Дело № 2а-378 (2018)
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
24 января 2018 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Осинниковой Е.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Рі. Брянску Рє Люлину Р•.Рћ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налоговым платежам,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ указанным административным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что Р·Р° Люлиным Р•.Рћ. числится задолженность РїРѕ транспортному налогу Рё пени всего РІ СЃСѓРјРјРµ 6 878 СЂСѓР±. 71 РєРѕРї., Указанная задолженность сложилась РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты РґРѕ 16.10.2015 РіРѕРґР°. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ неисполнением обязанности РїРѕ уплате указанного налога, пени РІ установленные законом СЃСЂРѕРєРё, РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РІ адрес административного ответчика направлялось требование в„– 564 РѕС‚ 06.10.2015 РіРѕРґР° РѕР± уплате налога, СЃР±РѕСЂР°, пени, штрафа РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты РґРѕ 16.10.2015 РіРѕРґР°. РЎСЂРѕРє исполнения требования налогового органа истек, однако СЃСѓРјРјС‹ транспортного налога Рё пени РІ бюджеты всех уровней РЅРµ поступили.
На основании изложенного, административный истец просит суд восстановить срок на взыскание суммы задолженности в судебном порядке и взыскать с Люлина Е.О. задолженность по транспортному налогу в сумме 6490 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в сумме 388 руб. 71 коп., а всего 6878 руб. 71 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного слушания уведомлен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца, в котором указано, что настаивают на доводах, изложенных в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Люлин М.А. не явился, о дне, времени и месте судебного слушания уведомлен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Судв соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, в частности, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном законом порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ч. 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (ч. 8).
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 75 НК РФ предусматривает, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Судом установлено, что за административным ответчиком Люлиным Е.О. числится задолженность по транспортному налогу, пени в сумме 6878 руб. 71 коп., в том числе: налог по транспортному налогу – 6490 руб. 00 коп., пени по указанному налогу - 388 руб. 71 коп. Указанная задолженность сложилась по сроку уплаты на 16 октября 2015 года, которая в соответствии с требованием ст. 59 НК РФ безнадежна к взысканию, поскольку установлено, что соответствующих Налоговому кодексу РФ процедур взыскания указанной задолженности налоговым органом не производилось, срок взыскания налоговой недоимки пропущен.
В соответствии со ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с требованиями ст. 69,70 НК РФ административному ответчику было направлено требование об уплате налога №564 по состоянию на 06.10.2015 года с предложением погасить задолженность по налогу, пени в размере 6 878 руб. 71 коп., в срок до 16.10.2015 года, которое Люлиным Е.О. не было исполнено.
Учитывая, что в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговое требование является письменным документом, составляемым по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, факт направления налогового требования может быть подтвержден только письменными доказательствами.
Однако, в нарушение требований ст. ст. 61, 62 КАС РФ какие-либо доказательства, подтверждающие факт направления Люлину Е.О. требования №564 (уведомление о вручении заказного письма, реестр отправки заказных писем и пр.), административным истцом в суд не представлены. Документы, подтверждающие вручение требования об уплате налогов и пени лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, а также доказательства уклонения административного ответчика от получения этого требования в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, налоговым органом надлежащим образом не исполнена обязанность по направлению налогоплательщику требования установленной формы об уплате налога и пени.
Учитывая факт неисполнение налоговым органом обязанности РїРѕ доказыванию направления административному ответчику требования РѕР± уплате налога Рё пени, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± отказе РІ удовлетворении РїРѕ существу требований РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Брянску Рє Люлину Р•.Рћ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налоговым платежам.
Согласно правилам ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. В связи с чем, 22.05.2017 года мировым судьей судебного участка №17 Советского судебного района г. Брянска вынесен судебный приказ о взыскании с Люлина Е.О. задолженности по налоговым платежам в размере 6878 руб. 71 коп., который определением мирового судьи от 07.06.2017 года отменен.
До обращения налогового органа с административным иском в суд, административным ответчиком задолженность по налоговым платежам не погашена.
Рнспекция Федеральной налоговой службы РїРѕ Рі. Брянску обратилась СЃ административным РёСЃРєРѕРј РІ Советский районный СЃСѓРґ Рі. Брянска 20.11.2017 РіРѕРґР°.
Таким образом, суд полагает, что административным истцом срок, установленный в пункте 3 статьи 48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ, не пропущен.
Между тем, согласно требованию № 564 от 06.10.2015 года срок уплаты задолженности по транспортному налогу и пени установлен до 16.10.2015 года.
В соответствии с частью 2 статьи 48 НК РФ налоговый орган должен был обратиться с заявлением о взыскании задолженности по налоговым платежам в суд в срок до 16.04.2016 года, однако обратился к мировому судье с указанным заявлением значительно позднее, то есть с пропуском срока.
Указания на причины пропуска срока обращения в суд и доказательства, подтверждающие обстоятельства, объективно препятствующие налоговому органу обратиться в суд в пределах срока, установленного ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ, административный иск не содержит.
Рные основания для признания причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ уважительными, административный РёСЃРє РЅРµ содержит, СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлены.
Поскольку срок исполнения требования был установлен до 16.10.2015 года, т.о. срок обращения в суд в рамках указанных норм истек 16.04.2016 года, в суд административный истец обратился с данным административным иском 20.11.2017 года. В связи с чем, суд полагает, что истцом пропущен срок, установленный в пункте 2 статьи 48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.
Оснований для признания уважительными причин пропуска срока обращения в суд, судом не установлено, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд с исковым заявлением и уважительностью причин его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу.
Учитывая приведенные требования закона, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями, не представлено уважительных причин его пропуска, и судом не установлено правовых оснований для его восстановления, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.
РќР° основании изложенного, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± отказе РІ удовлетворении требований РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску Рѕ взыскании СЃ Люлина Р•.Рћ. задолженности РїРѕ налоговым платежам.
Руководствуясь ст. ст. 179, 180, 290-294 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Рі. Брянску Рє Люлину Р•.Рћ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налоговым платежам – оставить без удовлетворения.
Решение по административному делу может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Р. Борлаков
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2018 года.