Судья Вакуленко Л.И. |
№ 33-730/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Ивановой Н.Е.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-926/2019 по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 26 ноября 2019 г. по иску К.А.С. к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.А.С. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Истица просила обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение.
Решением суда исковые требования удовлетворены, на администрацию Сортавальского муниципального района возложена обязанность предоставить К.А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района, в пользу К.А.С. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С таким решением суда не согласен ответчик, представитель администрации Сортавальского муниципального района Грацианова Т.А. просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом не исследовались обстоятельства наличия или отсутствия в собственности у К.А.С. жилых помещений. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления за счет субвенций из бюджета Республики Карелия. Выделяемых администрации Сортавальского муниципального района денежных средств в порядке субвенции недостаточно для обеспечения всех нуждающихся лиц указанной категории.
В суде апелляционной инстанции представитель истицы адвокат Русаков А.В. просил решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав представителя истицы, проверив материалы гражданского дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.ст. 7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Положения ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1 ст. 3.1 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона РК и п.п. 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РК от ХХ.ХХ.ХХ №-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам и заключают с такими лицами договоры найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что К.А.С., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, ее отец К.С.А. умер ХХ.ХХ.ХХ, мать К.О.П. умерла ХХ.ХХ.ХХ. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от 26.12.2011 № над истицей установлена опека, закреплено жилое помещение по адресу: РК, (.....).
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от 17.09.2013 № установлен факт невозможности проживания К.А.С. в ранее занимаемом жилом помещении по указанному адресу, истица включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденный приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от 07.10.2016 № 331-П. До настоящего времени К.А.С. жилым помещением не обеспечена.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы ответчика о невозможности обеспечения истицы жилым помещением в связи с недостаточным финансированием данного полномочия из бюджета Республики Карелия судебной коллегией отклоняются.
Правоотношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти в части данных полномочий регулируются положениями ст. 19 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом реализация прав на жилое помещение лиц указанной категории не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ссылка ответчика в жалобе на то, что судом не исследовались обстоятельства наличия или отсутствия в собственности у К.А.С. жилых помещений отклоняется. По сведениям Росреестра по РК от 11.02.2020 в ЕГРН не зарегистрировано прав собственности на объекты недвижимости за К.А.С.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия 26 ноября 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи