№ 2-2668/2024
УИД: 61RS0022-01-2024-002031-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» июня 2024 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Качаевой Л.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.
представителя Администрации г. Таганрога Шипинов С.С., действующего на основании доверенности от <дата>
представителя КУИ г. Таганрога Клименко Е.С., действующей на основании доверенности от <дата>
при секретаре судебного заседания Цыганок Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Таганрога об обязании принять меры к надлежащему содержанию объектов электросетевого хозяйства, третьи лица: КУИ г.Таганрога, ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» и ПАО «Россети Юг»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Таганрога об обязании принять меры к надлежащему содержанию объектов электросетевого хозяйства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Таганрога ранее проведена проверка по обращению председателя ТСЖ «Мечта» Шевцова С.А. по вопросу незаконного прекращения поставки электроэнергии жителям многоквартирного жилого дома <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики.
Установлено, что согласно сведениям, содержащимся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, МКД <адрес> находится в управлении Товарищества собственников жилья «Мечта».
Между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и ТСЖ «Мечта» заключен договор энергоснабжения № от <дата>, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять подачу электрической энергии круглосуточно и бесперебойно.
Вместе с тем в период с 21 ч. 30 мин. <дата> по 18 ч. 20 мин <дата> в многоквартирный жилой дом <адрес> прекращена поставка коммунальной услуги по электроснабжению, в результате чего, нарушены права на безопасные и благоприятные условия проживания 130 человек, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Проверкой установлено, что электроснабжение вышеуказанного многоквартирного дома осуществляется от ТП-266 (ПС Т-17 РП-3 KЛ- кВ № №).
Согласно информации, представленной ПО ЮЗЭС ПАО «Россети-Юг» - «Ростовэнерго», причиной прекращения поставки энергоресурса явилась неисправность KЛ 6 кВ от ТП № до ТП №.
Согласно акту приема-передачи имущества от <дата> нежилое здание - трансформаторная подстанция, площадью 42,4 кв.м., литер Я, постройки 1986 г., адрес: <адрес> передано на баланс муниципального образования «Город Таганрог» и является муниципальным имуществом.
При этом на территории г. Таганрога отсутствует муниципальное предприятие, уполномоченное производить работы по ремонту и техническому облуживанию объектов электросетевого хозяйства, договор со специализированной организацией на техническое обслуживание трансформаторной подстанции, а также линий электропередач органом местного самоуправления до настоящего времени также не заключен, в связи с чем, муниципальное имущество должным образом не содержится, аварийные ситуации в установленный срок не устраняются, что приводит к систематическому нарушению прав граждан на предоставление качественных коммунальных услуг.
Непринятие органом местного самоуправления мер к надлежащему содержанию объекта электросетевого хозяйства трансформаторной подстанции и кабельной линии, обеспечивающих поставку электрической энергии к многоквартирному дому <адрес> влечет нарушение прав жителей указанного дома на безопасные и благоприятные условия проживания, получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Истец просит суд обязать администрацию г. Таганрога принять меры к надлежащему содержанию объектов электросетевого хозяйства - трансформаторной подстанции и кабельных линий, расположенных по адресу: <адрес>, путем заключения договора на их техническое обслуживание со специализированной сетевой организацией или путем передачи казанных объектов на баланс таковой.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено КУИ г. Таганрога.
Протокольным определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» и ПАО «Россети Юг».
В судебном заседании помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Таганрога Шипинов С.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, указав на то, что передать линии другой организации можно только на основании гражданско-правой сделки, заключение которой является добровольным волеизъявлением сторон, понудить заключить сделку не представляется возможным. В Арбитражном суде Ростовской области рассматривалось множество требований ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о взыскании задолженности. В соответствии с правилами предоставления электроэнергии в тариф входит и обслуживание линий, поэтому аварийные ситуации устраняются. Вопросами заключения договоров относительно муниципального имущества занимается КУИ, поэтому претензии к администрации города необоснованные.
Представитель КУИ г. Таганрога – Клименко Е.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что комитет предпринимал меры к передаче сетей на обслуживание организации, имеющей соответствующий допуск, но вопрос до настоящего времени не разрешен. В настоящее время ПАО «Россетти Юг» дали согласие на заключение договора на обслуживание, идет согласование и подготовка документации.
Представители третьих лиц ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» и ПАО «Россети Юг», в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка по обращению председателя ТСЖ «Мечта» Шевцова С.А. по вопросу незаконного прекращения поставки электроэнергии жителям многоквартирного жилого дома № <адрес>, в ходе которой, выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики.
Установлено, что согласно сведениям, содержащимся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, МКД <адрес> находится в управлении Товарищества собственников жилья «Мечта».
Между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и ТСЖ «Мечта» заключен договор энергоснабжения № от <дата>, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять подачу электрической энергии круглосуточно и бесперебойно.
Вместе с тем в период с 21 ч. 30 мин. <дата> по 18 ч. 20 мин <дата> в многоквартирный жилой дом <адрес> прекращена поставка коммунальной услуги по электроснабжению, в результате чего нарушены права на безопасные и благоприятные условия проживания 130 человек, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Проверкой установлено, что электроснабжение вышеуказанного многоквартирного дома осуществляется от ТП-266 (ПС Т-17 РП-3 KЛ - кВ №).
Согласно информации, представленной ПО ЮЗЭС ПАО «Россети-Юг» - «Ростовэнерго», причиной прекращения поставки энергоресурса явилась неисправность KЛ 6 кВ от ТП № до ТП №.
Согласно акту приема-передачи имущества от <дата> нежилое здание - трансформаторная подстанция, площадью 42,4 кв.м., литер <адрес>, постройки 1986 г., адрес: <адрес>, передано на баланс муниципального образования «Город Таганрог» и является муниципальным имуществом.
При этом на территории г. Таганрога отсутствует муниципальное предприятие, уполномоченное производить работы по ремонту и техническому облуживанию объектов электросетевого хозяйства, договор со специализированной организацией на техническое обслуживание трансформаторной подстанции, а также линий электропередач органом местного самоуправления до настоящего времени также не заключен, в связи с чем муниципальное имущество должным образом не содержится, аварийные ситуации в установленный срок не устраняются, что приводит к систематическому нарушению прав граждан на предоставление качественных коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электроснабжения населения отнесена к вопросам местного значения. При этом в силу ч. 2 ст. 18 названного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации электроснабжения.В соответствии с ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от <дата> № (далее - Устав), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, является администрация г. Таганрога. К вопросам местного значения города Таганрога относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Таганрога, организация в границах города Таганрога электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 3, 4 ч. 1 ст. 10 Устава). В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Объекты электросетевого хозяйства относятся к энергоустановкам, порядок технической эксплуатации и содержания которых установлен Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденными Приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811. Настоящие Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее электроустановки) и распространяются на потребителей электрической энергии - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками, за исключением потребителей - физических лиц, указанных в пункте 3 Правил. Так, согласно п. 3 Правил техническая эксплуатация электроустановок должна включать в числе прочего оперативно-технологическое управление электроустановками, ремонт и техническое обслуживание электроустановок и прочее. В соответствии с п. 7 указанных Правил при эксплуатации электроустановок должно быть обеспечено: а) содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию; б) проведение технического обслуживания и ремонта электроустановок в целях поддержания исправного состояния и безопасной эксплуатации электроустановок; в) соответствие технических характеристик и параметров технологического режима работы электроустановок указанным в пункте 6 Правил требованиям, обеспечивающим нахождение параметров электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений и прочее. Кроме того, на лиц, владеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, распространяются требования об обеспечении недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии, а именно обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги, установленные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»
Также подпунктом «г» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абз. 1 ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ).
Из приведенных положений следует, что органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное электроснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений электроснабжения.
Представитель администрации г. Таганрога не оспаривал отсутствие договора со специализированной организацией на техническое облуживание электросетей.
Возражения ответчика об отсутствии организаций, давших согласие на заключение договора, а также оплата ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» платежей, в том числе и за техническое обслуживание, объективными доказательствами не подтверждены. Из представленных решений Арбитражного суда Ростовской области следует, что производилось взыскание стоимости электрической энергии в объеме фактических потерь, возникающих на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих ответчику. Доказательств включения в расчетные суммы стоимости технического обслуживания и предоставления этой услуги, не представлено.
В соответствии с Положением «О комитете по управлению имущество г. Таганрога» Комитет имеет права юридического лица и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в сферах управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Поскольку федеральный закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения относит организацию в границах городского округа электроснабжения населения, то администрация г. Таганрога является надлежащим ответчиком, и не имеет правового значения через какие подотчетные структуры она будет выполнять свои обязанности.
Из представленной в дело переписки КУИ г. Таганрога (л.д. №) следует, что в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» запрашивалась информация о стоимости технического обслуживания, ПО ЮЗЭС филиала ПАО «Россети ЮГ» предлагалось приобрести сети либо заключить договор безвозмездного использования. И только <дата>, после возбуждения гражданского дела, КУИ г. Таганрога обратилось к уполномоченной организации с предложением подготовки проекта муниципального контракта на техническое обслуживание и устранение неисправностей в отношении объектов электросетевого хозяйства (л.д.№). <дата> ПАО «Россети ЮГ» подтвердили возможность заключения договора на техническое обслуживание и необходимости проведения обследования объектов, изучения эксплуатационной документации. Указанное свидетельствует, что до обращения в суд прокурора работа по заключению контракта на техническое обслуживание линий не велась.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Таганрога обязанности принять меры к надлежащему содержанию объектов электросетевого хозяйства путем заключения договора на их техническое обслуживание.
Требование иска о заключении договора путем передачи объектов на баланс специализированной организации суд оставляет без удовлетворения, поскольку для принятия имущества на баланс необходимо заключение сделки, порождающей права на имущество. Сформулированное требование не может быть удовлетворено, так как принуждение к заключению договора в силу ст. 421 ГК РФ не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для проведения работ по подготовке муниципального контракта на техническое обслуживание необходимо время несоразмерное времени вступления решения в законную силу и разумным срокам на его исполнение, суд пришел к выводу о необходимости установления срока исполнения решения суда. Суд пришел к выводу, что разумным и обоснованным будет срок 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░: ░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░-░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ (░░░ 6154061491, ░░░░ 1026102581350) ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░ 2024 ░.