Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 24 сентября 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Майко П.А.
при секретаре Матешина С.Э.
рассмотрев исковое заявление Андреева Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Красноярска о досрочном назначении пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился, с указанным иском, в суд, в котором просит обязать ответчика включить в стаж для досрочного назначения пенсии, по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации : с 5.2.1996 по 7.3.1996 год – 1 месяц 3 дня, с 13.2.2007 по 20.3.2007 - 1 месяц 8 дней, а также периоды работы истца в республике Кыргызстан : с 1.12.1991 по 16.11.1992 год – 11 месяцев 16 дней, в должности фельдшера лаборанта Кызыл- Кийского родильного дома, с 3.6.1993 по 4.2.1996 год – 2 года 8 месяцев, 2 дня в той же должности, с 8.3.1996 по 22.6.2003 год - 7 лет 3 месяца 15 дней, в должности фельдшера лаборанта Кызыл- Кийского родильного дома и в должности лаборантки серологической лаборатории Кызыл-Кийской территориальной больницы.
Данное требование обосновывает тем, что на ее обращение о досрочном назначении пенсии ответчик ответил отказом, ввиду того факта, что истица в период повышения квалификации, не осуществляла трудовую деятельность, а также, т.к. нет данных, что истица осуществляла трудовую деятельность полный рабочий день, по должностям фельдшера лаборанта Кызыл- Кийского родильного дома и лаборантки серологической лаборатории Кызыл-Кийской территориальной больницы.
В судебном заседании истица иск поддержала полностью.
Представитель ответчика – Батрак Л.Ю. с иском не согласна, т.к. период нахождения истца на курсах повышения квалификации, не включаются в стаж дающий право на досрочную пенсию. С 1 октября 1997 года досрочное пенсионное обеспечение медработникам Кыргызстана не предусмотрено.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил-
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Исходя из приведенных норм, периоды прохождения специализаций и нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации и прохождение специализации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на данное обучение, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Данный документ подписан государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 5 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации №99 р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России № 203-16).
Согласно пенсионного дела, истица обратилась 25.1.2018 года, с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением УПФР, от 06.2.2018 года, по заявлению истца, от 25.1.2018 года, о назначении пенсии, истцу засчитан стаж дающий право на досрочную пенсию в размере – 19 лет 1 месяц 7 дней, из необходимых 30 лет специального стажа. Не приняты к зачету периоды, нахождения истца на курсах повышения квалификации : с 5.2.1996 по 7.3.1996 год – 1 месяц 3 дня, с 13.2.2007 по 20.3.2007 - 1 месяц 8 дней, а также периоды работы истца в республике Кыргызстан : с 1.12.1991 по 16.11.1992 год – 11 месяцев 16 дней, в должности фельдшера лаборанта Кызыл- Кийского родильного дома, с 3.6.1993 по 4.2.1996 год – 2 года 8 месяцев, 2 дня в той же должности, с 8.3.1996 по 22.6.2003 год - 7 лет 3 месяца 15 дней, в должности фельдшера лаборанта Кызыл- Кийского родильного дома и в должности лаборантки серологической лаборатории Кызыл-Кийской территориальной больницы.
Факт нахождения и направления на повышение квалификации, подтвержден справкой с места работы.
Поскольку установлено, что истец находился на учебе, по повышению квалификации и прохождении специализации по своей специальности и за ним сохранялась заработная плата, данное следует из справки по месту работы истца, то на основании вышеизложенного, суд полагает возможным прийти к выводу, что отказ ответчика во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии истцу в данные периоды только по этому основанию не законен.
Однако, суд отмечает, что в силу п. 2 ст. 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения», подписанного в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, указанная работа истца, в период проживания в Кыргызтане, признавалась, как медицинская деятельность и подлежит зачету в специальный стаж в соответствии с принятыми на себя Российской Федерацией международными обязательствами.
Вместе с тем, в соответствии с законом Кыргызсой республики, от 21.7.1997 года №57 «О государственном пенсионном социальном страховании», вступившем в законную силу, с 1.10.1997 года, досрочные пенсии медработникам не предусмотрены. Периоды соответствующей работы на территории Кыргызкой республики, таким образом, не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400 ФЗ, т.к. законодательством республики Кыргызтсан с 1.10.1997 года данное не предусмотрено.
Таким образом стаж работы истца с 1.10.1997 года по 22.6.2003 год, не включается в период, дающий право на досрочное назначение пенсии, в стаж на соответствующих видах работ, согалсно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400 ФЗ.
Вместе с тем, стаж работы истца до 1.10.1997 года может быть включен, наряду с периодами нахождения на курсах повышения квалификации, в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии истцу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать не законным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе Красноярска включить в страховой стаж Андреева Е.В., дающий право, на назначение досрочной страховой пенсии, период нахождения на курсах повышения квалификации, с 5.2.1996 по 7.3.1996 год – 1 месяц 3 дня, и периоды работы Андреева Е.В. в Республике Кыргызстан : с 1.12.1991 по 16.11.1992 год – 11 месяцев 16 дней, в должности фельдшера лаборанта Кызыл-Кийского родильного дома, с 3.6.1993 по 4.2.1996 год – 2 года 8 месяцев, 2 дня в той же должности, с 8.3.1996 по 30.9.1997 год, в должности фельдшера лаборанта Кызыл-Кийского родильного дома
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе Красноярска включить в страховой стаж Андреева Е.В., дающий право, на назначение досрочной страховой пенсии, период нахождения на курсах повышения квалификации, с 5.2.1996 по 7.3.1996 год – 1 месяц 3 дня, и периоды работы Андреева Е.В. в республике Кыргызстан : с 1.12.1991 по 16.11.1992 год – 11 месяцев 16 дней, в должности фельдшера лаборанта Кызыл-Кийского родильного дома, с 3.6.1993 по 4.2.1996 год – 2 года 8 месяцев, 2 дня в той же должности, с 8.3.1996 по 30.9.1997 год, в должности фельдшера лаборанта Кызыл-Кийского родильного дома
В остальной части иска Андреева Е.В. отказать
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца.
Председательствующий судья: Майко П.А.