Мировой судья Шемякин М.Ю. копия
Адм. дело №12-105/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2018 года <адрес>
Судья Пермского районного суда <адрес> Неволин В.В.,
при секретаре судебного заседания Толстиковой М.В.,
с участием представителя лица привлекаемого к административной ответственности Белоглазова С.Г.,
представителя административного органа Кононенко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда <адрес> жалобу защитника ООО «<данные изъяты>» – Белоглазова С.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № Пермского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Пермского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, представителем ООО «<данные изъяты>» в районный суд подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Представитель ООО «<данные изъяты>» Белоглазов С.Г. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. При этом указал, что административное дело рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подведомственности, поскольку по делу имело место быть административное расследование.
Представитель административного органа Кононенко Д.В. в судебном заседании выразил не согласие с доводами жалобы представителя правонарушителя, в связи с чем просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, судья районного суда приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со статьями 1.5, 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), а также виновность данного лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет первостепенное значение для разрешения вопроса о возможности применения к нему административного наказания.
Частью 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно п. 4 положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
к) соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит обязательному лицензированию в соответствии с п.п. 24 п. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ № "О Лицензировании").
Пункт 2 ст. 2 ФЗ № "О Лицензировании" содержит императивную норму о том, что соблюдение юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 8 названного закона в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
По смыслу п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относятся, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ № "О безопасности дорожного движения").
Согласно ст. 6 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного эклектического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В силу ст. 7 названного федерального закона требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров. В силу п. 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №: транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
В силу п. 37 названных правил внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Согласно ст. 6 ФЗ «О транспортной безопасности», во взаимодействии с пп.4 п. 6 требований по обеспечению транспортной безопасности в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопансости для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных постановлением правительства Россйиской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных Министерством транспорта Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, в период с 10:00 часов до 12:00 часов ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОАТ, АДН и КМАГ ФИО6, государственным инспектором отдела АТ, АД надзора и контроля МАП ФИО7, старшего государственного инспектора отдела АТ и АДН и контроля международных автомобильных перевозок по <адрес> Западно – Уральского ФИО1 Д.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Западно – Уральского Межрегионального Управления Государственного автодорожного надзора ФИО8, а так же на основании планового (рейдового) задания была проведена плановая проверка транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по маршруту № «<данные изъяты>», осуществляемые ООО «<данные изъяты>», по результатам которой составлены акты №, 2786/29-1, 2812-29/26, 2797/29/3, 2797/29/01 от ДД.ММ.ГГГГ с указаниями выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении № в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>» по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В поступившей в районной суд жалобе представителя юридического лица приведены доводы о нарушении порядка привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности.
В обоснование заявитель жалобы указывает на нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части того, что фактически была проведена внеплановая проверка юридического лица. Данные доводы отмену вынесенного по делу судебного постановления не влекут.
По смыслу закона проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является, в частности, соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора) муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Плановая проверка в отношении ООО «<данные изъяты>» была проведена на основании приказа и. о. начальника Западно – Уральского Межрегионального Управления Государственного надзора ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении планового (рейдового) задания №, а так же на основании утвержденного данным приказом планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого срок проведения проверки составлял 58 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в целях контроля выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области автомобильного транспорта. Кроме того, уведомление о проведении плановых проверок было направленно адрес прокурора <адрес>, что соответствует требованиям ч. 6 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов, данные требования должностным лицом соблюдены, что вопреки утверждению заявителя, в настоящем случае в отношении ООО «<данные изъяты>» проведена именно плановая проверка.
Таким образом, грубых нарушений при проведении проверки, влекущих недействительность ее результатов, надзорным органом не допущено.
Довод заявителя о том, что дело об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» рассмотрено с нарушением подведомственности, поскольку по делу было проведено административное расследование, судьей районного суда признается несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 23.1 КоАП рассмотрение дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций относится к компетенции мировых судей, за исключением случаев производство по которым осуществляется в форме административного расследования.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в соответствии с ч. 1. п. 5 ст. 29.4 КоАП РФ, разрешаются вопросы по которым, в случае необходимости выносится определение и, в частности, о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы поступили на рассмотрение.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по делу не требовалось проведения ни экспертизы, ни иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. На момент выявления нарушений, должностному лицу были известны данные Общества, фактически административное расследование по данному административному делу не проводилось. Факт наличия в деле об административном правонарушении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, не свидетельствует о проведении административного расследования. Поскольку, согласно разъяснений закона, административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
В связи, с чем судья районного суда признает фактическое отсутствие административного расследования по данному делу об административном правонарушении и поэтому считает, что мировым судьей подведомственность рассмотрения дела об административном правонарушении не нарушена.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, всем доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Иные доводы заявителя не свидетельствуют о нарушении мировым судьей норм права и не влекут за собой отмену вынесенного по делу судебного акта.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, действия ООО «<данные изъяты>» мировым судьей верно квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Кроме того, мировым судьей при назначении административного наказания, учтены все значимые обстоятельства дела, а так же должным образом мотивированно назначенное наказание в виде административного штрафа.
Мировой судья не допустил нарушения норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав.
При рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении всем доводам указанной жалобы была дана надлежащая оценка, дело проверено в полном объеме.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшего по делу судебного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Оснований для снижения назначенного наказания нет, поскольку наказание назначено в минимальном размере. Кроме того, оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется, поскольку по делу не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением ООО «<данные изъяты>» уменьшающих степень общественной опасности совершенного правонарушения и лица, его совершившего. Судом таковых не установлено и заявителем не представлено.
Судьей районного суда так же не установлены основания для признания совершенного ООО «<данные изъяты>» правонарушения малозначительным, принимая во внимание повышенную степень общественной опасности данного правонарушения, создающего угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
С учетом изложенных выше обстоятельств судья районного суда считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № Пермского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании ООО «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя ООО «<данные изъяты>» Белоглазова С.Г.- без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Судья /подпись/ В.В. Неволин
Копия верна:
Судья В.В. Неволин
Подлинный документ подшит
в материале № 12-105/2018
Пермского районного суда
<адрес>