Решение по делу № 2-222/2023 (2-811/2022;) от 12.12.2022

                                                                                                    Дело № 2-222/2023

    УИД 32RS0023-01-2022-001569-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         02 февраля 2023 года                                                                     г. Почеп

         Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Тризна А. М.,

с участием помощника прокурора Почепского района Брянской области Халаева Д. А.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

                                            У С Т А Н О В И Л:

         Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий, в котором просит суд обязать ответчика разработать и утвердить комплексные схемы организации дорожного движения Почепского муниципального района Брянской области.

          В обоснование иска прокурор указывает, что в январе 2022 года прокуратурой Почепского района проведена проверка исполнения требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения при осуществлении мероприятий по организации дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение законодательства администрацией Почепского района до настоящего времени в установленном законом порядке не разработаны и не утверждены комплексные схемы организации дорожного движения Почепского муниципального района. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Почепского района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении допущенных нарушений, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

         Указанные нарушения законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность возникновения аварийных ситуаций, а также создают угрозу для жизни и здоровья жителей Почепского района и других граждан, нарушая их права, предусмотренные ст. 41 Конституции Российской Федерации.

          В судебном заседании помощник прокурора Почепского района Брянской области Халаев Д. А. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

         Представитель ответчика администрации Почепского района Брянской области, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил, причины его неявки суду не известны.

         На основании ст. 167 ГПК дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

         Выслушав объяснение помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

        Согласно статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; програмно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно - транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично - дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

         Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселении в соответствии с частью 3 статьи 14, на территориях сельских поселении решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

         В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений    в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

Полномочия в области организации дорожного движения, установленные пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, осуществляются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в области организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.

         Как следует из материалов дела и установлено судом, в январе 2021 года прокуратурой Почепского района Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Почепского района Брянской области.

         Проведенной прокуратурой Почепского района проверкой установлено, что администрацией Почепского района до настоящего времени в установленном законом порядке не разработаны и не утверждены комплексные схемы организации дорожного движения Почепского муниципального района, а также не размещены на официальном сайте администрации Почепского района в сети "Интернет".

     В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Почепского района ДД.ММ.ГГГГ прокурором Почепского района было вынесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

         Согласно ответа главы администрации Почепского района ДД.ММ.ГГГГ -и на представление прокурора, администрация Почепского района решает вопрос о заключении договора с проектными организациями на разработку комплексных схем организации дорожного движения на территории Почепского муниципального образования.

         Указанные нарушения законодательства, которые до настоящего времени не устранены, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами ответчика своих служебных обязанностей, могут повлечь дорожно - транспортные происшествия, увеличивают вероятность возникновения аварийных ситуаций, а также создают угрозу для жизни и здоровья жителей Почепского муниципального района и других граждан, нарушая их права, предусмотренные ст. 41 Конституции Российской Федерации.

            Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы, предусмотренные законом.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

          Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л:

          Исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

          Обязать администрацию Почепского района Брянской области разработать и утвердить комплексные схемы организации дорожного движения Почепского муниципального района Брянской области.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

         Судья                                                                                Р. В. Коростелева

Решение составлено в окончательной форме 09 февраля 2023 года.

2-222/2023 (2-811/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Почепского района Брянской области,
Ответчики
Администрация Почепского района
Суд
Почепский районный суд Брянской области
Судья
Коростелева Раиса Викторовна
Дело на сайте суда
pochepsky.brj.sudrf.ru
12.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Подготовка дела (собеседование)
24.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2023Судебное заседание
02.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее