалась с многочисленными заявлениями в органы местного самоуправления по вопросу обследования жилого помещения, проведения в нем капитального ремонта. Из ответов администрации администраций Кривецкого сельского поселения, Пудожского муниципального района следует, что фактически органы местного самоуправления бездействовали, указывая в ответах, что обследование жилого помещения запланировано. Однако, фактически каких – либо активных действий с целью восстановления жилищных прав граждан, проживающих в указанном жилом помещении, не предпринимали.
Вместе с тем, из акта администрации Кривецкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что: фундамент дома разрушен, нижние брусья сгнили, оконные рамы сгнили, наружная стена из бруса от входной двери имеет сквозную щель, лаги и прогоны под полом сгнили, имеются протечки, брус под окнами также сгнил.
Однако, с указанного времени какой – либо ремонт в жилом помещении не проводился. Органами местного самоуправления фактически не проверялось состояние жилого помещения которое закреплено за ребенком (Ахлестиной А.И.), оставшимся без попечением родителей. И лишь Постановлением Администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за №-П многоквартирный дом, расположенный по адресу: РК, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Истец Ахлестина А.И. обратилась в администрацию Пудожского муниципального района с заявлениями об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, а именно в жилом помещении по адресу: <адрес>, поскольку данное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, а в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес> проживает мать истца, которая лишена родительских прав, а также сожитель и их ребенок.
Постановлениями администрации Пудожского муниципального района №-П и №-П от ДД.ММ.ГГГГ Ахлестиной А.И. отказано в установлении факта невозможности проживания в вышеуказанных жилых помещениях.
Постановлением администрации Пудожского муниципального района №-П от ДД.ММ.ГГГГ Ахлестиной А.И. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Отказ в удовлетворении обращения истца связывается ответчиком и органами опеки и попечительства с тем обстоятельством, что заявитель до достижения возраста 23 лет не встала на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
В силу ст.7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, несмотря на наличие информации об истце в органах опеки и попечительства в период ее нахождения на попечительстве у ее бабушки, в несовершеннолетнем возрасте она без каких-либо к тому оснований не включена в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, мер к защите ее жилищных прав и законных интересов не предпринималось.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Не может являться и основанием для отказа в обеспечении истца жилым помещением по причине наличия в ее собственности 1/8 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Имеющаяся у истца доля от общей площади квартиры в размере 51,2 кв. метра, составляет 6.4 кв. метра, что ниже нормы предоставления площади жилого помещения. Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, и не оспаривается сторонами, что в настоящее время в указанном жилом помещении в настоящее время проживают и зарегистрированы мать истца, лишенная родительских прав в отношении ее, несовершеннолетний ребенок, а также сожитель матери истца.
Из пояснений истца вселение в указанное жилье невозможно по причине отсутствия семейных связей с матерью, а также наличия всего лишь двух комнат в квартире и отсутствия помещения, которое она могла бы занимать для своего проживания.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд полагает, что истец, не обладая необходимыми юридическими познаниями, не обратилась своевременно за предоставлением жилья, уполномоченные же органы фактически самоустранились от защиты жилищных прав истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о наличии объективных и уважительных причин, к которым относятся непринятие органами опеки и попечительства, государственными социальными учреждениями мер по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не позволившими ей своевременно обратиться за реализацией своих прав.
Как следует из содержания приведенных в решении правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка таких детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
С учетом требований приведенных выше норм, суд приходит к выводу, что право истца на предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на предоставление жилья вне очереди.
Принимая во внимание, что право на меры государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, истцом до настоящего времени не реализованы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Пудожского муниципального района (ИНН 1015001457) предоставить Ахлестиной Алене Игоревне (паспорт <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия.
Взыскать с администрации Пудожского муниципального района (ИНН 1015001457) в пользу Ахлестиной Алены Игоревны (паспорт <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.10.2023 г.
Судья Копин С.А.