ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шегида Е.А.Дело № 2-1220/2020
Докладчик Фролова Е.М. № 33-2740/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2020 года г. Липецк Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего Игнатенковой Т.А.,судей Фроловой Е.М.,Крючковой Е.Г.,
при секретаре Гаврилиной А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Котова Вячеслава Николаевича на решение Грязинского городского суда г. Липецка от 13 июля 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Котова Вячеслава Николаевича к ООО «Чистый город» об освобождении от задолженности по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. в сумме 42830,76 руб., образуемых при эксплуатации нежилого помещения по адресу: <адрес>, и обязании заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров отказать».
Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия
установила:
Котов В.Н. обратился с иском к ООО «Чистый город» об отмене задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. в сумме 42830,76 руб. и госпошлины в сумме 742,46 руб., а всего в сумме 43573,22 руб., в связи с отсутствием заключенного договора по вине ответчика в указанный период; о заключении договора на вывоз ТКО с расчетом исходя из количества и объема контейнеров, а не по нормативам. В обоснование заявленных требований ссылался на получение от ответчика договора № 258 на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении помещения, находящегося по адресу: <адрес>, по нормативам, с условиями которого он не согласился. На неоднократные письма истца о заключении договора исходя из количества и объема контейнеров, его требования не удовлетворены. Ответчик ранее обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с него задолженности, на основании которого мировым судьей Грязинского судебного участка № 1 Липецкой области выдан судебный приказ о взыскании с него задолженности за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. в сумме 42830,76 руб. и госпошлины 742,46 руб., 28.05.2020 г. данный судебный приказ отменен.
Представитель ответчика ООО «Чистый город» иск не признала, ссылаясь на его необоснованность.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Котов В.Н. просит отменить решение суда и вынести новое об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в заключении договора по следующим основаниям.
В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Частью (пунктом) 1 ст. 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" предусмотрено, что в силу п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (п. 2 ст. 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (п. 2 ст. 158, п. 3 ст. 432 ГК РФ) (п. 1).
Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида (например, условия, указанные в статьях 555 и 942 ГК РФ).
Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой (п. 2).
Требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 421, абзац 1 п. 1 ст. 445 ГК РФ) (п. 38).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (п. 1 ст. 446 ГК РФ).
Отношения в сфере обращения с ТКО прежде всего регулируются нормами Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу ст. 24.7 указанного закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч. 1).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила N 1156).
На основании пп. «в» п. 8.1 Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в нежилых помещениях, и на земельных участках, с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 8.4 Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8.10 Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами8.6 и 8.7 настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. N641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.11 Правил N 1156 потребитель в течение 15рабочих дней со дня поступления 2экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Согласно п. 8.12 Правил N 1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
В силу п. 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что Котов В.Н. является собственником нежилого помещения с КН № – кирпичного одноэтажного здания магазина, площадью 150,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
19.06.2012 г. Котов В.Н. прекратил деятельность в качестве ИП.
Указанное нежилое помещение Котов В.Н. с 01.12.2018 г. по 10.02.2019 г. сдавал в аренду М.Т.Ю., а с 01.01.2020 г. – сдает в аренду Т.А,С., что подтверждается договорами.
В результате эксплуатации данного нежилого помещения образуются ТКО, что не оспаривается.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны Грязинская Липецкой области от 30.04.2018 г., заключенного между Управлением ЖКХ Липецкой области и ООО «Чистый город» (региональный оператор), ответчик с 01.07.2018 г. осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Грязинского, Добринского, Усманского районов Липецкой области.
14.01.2019 г. сотрудниками ООО «Чистый город» осуществлен выход по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт об осуществлении в данном помещении деятельности пекарни, продажи выпечки.
Установлено, что 22.01.2019 г. ООО «Чистый город» направило в адрес Котова В.Н. договор № 258 на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.06.2018 г., п. 2.1. которого предусмотрено, что оплата услуг по нему осуществляется по цене, определяемой в передах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного уполномоченным органом в области регулирования тарифов.
Из содержания п. 5.1. договора следует, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным способом, согласно нормативам накопления твердых коммунальных отходов.
При этом, согласно п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или массы) ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Истец отказался от заключения договора, сообщив об этом ООО «Чистый город» 04.02.2019 г. письменно, и предложил производить расчет объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (л.д. 9).
Таким образом, между сторонами возникли разногласия по существенному условию договора.
Региональный оператор письмом от 11.03.2019 г. (л.д. 10) отказал Котову В.Н. в заключении договора на его условиях в связи с отсутствием согласованной контейнерной площадки на территории торгового объекта.
