РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2015 года с. Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Курбангаджиева М.С.,
при секретаре Магомедовой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> «<адрес>» Республики Дагестан и <данные изъяты> <адрес> Республики Дагестан о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к <данные изъяты> «<адрес>» Республики Дагестан и <данные изъяты> <адрес> Республики Дагестан о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка законности и эффективности принимаемых органами местного самоуправления <адрес> и администрациями образовательных организаций <адрес> мер по обеспечению антитеррористической защищенности таких организаций. В ходе проверки установлено, что законодательство о противодействии терроризму <данные изъяты> <адрес> исполняет не в полной мере. Здание <данные изъяты> <адрес> не оборудовано устройством для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация), что нарушает право посещающих учреждение детей на безопасные условия пребывания в учреждении и создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности. В силу п. 4.18 Свода правил «Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, здания дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, домов интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов, лечебных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения. Принципы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма согласно ст. 2 ФЗ от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются одними из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года). Согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 6. ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора <данные изъяты>» <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законов в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей. Согласно ответу директора МКДОУ на указанное представление устранить нарушения законов в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, в частности, установить кнопку тревожной сигнализации не представляется возможным ввиду отсутствия собственных средств, а также отсутствия финансирования со стороны учредителя - администрации МР «<адрес>» на указанные цели. Из информации финансового управления <данные изъяты> «<адрес>» от 24 февраля 2015 года № 0504 следует, что за 2013-2014 гг. и истекший период 2015 года бюджетные средства на установку в образовательных учреждениях района (в школах и садиках) тревожных кнопок экстренного вызова, а также на другие цели, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений <адрес>, не выделялись. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Согласно Уставу <данные изъяты>» <адрес> является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств районного бюджета по утвержденным учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета. Учредителем <данные изъяты>» <адрес> является <данные изъяты> «<адрес>». Уставом МР «<адрес>» определено, что <данные изъяты> «<адрес>» организует: предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан; предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. <данные изъяты>» <адрес> является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является важным объектом инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности МКДОУ с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу. Согласно ст. 12 ГПК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Отсутствие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании <данные изъяты>» <адрес> отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2 поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО3, ведущий специалист юридического отдела <данные изъяты> «<адрес>» РД, действующий по доверенности от 12 марта 2015 года, в судебном заседании требования прокурора признал полностью, не возражал против их удовлетворения и пояснил, что в бюджете района за 2015 год не были заложены денежные средства на указанные цели.
Представитель ответчика ФИО4, заведующая <данные изъяты>» <адрес> РД, в судебном заседании требования заместителя прокурора признала полностью и не возражала против их удовлетворения, пояснив, что данные нарушения устранить не представляется возможным в виду отсутствия финансирования.
Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Признание иска прокурора представителями ответчиков ФИО5 и ФИО4 в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд принимает данное признание иска.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу ст. 198 ГПК РФ в случае принятия судом признания иска в мотивировочной части решения достаточно указания на данные обстоятельства.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлении и их последствии; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 6. ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного закона органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Уставу <данные изъяты> <адрес> является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств районного бюджета по утвержденным учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета. Учредителем <данные изъяты>» <адрес> является <данные изъяты><адрес>».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> РД была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в <данные изъяты>» <адрес>. В ходе проверки установлено, что законодательство о противодействии терроризму МКДОУ исполняет не в полной мере. Здание МКДОУ не оборудовано кнопкой тревожной сигнализации для экстренного вызова полиции, что нарушает право посещающих учреждение детей на безопасные условия пребывания в учреждении и создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение обязать соответствующий орган государственной власти, органа местного самоуправления, должностное лицо, государственного и муниципального служащего, решения и действия которого оспариваются, устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и законных интересов граждан.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке выполнения ответчиком возложенных на него обязательств, суд учитывает время, необходимое для решения вопроса по исполнению законодательства о противодействии терроризму и полагает необходимым установить разумный срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
Принимая во внимание, что истец – прокурор <адрес>, исковые требования которого удовлетворены, и ответчик администрации МР «<адрес>», в соответствии с подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу освобождены, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19, подп. 8 п. 1 ст. 333.20, абз. 2 ч. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ и в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика <данные изъяты>» <адрес>, не освобождённого от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей. (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст.333.19 НК РФ – 6000 рублей : 2 плательщика).
В ходе судебного разбирательства данного дела представитель ответчика заведующая <данные изъяты>» <адрес> ФИО4 заявила ходатайство об освобождении <данные изъяты>» <адрес> от уплаты государственной пошлины, представив справку о том, что у финансового управления <данные изъяты> «<адрес>» по общеобразовательным учреждениям в 2015 году отсутствуют денежные средства на прочие расходы кроме как на выплату заработной платы.
Согласно ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.
С учётом тяжёлого финансового положения ответчика суд в связи с ходатайством последнего полагает необходимым освободить <данные изъяты>» <адрес> от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> РД и <данные изъяты> <адрес> РД удовлетворить.
Возложить на администрацию МР «<адрес>» РД и <данные изъяты>» <адрес> РД обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Обязать <данные изъяты> «<адрес>» РД осуществить финансирование по организации установки устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании <данные изъяты>» <адрес> РД, расположенном по адресу: РД, <адрес> «а», в срок до 1 сентября 2015 года.
Обязать <данные изъяты>» <адрес> РД обеспечить наличие устройства для экстренного вызова полиции (тревожная кнопка, тревожная сигнализация) с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения специализированной организации в здании «<данные изъяты> <адрес> РД, расположенном по адресу: РД, <адрес> «а», в срок до 1 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Федеральный судья М.С. Курбангаджиев