Дело № 2а-49/2020
Ромодановский районный суд Республики Мордовия
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
п. Ромоданово 26 февраля 2020 г.
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Занькина Д.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информационного материала, размещённого в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://diploms-v-moskve99.com, запрещённым к распространению в Российской Федерации,
установил:
прокурор Ромодановского района Республики Мордовия, действующий в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информационного материала, размещённого в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запрещённым к распространению в Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте с URL-адресом https://diploms-v-moskve99.com информации о продаже дипломов о высшем образовании и аттестатов о среднем образовании без прохождения установленной законом процедуры их получения. При этом установлено, что к указанному сайту имеется свободный доступ неограниченного круга лиц. Вместе с тем, названный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как подделка дипломов и аттестатов, а в дальнейшем и их использование. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
В связи с этим, просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте с URL-адресом https://diploms-v-moskve99.com, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации. Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В судебное заседание административный истец – прокурор Ромодановского района Республики Мордовия не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия в судебное заседание также не явился. При этом представитель заинтересованного лица представил в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием об отсутствии у него возражений против рассмотрения дела в порядке упрощённого (письменного) производства.
Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, их явка не была признана обязательной, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 291, частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Ромодановского района Республики Мордовия административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим:
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации выдаются документы об образовании.
Частью 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (часть 16 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 2 Порядка заполнения, учёта и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112 (далее - Порядок) дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования.
В соответствии с пунктом 27 Порядка диплом выдаётся лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию.
Согласно пункту 23 Порядка бланки документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликаты хранятся в организации как документы строгой отчётности и учитываются по специальному реестру.
Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается (пункт 24 Порядка).
Аналогичные положения относительно учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании содержатся в Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утверждённом приказом Минобрнауки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115.
Таким образом, выдача дипломов о высшем образовании, аттестатов о среднем образовании производится исключительно организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании решения государственной экзаменационной комиссии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции в Российской Федерации" одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритет мер по её предупреждению.В свою очередь, незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно наказуемыми деяниями.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее Федеральный закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьёй 9 Федерального закона N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данном случае из материалов дела следует, что прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия осуществлён мониторинг сети "Интернет" с целью выявления сайтов с информацией, склоняющей к совершению противоправных действий.
В ходе прокурорской проверки установлено, что на вышеназванном сайте, пользователю предоставляется информация о продаже дипломов о высшем образовании и аттестатов о среднем образовании без прохождения установленной законом процедуры их получения.
Вход на сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о вышеназванном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимся в деле актом осмотра интернет-сайта от 29 января 2020 года, а также скриншотами его страниц.
На момент рассмотрения дела сайт, на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
Таким образом, размещённая на названном сайте информация носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределённый круг лиц относительно возможности приобретения дипломов о высшем образовании и аттестатов о среднем образовании минуя установленный законом порядок их получения. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере образования, о противодействии коррупции, наносит вред нравственности граждан, а также нарушает установленный порядок создания, приобретения и оборота официальных документов.
В связи с этим, доступ к сайту, где размещён вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, о том, что требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия основаны на законе, следовательно, они подлежат удовлетворению.
В связи с этим суд считает, что имеются предусмотренные законом основания для признания информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте с URL-адресом https://diploms-v-moskve99.com запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информационного материала, размещённого в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://diploms-v-moskve99.com, запрещённым к распространению в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информационный материал, размещённый в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте с URL-адресом https://diploms-v-moskve99.com, запрещённым к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию настоящего решения, направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с URL-адресом https://diploms-v-moskve99.com, в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ромодановский районный суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия Д.В. Занькин