Дело № 2-121/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
09 марта 2016 года гражданское дело по иску Лысковой Т.В. к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Лыскова Т.В. обратилась в суд к АМР «Прилузский» с иском об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что по договору социального найма является нанимателем жилого помещении, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое признано непригодным для проживания. Дом по вышеуказанному адресу включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013-2017гг., однако жилое помещение, пригодное для проживании, до настоящего времени истцу не предоставлено. В связи с отсутствием жилья и работы в <адрес>, в настоящее время проживает на территории СП «Объячево», в съемном жилом помещении. При изложенных обстоятельствах, обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит обзать АМР «Прилузский» предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., и находящееся в черте населенного пункта <адрес>, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: Лыскову Т.В., Лыскова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р.
Определением суда от 29.02.2016г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Лысков Н.Н.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.
Представитель ответчика АМР «Прилузский» в удовлетворении заявленных требований просят отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Третье лицо на стороне истца, Лысков Н.Н., требования Лысковой Т.В. поддерживает.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, рассмотрев иск в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Установлено, что Лыскова Т.В., начиная с 12.03.2007г. и по настоящее время зарегистрирована в жилом помещении по адресу: РК, <адрес>.
16.12.2010г. между сторонами был заключен договор социального найма жилого помещения по условиям которого АМР «Прилузский» (наймодатель) передало Лысковой Т.В. (наниматель) и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для проживания в нем.
Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Лысков Н.Н., сын, и ФИО1, дочь.
Согласно ст. 15 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г.), при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом обращено внимание судов на то обстоятельство, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Актом обследования помещения № от 26.05.2006г., составленным межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы МР «Прилузский» за № от 22.02.2006г., установлено, что в ходе обследования находящегося в муниципальной собственности жилого <адрес> выявлено: фундамент поражен гнилью, обрастание мхом нижней части цоколя, коробление и отставание досок. Мелкие повреждения нижней части столбов. Полы местами имеют прогибы и щели. Протечки и просветы в отдельных местах, отставание и трещины коньковых плит, отрыв листов до 10% площади кровли. На потолках обнаружены провисания и подтеки. Значительный перекос стен, выпучивание, отклонение от вертикали, поражение древесины гнилью, повышенная влажность в помещениях. Оконные рамы частично прогнили, частично отсутствуют штапики, трещины стекол.
Заключением межведомственной комиссии от 26.05.2006г. № жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
06 июля 2010 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МР «Прилузский» № от 16.06.2010г., проведено обследование <адрес>, по результатам которого установлено: фундамент дома – ленточный, каменный; стены – деревянные, сборно-щитовые; кровля – асбестоцементные листы; водопровод – отсутствует; отопление – печное; канализация – люфт-клозет на придомовой территории. На фундаменте видны отдельные глубокие трещины, неравномерная осадка фундамента. В некоторых местах на стенах осыпалась штукатурка. На потолке наблюдаются провисание ДВП листов и следы протечки кровли. Прогибы и просадки отдельных досок пола. В окнах стекла местами отсутствуют. У печки наружная кладка имеет трещины, местами приборы отсутствуют. Жилое помещение не обеспечено инженерными системами (горячим водоснабжением, централизованным отоплением). В связи с ветхостью строения не выдерживается температурный режим внутри помещения (акт обследования № от 06.07.2010г.).
На основании Акта, составленного по результатам обследования, межведомственная комиссия пришла к заключению, согласно которого <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в части пунктов 12, 15, 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещении непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 и непригодна для проживания.
Руководствуясь заключением межведомственной комиссии, распоряжением главы СП «Верхолузье» от 05.03.2011г. №, жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> признано непригодным дл проживания. Собственнику жилого помещения рекомендовано решить вопрос улучшения жилищных условий граждан, проживающих в данном помещении, с последующим решением вопроса о дальнейшем использовании вышеуказанного помещении, признанного непригодным для проживания.
На основании личного заявления, постановлением АМР «Прилузский» от 29.02.2008г. № «О постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с 27 февраля 2008 года Лыскова Т.В. принята на соответствующий учет и включена во внеочередной список, с составом семьи 3 человека (в ред. постановления АМР «Прилузский» от 05.03.2014г. № 351).
Доказано также, что с 21 марта 2011 года Лыскова Т.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жиль» и состоит на соответствующем учете в АМР «Прилузский» с составом семьи 3 человека: Лыскова Т.В., Лысков Н.Н. и ФИО1 по категории «граждане, проживающие в сельской местности, в т.ч. молодые семьи и молодые специалисты, проживающие и работающие на селе либо изъявившие желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там», «лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде».
Постановлением Правительства РК от 12.04.2013г. № 120 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 – 2017 годы, в которую, в т.ч. включен <адрес> РК, с планируемой датой переселении – до 31 декабря 2016 года
Между тем, до настоящего времени иное жилое помещение, взамен признанного непригодным дл проживания, истцу не предоставлено.
В ходе настоящего судебного разбирательства истец суду также подтвердила, что основанием для настоящего обращения в суд послужило признание предоставленного ей жилого помещения непригодным для проживания.
Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 ч. 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ст. 85 Жилищного Кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер.
Отсюда, доводы истца о том, что ее семья состоит из 3-х человек, в связи с чем, с учетом требований ст. 10 Закона РК от 04.07.2006г. № 54-РЗ, должно быть предоставлено жилое помещение, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку в данном случае предоставление истцу другого жилого помещения имеет место не в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с отселением из подлежащего сносу дома, когда в силу закона отселяемым предоставляется равноценное жилье.
Несостоятельной суд находит и ссылку представителей ответчика на то обстоятельство, что в иске должно быть отказано, поскольку не истек срок, в течение которого Лысковой должно быть предоставлено иное жилое помещение (до 31.12.2016г. согласно Постановления Правительства РК от 12.04.2013г. № 120); принимая во внимание, что ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Более того, сам по себе тот факт, что жилой дом включен в очередную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы, не свидетельствует о необоснованности требований истца, поскольку согласно разъяснениям, данным в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления
Сведения о том, что истец обеспечена другим жильем, в материалах дела отсутствуют, и стороной ответчика суду не представлялись.
В то же время, как следует из заявления Лысковой от 11.11.2015г., последняя просит предоставить ей жилое помещение, расположенное в <адрес> (по месту фактического проживания).
Представители ответчика в суде также подтвердили тот факт, что с учетом мнения истца, жилое помещение по договору социального найма будет предоставлено семье Лысковых в <адрес> РК.
Следовательно, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению и полагает необходимым возложить на АМР «Прилузский» обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, расположенного в <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., поскольку жилое помещение, в котором зарегистрирована семья Лысковых признано непригодным для проживания в установленном законом порядке.
Отсюда, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Лысковой Т.В. к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования муниципальный район «Прилузский» предоставить Лысковой Т.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте населенного пункта <адрес>, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., в доме с центральным отоплением либо водяным отоплением от автономного источника, водопроводом, газовой или электроплитой для приготовления пищи, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: Лыскову Т.В., Лыскова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения.
Председательствующий