57RS0023-01-2021-005359-82
№ 2-297/22 (2-3781/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2022 года г.Орёл
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Паршиной Л.В.,
помощник судьи Алешина В.М.,
с участием истца Макаровой О.Ф.,
представителя ответчика Департамента социальной зашиты Зерновой А.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ Аверичева С.Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г.Орла гражданское дело № 2-297/22 по иску Макаровой Ольги Федоровны к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Орловской области о признании права на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца, обязании ответчика возобновить указанную выплаты с даты обращения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Макарова Ольга Федоровна обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о признании права на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца, обязании ответчика возобновить указанную выплаты с даты обращения. В ходе судебного разбирательства, определением суда от 14.01.2022 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Пенсионного Фонда РФ по Орловской области. В обоснование иска истцом указано следующее.
Она является вдовой участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Слукина Александра Николаевича, 09.10.1951 года рождения, умершего 25.12.2014 года, являлась получателем компенсации за потерю кормильца, предусмотренную ст.41 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
22.11.20219 года в её адрес поступило письмо Департамента социальной защиты о прекращении ей с 01.12.2019 года выплаты указанной компенсацию по тому основанию, что её супруг являлся <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы, в связи с чем она не имеет права на указанную компенсацию.
Истец указала, что статус её умершего супруга как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждён документально, факт нахождения её на иждивении умершего супруга установлен в судебном порядке, статьёй 41 Закона прямо предусмотрено её право – как нетрудоспособного члена семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, находившегося на иждивении - на получение указанной компенсации, при этом Законом не установлено, что обязательным условием является отсутствие у участника ликвидации инвалидности.
В судебном заседании была опрошена представитель ответчика Департамента социальной защиты Зернова А.Ю., возражала относительно удовлетворения иска; указала, что супруг истца, хотя и являлся участником ликвидации последствий вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако, являлся инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем он – как гражданин, получивший или перенесший лучевую болезнь и другие заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы – имел право на получение компенсации за вред здоровью, предусмотренную ст.39 Закона, его супруга право на получение компенсации за потерю кормильца, предусмотренную ст.41 Закона, не имеет.
Представитель ОПФ Аверичев С.Н. в ходе судебного разбирательства поддержал позицию представитель Департамента социальной защиты.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1 и 3).
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 определено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются данным законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Целевым назначением Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 является предоставление государством гражданам Российской Федерации денежных и материальных компенсаций за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Меры социальной поддержки для таких граждан и виды возмещения вреда, включая объем, дифференцируются в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу. Характер и степень причиненного вреда определяются в соответствии с объективными критериями, определенными названным законом.
С учетом указанных критериев в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 определен правовой статус ряда категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, для которых определяются способы и объем возмещения вреда, а также другие меры социальной поддержки (статья 13 Закона).
Раздел V Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (статьи 39 - 42.1) содержит нормы, предусматривающие различные компенсации гражданам за вред, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы.
Статья 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 предусматривает компенсацию семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно части первой статьи 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца-участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.
Компенсация назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 92 рублей 66 копеек независимо от размера пенсии, которая установлена для этих граждан законодательством Российской Федерации, а в случае получения двух пенсий указанная компенсация назначается по выбору к одной из получаемых пенсий (часть вторая статьи 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой.
По смыслу приведенных нормативных положений (статьи 41 Закона) в их взаимосвязи с положениями статьи 13 и части четвертой статьи 15 указанного закона, что право на упомянутую ежемесячную денежную компенсацию за потерю кормильца имеют бывшие на его иждивении нетрудоспособные члены семьи кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом перечень участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определен в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Данная позиция также изложена в п.16 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ № 280н от 22.04.2019 года.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
ФИО3, ДД.ММ.ГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГ, являвшийся супругом истца Макаровой Ольги Федоровны, был участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.21, 22), ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы (л.д.19). Данный факт также установлен решением Заводского районного суда г.Орла от 17.02.2015 года, которым также был установлен юридический факт нахождения Макаровой О.Ф. на иждивении супруга – Слукина А.Н., на дату смерти последнего, а именно – 25.12.2014 года.
Истец Макарова О.Ф. ранее являлась получателем ежемесячной компенсации по потере кормильца, предусмотренной ст.41 Закона.
Письмом Департамента социальной защиты опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области № ЛСЗ-4-4719 истцу было сообщено о прекращении ей с 01.12.20219 года выплаты денежной компенсации за потерю кормильца - участника ликвидации на Чернобыльской АЭС, поскольку супруг истца имел статус инвалида 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы, а указанная компенсация предоставляется нетрудоспособным членам семьи, потерявшим кормильца из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 13 Закона, бывшим на его иждивении, к которым истец не относится.
Судом установлено, что статьёй1 41 Закона предусмотрены два основания для назначения компенсации за потерю кормильца – наличие у умершего статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и факт нетрудоспособности члена семьи - заявителя, бывшего на его иждивении.
Судом установлено, что на момент обращения Макаровой О.Ф. в Департамент социальной защиты с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки имелись правовые основания для назначения ей ежемесячной денежной компенсации за потерю кормильца – её супруг являлся участником ликвидации, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, и Макарова О.Ф. на момент смерти находилась на его иждивении, что подтверждено указанным выше судебным актом, вступившим в законную силу. Указанные обстоятельства являются необходимым и достаточным условием для признания за истцом права на получение требуемой денежной выплаты. Отсутствие у участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС инвалидности – как основания для начисления компенсации за потерю кормильца - ст.41 Закона не установлен. В связи с этим судом за истцом признаётся право на получение компенсации за потерю кормильца.
Поскольку Федеральным законом № 409-ФЗ от 06.12.2021 года с 01.01.2022 года полномочия по предоставлению гражданам компенсации иных выплаты, предусмотренных, в том числе, Законом № 1244-1, переданы отделениям Пенсионного фонда РФ в регионах, обязанность по возобновлению истцу заявленной ею выплаты возлагается судом на ответчика Отделение Пенсионного фонда РФ в Орловской области.
Истцом заявлено о возобновлении выплаты с даты обращения – 12.12.20291 года. Данное требование законно и судом также удовлетворяется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Макаровой Ольги Федоровны к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Отделению Пенсионного фонда РФ по Орловской области о признании права на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца, обязании ответчика возобновить указанную выплату с даты обращения – удовлетворить.
Признать за Макаровой Ольгой Федоровной, ДД.ММ.ГГ года рождения, право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации за потерю кормильца, установленной ст.41 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области возобновить и выплачивать Макаровой Ольге Федоровне компенсацию за потерю кормильца, установленную ст.41 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с даты обращения с соответствующим заявлением – с 12.12.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в месячный срок со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья Т.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено 14.03.2022 года.