12.02.2020 г. истцу вновь был направлен договор № 258 на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.06.2019 г. с тем же содержанием пунктов 2.1., 5.1 (л.д. 24 – 27).
14.02.2020 г. истец вновь просил ответчика заключить с ним с 01.03.2020 г. договор из расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (л.д. 22).
Такой договор не заключен.
Отказывая в иске, суд первой инстанции согласился с доводами ответчика, сославшись на общедоступность публикации в сети «Интернет» и отсутствие доказательств того, что сведения о контейнерной площадке по адресу: <адрес>, не включены в территориальную схему обращения с отходами Липецкой области.
Выводы суда ошибочны.
Из материалов дела следует, что 02.07.2019 г. истец обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением (л.д. 15,16) и постановлением администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 04.12.2019 г. № 873 внесены изменения в постановление администрации от 09.07.2019 г. № 449 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения гор. Грязи» (л.д. 17).
Указанное постановление вступило в силу со дня подписания.
Согласно данным официального сайта администрации г. Грязи в реестр мест (площадок) накопления ТКО внесен адрес объекта: <адрес>, собственник Котов В.Н. (скриншот приобщен к материалам дела судебной коллегией).
Отсутствие сведений о контейнерной площадке в территориальной схеме на сайте Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области юридически значимым для разрешения спора не является.
Бездействие должностных лиц по взаимному информированию и размещению на сайтах информации не может нарушать прав истца. Более того, решение об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО относится к компетенции органа местного самоуправления – администрации г. Грязи, которая свои обязанности выполнила и соответствующую информацию разместила на официальном сайте, а не Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области.
10.12.2019 г., 20.01.2020 г., 14.02.2020 г. истец неоднократно обращался к ответчику с требованием заключить договор на вывоз и утилизацию отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, сославшись на вышеуказанное постановление администрации, приложив выписку из реестра контейнерных площадок г. Грязи от 05.12.2019 г. о согласованной им контейнерной площадке на территории торгового объекта (л.д. 18,21,22), однако ответчик свою обязанность по заключению договора не выполнил.
Условие расчета, заявленное истцом, соответствует закону и подлежит внесению в договор с 01.03.2020 г., как просил истец в заявлении от 14.02.2020 г.
Доводы ответчика о том, что направленный истцу вариант договора соответствует типовому, утв. Постановлением Правительства РФ, несостоятелен, поскольку законом предусмотрен альтернативный расчет, и истец как потребитель вправе выбрать для себя наиболее выгодный вариант. При этом типовые условия договора могут изменяться, если это не противоречит закону.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности заключить с 01.03.2020 г. с истцом договор на вывоз ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или массы) ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 505(п. 5), исходя из количества и объема контейнеров для наполнения ТКО, а не по нормативам.
В остальной части решение суда признается судебной коллегией правомерным.
Оснований для отмены задолженности истца перед ответчиком за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. не имеется.
Обязанность истца – собственника торгового помещения, по плате услуг ответчика по вывозу ТКО предусмотрена законом.
ООО «Чистый город» обращалось к мировому судье Грязинского судебного участка № 1 Грязинского муниципального района Липецкой области с заявлением о выдаче приказа о взыскании с Котова В.Н. задолженности.
Приказом мирового судьи Грязинского судебного участка № 1 Грязинского муниципального района Липецкой области от 13.05.2020 г. по делу № 2-1511/2020 с Котова В.Н. в пользу ООО «Чистый город» взыскана задолженность по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. в сумме 42830,76 руб. и расходы по оплате госпошлины в сумме 742,46 руб., а всего 43573,22 руб.
Определением мирового судьи от 28.05.2020 г. судебный приказ отменен.
ООО «Чистый город» вправе взыскать задолженность в порядке искового производства, где Котов В.Н. вправе оспаривать ее размер.
По настоящему делу каких-либо требований имущественного характера к истцу не предъявлено, соответственно, его право не нарушено.
Правовых оснований для анализа размера задолженности при отсутствии требований о её взыскании судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 13 июля 2020 года отменить в части отказа в заключении договора, постановить в данной части новое решение, которым обязать ООО «Чистый город» заключить с Котовым Вячеславом Николаевичем с 01 марта 2020 г. договор на вывоз твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, исходя из количества и объема контейнеров для наполнения твердых коммунальных отходов (п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или массы) твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 505).
В остальной части решение суда отставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: .
Судьи: .
.