Дело№ 10-1740/2018 судья Антимиров В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Челябинск 23 апреля 2018 года
Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Рожнова А.П.
при секретаре Абрамовой Е.С.,
с участием прокурора Украинской Л.В.,
адвоката Герасимова И.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Герасимова И.Н. на приговор Троицкого городского суда Челябинской области от 8 февраля 2018 года, которым
САВВАТЕЕВА Оксана Валерьевна, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, несудимая, осуждена по ч. 1.1. ст. 293 УК РФ к штрафу в размере 200 000 рублей, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ освобождена от назначенного наказания в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
Доложив материалы уголовного дела, заслушав выступления адвоката Герасимова И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Украинской Л.В., предложившей оставить приговор без изменения, суд апелляционной инстанции
установил:
ФИО5 признана виновной в том, что, являясь должностным лицом <данные изъяты> <адрес>, а именно <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> (далее по тексту <данные изъяты>), недобросовестно и небрежно исполняла должностные обязанности по контролю за ходом и качеством выполняемых работ по контракту, заключенному между <данные изъяты>, действующему от имени муниципального образования «<адрес>», и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту - ООО «<данные изъяты>», «Подрядчик»), в результате чего выполненные ООО «<данные изъяты>» с отклонением от проекта работы по капитальному ремонту коллектора бытовой канализа-
ции, делающие невозможным его эксплуатацию, были приняты и оплачены в размере 12 014 486 рублей 31 копейка, тем самым был причинен особо крупный ущерб, существенно нарушены права и законные интересы граждан и охраняемые законом интересы общества и государства.
Преступление совершено в период с 31 августа до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В апелляционной жалобе адвокат ФИО6 просит обвинительный приговор отменить и постановить оправдательный приговор. В обоснование жалобы указывает следующее.
В нарушение ст. 278 УПК РФ допрос всех свидетелей начинался судом, а не сторонами, что свидетельствует о нарушении принципа состязательности сторон.
ФИО7 была указана в обвинительном заключении как свидетель, однако суд ее допросил ее в качестве эксперта, при этом она не ответила на вопрос стороны защиты об ее образовании и возможности проведения судебно-строительной экспертизы при помощи штангенциркуля.
Заключение эксперта ФИО7 о невозможности эксплуатации канализационного коллектора опровергается показаниями свидетелей, которые подтвердили, что он находится в работоспособном состоянии, но не эксплуатируется, при этом суд отказал в проведении выездного судебного заседания для осмотра коллектора.
В ходе судебного разбирательства не доказано, что был причинен существенный ущерб, исследованные доказательства не свидетельствуют о виновности ФИО8
В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель ФИО9 указывает на законность и обоснованность постановленного приговора, несостоятельность доводов жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
Проверив материалы уголовного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения приговора исходя из следующих обстоятельств.
Как установлено судом, в 2012 году ОАО «<данные изъяты>» был изготовлена проектная документация по объекту «Капитальный ремонт коллектора бытовой канализации, расположенного по <адрес>, <адрес> в <адрес>», которая прошла государственную экспертизу в Областном государственном автономном учреждении «<данные изъяты>» (далее по тексту - <данные изъяты> Челябин-
ской области), по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение государственной экспертизы № зл-29р/12.
В рамках реализации государственной программы Челябинской области «Чистая вода» Троицкому городскому округу на 2015 год предоставлена субсидия на капитальный ремонт коллектора бытовой канализации.
Для освоения предоставленной субсидии между <данные изъяты>, действующим от имени муниципального образования «<адрес>», в лице ФИО10 (сменившей фамилию на ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ), и ООО «<данные изъяты>» в лице ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт (далее по тексту «Контракт») на выполнение по проектной документации ОАО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ строительно-монтажных работ (с учетом дополнительного соглашения) на сумму 12 014 486,31 рублей по объекту «Капитальный ремонт коллектора бытовой канализации, расположенного по <адрес>, <адрес> в <адрес>», первый этап - участок по <адрес> от ул. 30 <адрес> до ул. им. ФИО12.
ФИО23 (ФИО22 в силу должностных обязанностей и по условиям Контракта имела право привлечь экспертов, экспертные организации для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ в части их соответствия условиям Контракта; была обязана при обнаружении в ходе осуществления контроля за выполнением работ отступлений от условий Контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иные недостатки, немедленно заявить об этом Подрядчику; не принимать и не оплачивать работы, выполненные Подрядчиком некачественно или не в соответствии с техническим заданием и условиями Контракта до полного устранения Подрядчиком недостатков за свой счет в согласованные сроки; принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, указанным в ч. 15 ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ в связи с нарушением условий контракта со стороны ООО «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ Савватеева (ФИО24) О.В. утвердила техническое решение, в соответствии с которым в проектную и сметную документацию на выполнение капитального ремонта коллектора бытовой канализации были внесены изменения.
Указанное техническое решение с ОАО «<данные изъяты>» не согласовывалось, проектная документация на повторную государственную экспертизу не направлялась.
С учетом утвержденного Савватеевой (ФИО25) О.В. технического решения ООО «<данные изъяты>» произведены строительно-монтажные работы по объекту, которые были приняты <данные изъяты> в лице Савватеевой (ФИО26) О.В. и оплачены за счет бюджетных средств в сумме 12 014 486 рублей 31 копейка.
Спорный коллектор бытовой канализации не принимается в эксплуатацию организацией, занимающейся водоотведением в <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями осужденной ФИО5, представителя потерпевшего ФИО13, свидетелей и письменными материалами уголовного дела, содержание которых изложено в описательно-мотивировочной части приговора и сторонами не оспаривается.
В судебном заседании Савватеева О.В. показала, что не признает себя виновной,поскольку:
утвердила техническое решение, которым были внесены изменения в проект, так как это было обусловлено необходимостью обойти препятствия, обнаруженные в месте прокладки коллектора (газовая труба, электрический кабель, компенсатор теплотрассы), которые не были учтены при проектировании;
законодательством не предусматривалось согласование технических решений с проектной организацией и проведение повторной экспертизы с учетом внесенных изменений;
построенный коллектор является работоспособным, что подтвердили специалисты ООО «<данные изъяты>», проводившие его обследование, а заключение эксперта ФИО7 является необоснованным.
Показания Савватеевой О.В., как и показания свидетелей ФИО14 и ФИО11, сообщивших, что, по их мнению, коллектор является работоспособным, были оценены судом по правилам ст. 88 УПК РФ в совокупности с иными доказательствами и обоснованно признаны недостоверными в части, в которой они противоречат фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства.
Так, из взаимосвязанных положений нормативно-правовых актов и требований Градостроительного кодекса РФ, приведенных в приговоре, следует, что Савватеева (ФИО27) О.В. вопреки доводу стороны защиты не имела права утверждать внесение изменений в проектную документацию, изготовленную ОАО «<данные изъяты>», поскольку:
изменением документа, ранее переданного заказчику, является любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных, а все изменения выполняются на основании разрешения на внесение изменений, которое утверждает руководитель организации - разработчика документа, в данном случае ОАО «<данные изъяты>»;
подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального ремонта, является заключение организации, проводившей экспертизу проектной документации, то есть заключение <данные изъяты> <адрес>;
проектная документация направляется повторно на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изме-
нения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального ремонта.
Довод стороны защиты о работоспособности спорного канализационного коллектора опровергается заключением эксперта № от 1 августа 2017 года, согласно которому с учетом выявленных дефектов эксплуатация объекта по его предназначению не представляется возможной.
Заключение эксперта ФИО7 было обоснованно положено в основу приговора, так как нарушений требований закона при назначении и проведении экспертизы не допущено. В соответствии с ч. 2 ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза может производиться государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Наличие у ФИО7 специальных знаний подтверждается представленными документами, ей были разъяснены права, предусмотренные ст. 57 УК РФ.
Кроме того, довод о работоспособности канализационного коллектора опровергается показаниями свидетелей ФИО15, ФИО16, ФИО28., ФИО17, ФИО18, из которых следует, что при строительстве нового коллектора не была соблюдена глубина прокладки трубы, в связи с чем стоки с перпендикулярных улиц не будут попадать в новый коллектор, не был соблюден уклон, поэтому при осмотре коллектора в колодцах стояла вода, были применены не предусмотренные проектом технические решения, которые приведут к заиливанию трубы, что в целом делает невозможной эксплуатацию канализации как самотечной системы.
Вопреки утверждению стороны защиты специалисты ООО «<данные изъяты>» признали работоспособным только участок коллектора от колодца № до №, что не ставит под сомнение вывод эксперта о невозможности эксплуатации коллектора как единого объекта.
Давая оценку иным доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Доказательства виновности осужденной получены в соответствии с требованиями закона, были оценены судом по правилам ст. 88 УПК РФ, являются допустимыми, достоверными, а в совокупности - достаточными для разрешения уголовного дела.
Судом в соответствии со ст. 15 УПК РФ сторонам были созданы условия для исполнения их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Все ходатайства, заявленные сторонами, рассмотрены судом в порядке, установленном законом, с вынесением мотивированных по-
становлений, которые признаются судом апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Согласно протоколу судебного заседания допрос свидетелей начинался стороной, по ходатайству которой они были вызваны, ФИО7 была допрошена в качестве эксперта и ответила на вопросы об образовании и оборудовании, использовавшемся в ходе проведения экспертизы.
Суд обоснованно отказал в проведении осмотра коллектора, так как стороны не были лишены возможности представить доказательства, подтверждающие или опровергающие его работоспособность.
О причинении особо крупного ущерба и существенном нарушении прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, свидетельствует невозможность использования коллектора, на строительство которого из бюджета было потрачено более 12 ООО ООО рублей, по его прямому назначению, что нарушает права жителей <адрес> Челябинской области на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, наносит ущерб авторитету и репутации <данные изъяты> <адрес> Челябинской области, поскольку подрывает доверие граждан и создает негативное общественное мнение в отношении органа местного самоуправления.
Суд правильно оценил фактически установленные обстоятельства уголовного дела и квалифицировал действия Савватеевой О.В. по ч.1.1 ст. 293 УК РФ как халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение особо крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Наказание Савватеевой О.В. назначено справедливое, в соответствии с законом, с учетом данных о личности осужденной, конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, при этом были учтены смягчающие и все иные обстоятельства, имеющие значение при назначении наказания.
Каких-либо обстоятельств, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве смягчающих, достоверные сведения о которых имеются в материалах дела, но не учтенных судом первой инстанции, не установлено.
Установив, что преступление было окончено ДД.ММ.ГГГГ, и на момент рассмотрения уголовного дела истек установленный п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ двухгодичный срок давности привлечения к уголовной ответственности, суд обоснованно освободил Савватееву О.В. от назначенного наказания на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих за собой отмену или изменение приговора, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
приговор Троицкого городского суда Челябинской области от 8 февраля 2018 года в отношении САВВАТЕЕВОЙ Оксаны Валерьевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката Герасимова И.Н. - без удовлетворения.