Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего Моисеенко Н.С.
при секретаре судебных заседаний Русиновой К.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Пономарева А. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пономарев А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (УФСИН России по АО), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ комиссия УФИН России по АО приняла решение о направлении его документов на постановку на учет для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия ФСИН решила отказать ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, в связи с ухудшением его супругой в 2014 году жилищных условий, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что решения ответчиков являются незаконными и несоответствующими действующему законодательству. Просит признать за ним право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать незаконным отказ ФСИН России в его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенный в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФСИН России поставить его на учет для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Пономарев А.А. в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.
Представитель истца Панов С.Ю., действующий на основании устного ходатайства, заявленные истцом требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков УФСИН России по АО, ФСИН Дмитриев В.А., действовавший на основании доверенностей, с заявленным требованиями не согласился, указав на их необоснованность.
Третье лицо Пономарева О.А. заявленные истцом требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик внутренней службы Пономарев А.А. младший инспектор 1 категории отдела режима Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» обратился с рапортом с приложением необходимых документов в комиссию УФСИН России по АО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно – исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи два человека (Пономарев А.А., Пономарева О.А.).
Согласно справке Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №» от ДД.ММ.ГГГГ № – 09/71 выслуга лет старшего прапорщика внутренней службы Пономарев А.А. младшего инспектора 1 категории отдела режима Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 16 лет 02 месяца 00 дней.
Из выписки из протокола № комиссии УФСИН России по АО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам, гражданам Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует направить документы Пономарева А.А. на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства.
Согласно выписки из протокола № комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организации ФСИН России, учреждений, непосредственного подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно – исполнительной системы, проходящих службы в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пономареву А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 8 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ в связи с ухудшением жилищных условий супругой в 2014 году.
Не согласившись с вышеуказанным решением ФСИН России, УФСИН по АО Пономарев А.А. обратился в суд с данным иском.
Разрешая требование истца о признании указанного решения незаконным, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ (далее – Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ определено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 23 названных Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 5,7 Правил заявление о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты рассматривается в течение трех месяцев со дня его подачи комиссионно, с принятием решения о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с наличием одного их условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо об отказе в постановке на указанный учет.
В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно – исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений органов уголовно – исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок), в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
комиссии образовательных организаций ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в образовательных организациях ФСИН России и их филиалах и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В силу пунктов 7, 7.1, 7.1.1, 7.1.2 данного Порядка комиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
Принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что комиссия ответчика является органом, уполномоченным принимать решения о постановке сотрудников и иных граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в постановке на такой учет и снятии с него.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЭ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что истец Пономарев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Архангельск, <адрес>, корпус №, <адрес>. Указанное жилое помещение на основании типового договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено Пономареву А.И. (отцу истца). <адрес> помещения составляет 42,4 кв.м. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в данном жилом помещении было зарегистрировано 5 человек, что подтверждается поквартирной карточкой от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Указанное жилое помещение, общей площадью 12,8 кв.м. принадлежит на праве собственности Пономареву А.И. (отцу истца), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29 – АК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Супруга истца Пономарева О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Архангельск, <адрес>, корпус №, <адрес>. Указанное жилое помещение на основании типового договора социального найма жилого помещения предоставлено Потапову П.П. <адрес> помещения составляет 43,2 кв.м. В данном жилом помещении было зарегистрировано 3 человека.
Снятие Пономаревой О.А. с регистрационного учета из вышеуказанного жилого помещения было осуществлено на основании вступившего в законную силу решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Потапова П.П. к Пономаревй О.А. о признании утратившей право пользования жилым помещением, в связи с тем, что последняя с 2011 года в данном жилом помещении не проживала, оплату жилищно - коммунальных услуг не производила, вещей в спорной квартире не имела, членом семьи нанимателя не являлась.
Указанные обстоятельства были подтверждены третьим лицом Пономаревой О.В. в ходе судебного заседания.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, № Пономарева О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по мету пребывания по адресу: г. Архангельск, <адрес>.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что супругой истца в 2014 году не было совершено намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
Ссылка ответчиков на то, то истцом не были представлены обязательные документы, а именно выписки из ЕГРН на детей, не может быть принята судом во внимание, поскольку дети истца не включены в его состав семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Довод ответчиков о том, что истцом не были представлены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и членов его семьи за последние пять лет, также не может быть принят судом во внимание, поскольку отсутствие указанных документов не свидетельствуют об отсутствии у истца права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Пономарева А. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Пономарева А.А. подлежит взысканию 300 руб. 00 коп. в возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Пономарева А. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – удовлетворить частично.
Признать за Пономаревым А. А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний по отказу в постановке Пономарева А. А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Пономарева А. А., с составом семьи два человека, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Пономарева А. А. 300 руб. 00 коп. в возврат государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований Пономарева А. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска в Архангельский областной суд.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