Решение по делу № 2-369/2021 от 14.10.2021

Дело № 2-369/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2021 года                                  п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Николаева О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Бородина Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Мещеряковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Николаева Дениса Сергеевича к администрации Ибресинского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об обязании исключить из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении многоквартирного дома к жилому дому блокированной застройки, внести в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» сведений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,

установил:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Николаева Д.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ибресинского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об обязании исключить из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении многоквартирного дома к жилому дому блокированной застройки, внести в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» сведений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований законодательства при переселении граждан из аварийного жилья по обращению Николаева Д.С. в ходе которой выявлены нарушения жилищного законодательства связанные с не включением многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации», на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92.

В ходе проверки установлено, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ выданного Ибресинской поселковой администрацией Ибресинского района Чувашской Республики Николаеву Д.С. и его матери Николаевой С.Л. предоставлена в пользование квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Актом обследования жилого многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанный многоквартирный жилой дом, признан непригодным для постоянного проживания, дефекты которого не могут быть устранены технически их устранение экономически нецелесообразно. На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, строительные конструкции охарактеризованы снижением несущей способности, при котором существует опасность для пребывания в доме людей. При этом обследование дома не производилось.

Администрацией Ибресинского района Чувашской Республики в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для включения указанного дома в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» не направлялись необходимые сведения, такие как копии заключений и актов комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, копии технических паспортов, правоустанавливающих документов на жилые помещения, выписки Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики при утверждении названной Республиканской программы <адрес> не внесен в список домов подлежащих сносу и расселению, чем нарушены права граждан, проживающих и зарегистрированных в нем.

В данном случае в отношении семьи Николаевых такая цель не достигнута, в виду наличия ненадлежащих сведений в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ».

Согласно сведениям, предоставленным в открытом доступе, на официальном сайте Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - reformagkh.ru вышеуказанный дом признан объектом блокированной застройки.

Техническим паспортом на <адрес> подтверждается, что указанный жилой дом является одноэтажным четырех квартирным жилым домом, состоящим из 4 обособленных жилых помещений с отдельными выходами на земельный участок. Жилые помещения имеют общие стены и кровлю.

Указанный жилой дом признан непригодным для проживания, фактически находится в аварийном состоянии и возникает вероятность причинения вреда и жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц. Кроме того бездействием ответчиков нарушаются жилищные права семьи Николаевых, на проживание в благоустроенном жилом помещении.

Отсутствие денежных средств на получение квалифицированной юридической помощи препятствует Николаеву Д.С. и Николаевой С.Л. самостоятельно защищать свои права в судебном порядке.

Допущенные нарушения повлекли нарушения прав и законных интересов семьи Николаевых, рассчитывающих на государственную поддержку при переселении из аварийного жилищного фонда, поскольку Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы», в которую, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен. По указанным основаниям просит возложить на ответчиков обязанность исключить из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении многоквартирного <адрес> Республики к жилому дому блокированной застройки, а также просит возложить на ответчиков обязанность внести в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» сведения о признании ДД.ММ.ГГГГ многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу с целью последующего включения указанного дома в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Бородин Д.Ю., исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Николаев Д.С., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.

Представитель истца Николаева С.Л. исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила о том, что из уведомления главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ узнала о том, что на момент формирования республиканской адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 – 2025 годы» заключение специализированной организации в отношении спорного дома отсутствовало. Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято заключение о признании данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Поскольку вышеуказанный дом в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ соответственно данный дом не может быть включен в указанную программу.

Представитель ответчика администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайлова И.Н. исковые требования не признала и пояснила, что <адрес> одноэтажный, состоит из 4 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком, имеет выход на территорию общего пользования, из жилого помещения в доме нет прямого доступа в помещения общего пользования. Данный дом имеет признаки блокированной застройки и в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» обоснованно отнесено к жилым домам блокированной застройки. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Из материалов дела следует, что в 2015 году вышеуказанная процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, установленная Правительством Российской Федерации, не соблюдена, а заключение о признании жилого дома непригодным для проживания не соответствует установленным законом требованиям, предъявляемым к его содержанию. В связи с этим на основании заключения экспертизы ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам исследования на предмет соответствия действующим нормам и правилам, установленным для жилых помещений, жилого дома, состоящего из 4 квартир расположенного по адресу: <адрес> межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято заключение о признании данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, вышеуказанный дом в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу после 01 января 2017 года. Соответственно в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» сведения о признании 29 марта 2018 года многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу являются правильными и не подлежат изменению.

Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Анисимов К.В. своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> следует отнести к категории непригодного для постоянного проживания, дефекты которого не могут быть устранены технически (при проведении капитального ремонта), а их устранение экономически нецелесообразно. Вышеуказанный жилой дом признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято заключение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, отнесенного к категории «недопустимое состояние» (категория 4): категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующая снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования износ жилого дома составляет 84,19%. Вместе с тем, указанные документы Минстрой Чувашии от органа местного самоуправления в полном объеме представлено не было. Признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также внесение такого дома в автоматизировавшую информационную систему Фонда «Реформа ЖКХ», не является безусловным основанием для включения в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках реализации республиканской адресной программы. В данном случае, администрацией Ибресинского района Чувашской Республики мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренные разделом III Программы не выполнены, документы как то предусмотрено разделом VIII Программы, в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, ответственный за реализацию Программы не представлены. Федеральный закон от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит положения о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку, программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включать в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом. С учетом вышеизложенного полагают требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Кабинета Министров Чувашской Республики, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Н.С.Л., исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила о том, что не желает подавать в суд исковое заявление к администрации Ибресинского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об обязании исключить из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении спорного многоквартирного дома к жилому дому блокированной застройки, внести в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» сведений о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно части 3 и части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает их неявки неуважительными.

Учитывая, что истец, представитель ответчика Анисимов К.В., и представители третьих лиц были своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде и им была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает их неявку волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.

Выслушав лиц участвующих деле, изучив материалы дела, суд исковое заявление находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).

Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также являлось выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно статье 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1). 2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; 4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (часть 2).

Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (часть 2.2).

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» до 1 января 2008 года Фонд утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации.

Как следует из части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Заявка на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда подается в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение и прогнозного увеличения рассчитанного для этого субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение в предстоящие годы до окончания деятельности Фонда.

Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Бюджетным кодексом Российской Федерации Кабинет Министров Чувашской Республики своим постановлением от 28 марта 2019 года № 92 утвердил республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы (далее - Программа).

Указанная Программа разработана в целях обеспечение граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, включенных в Программу (далее также - аварийные жилые помещения, аварийный жилищный фонд), жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.

Задачи программы – формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям; создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд.

Мероприятия Программы включают в себя нормативно-правовое и методологическое обеспечение Программы.

В перечень муниципальных образований – участников Программы Ибресинский район Чувашской Республики не включен.

Перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, сформирован в автоматизированной информационной системе Фонда «Реформа ЖКХ».

В соответствии с разделом III Программы, исходя из сформированного перечня аварийных многоквартирных домов органам местного самоуправления необходимо проведение следующих мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда: оценить состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилья либо о приобретении жилых помещений у застройщиков либо на вторичном рынке жилья; провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда на наличие свободного жилья, пригодного для проживания и отвечающего требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее - Положение); провести разъяснительную работу с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях переселения, сроках, порядке переселения, в случае если гражданин является собственником жилого помещения в аварийном многоквартирном доме, то о порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения, с целью выявления пожеланий о способе переселения; заключать предварительные договоры социального найма или мены жилых помещений; предусмотреть в бюджете муниципального образования средства на снос аварийных многоквартирных домов, расселяемых в рамках Программы; предоставить земельные участки для строительства жилья; обеспечить строительство (приобретение) жилых помещений на рынке жилья; обеспечить снос аварийного жилищного фонда.

    Копией контрольного талона к ордеру на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Николаевой С.Л. и членам её семьи, в том числе Николаеву Д.С. Ибресинской поселковой администрацией предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>

Из технического паспорта на многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, следует, что указанный жилой дом является одноэтажным четырех квартирным жилым домом, состоящим из четырех структурно обособленных жилых помещений с отдельными выходами на земельный участок. Жилые помещения имеют общие стены и кровлю.

Согласно п. 6 ст. 13, п. 8 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания в отношении жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении муниципального жилищного фонда - к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года № 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

    Согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> следует отнести к категории непригодного для постоянного проживания, дефекты которого не могут быть устранены технически (при проведении капитального ремонта), а их устранение экономически нецелесообразно.

    Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запрашиваемая информация в отношении квартир, находящихся по адресу: <адрес>

    Жилой <адрес> признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято заключение о признании двухквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, отнесенного к категории «недопустимое состояние» (категория 4): категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующая снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования износ жилого дома составляет 84,44%.

    Вместе с тем, указанные документы в Минстрой Чувашии от органа местного самоуправления в полном объеме представлено не было.

    Сведения об аварийном жилищном фонде органами местного самоуправления формируются (актуализируются) в системе.

Из сведений, которые содержатся на сайте Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», следуя по ссылке https://www.reformagkh.ru/myhouse/pro имеются сведения по жилому дому, находящемуся по адресу: <адрес>, согласно которым указанный жилой дом отнесен к жилым домам блокированной застройки.

    В разделе IV Программы перечислены меры, принимаемые Чувашской Республикой и органами местного самоуправления для обеспечения полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде.

    Перечень аварийных многоквартирных домов формируется на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов (далее – сведения об аварийном жилищном фонде), представленных органами местного самоуправления в Чувашской Республике в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

    Механизм реализации приведен в разделе VIII Программы, согласно которому Формирование Программы осуществляется Министерством на основании представленных органами местного самоуправления следующих документов: реестр аварийного жилищного фонда и приложенные к нему подтверждающие документы; муниципальная адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включающая перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - муниципальная программа); письменные обязательства органов местного самоуправления по финансированию Программы; утвержденный список граждан, подлежащих переселению, с указанием адреса жилого помещения аварийного многоквартирного дома, адреса предоставляемого взамен аварийного жилья жилого помещения и способа переселения граждан; утвержденный план реализации муниципальной программы, содержащий информацию о механизмах и промежуточных результатах ее реализации с разбивкой по способам переселения, планируемых способах достижения этих промежуточных результатов согласно приложению № 3 к методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 65/пр; нормативный правовой акт (правила, порядок) органа местного самоуправления об изъятии жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и о размере возмещения за изымаемые жилые помещения; нормативный правовой акт (правила, порядок) органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Министерство организует работу по реализации Программы в пределах своих полномочий, осуществляет общую координацию и мониторинг работ, организует при необходимости формирование нормативно-правовой базы, определяет объемы финансовых средств, предоставляемых органам местного самоуправления из Фонда и республиканского бюджета Чувашской Республики.

Контроль за ходом реализации Программы в пределах своей компетенции осуществляет Министерство.

    Таким образом, из вышеизложенного следует, что признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также внесение такого дома в автоматизированную информационную систему Фонда «Реформа ЖКХ», не является безусловным основанием для включения в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках реализации республиканской адресной программы.

    В данном случае вышеуказанный дом признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 01 января 2017 года.

    Формированию сведений об аварийном жилищном фонде Чувашской Республикой и реализации Программы, предшествует ряд мероприятий, мер принимаемых, в том числе органами местного самоуправления.

    В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

     Из материалов дела следует, что администрацией Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики не в полном объеме выполнены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренные разделом III Программы, а администрацией Ибресинского района Чувашской Республики документы предусмотренные разделом VIII Программы, в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, ответственный за реализацию Программы не представлены.

    Согласно Республиканской адресной программе перечень аварийных многоквартирных домов формируется Минстроем Чувашии на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления в Чувашской Республике в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

    В полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики входит утверждение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Распределение средств Фонда, республиканского бюджета Чувашской Республики утверждается постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.

Софинансирование мероприятий Программы за счет средств бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов Чувашской Республики осуществляется в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Чувашской Республики предельным уровнем софинансирования расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики из республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующий год (Раздел V Программы).

В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; 4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2.2 ст. 16 указанного Федерального закона не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

    Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит положения о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку, программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включать в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.

При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения искового заявления.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

Следовательно, оснований для взыскания с истца, ответчиков государственной пошлины в доход местного бюджета не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    

решил:

В удовлетворении искового заявления прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Николаева Дениса Сергеевича к администрации Ибресинского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о возложении обязанности исключить из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении многоквартирного <адрес> к жилому дому блокированной застройки, о возложении обязанности внести в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» сведений о признании ДД.ММ.ГГГГ многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу с целью последующего включения указанного дома в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                             О.В. Николаев

    Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2021 года.

        

2-369/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаев Денис Сергеевич
Прокурор в интересах Николаева дениса Сергеевича
Ответчики
Администрация Ибресинского района ЧР
Минстрой ЧР
Другие
Госудасртвенная корпорация "Фонд содействия реформированию ЖКХ"
Кабинет Министров ЧР
Администрация Ибресинского городского поселения Ибресинского района ЧР
Суд
Ибресинский районный суд Чувашии
Судья
Николаев Олег Васильевич
Дело на странице суда
ibresinsky.chv.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2021Судебное заседание
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее