РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года ЗАТО г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе,
председательствующего судьи Ускова Д.А.,
с участием помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорск – Середы Е.Н.,
представителя ответчика – УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска – Архиповой Т.В.,
при секретаре Андриевской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г, Зеленогорска действующего в интересах Семенова В.И. к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО действуя в интересах Семенова В.И. обратился в суд с исковым заявлением к УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска (далее - УСЗН) о признании незаконными решения Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о приостановлении предоставления Семенову В.И. субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату помещения и коммунальных услуг с 09.02.2018, о прекращении предоставления Семенову В.И. субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 13.05.2018 возложить обязанность на УСЗН администрации ЗАТО г. Зеленогорск произвести начисление и выплату субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Семенову С.И. за период с 09.02.2018 по 10.04.2019.
В обоснование заявленных требований указывает, что на основании заявления инвалида <данные изъяты> группы Семенова В.И. проведена проверка соблюдения законодательства при оказании предоставления государственной услуги в виде мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Проверкой было установлено, что Семенова В.И. (инвалид 2 группы), являясь собственником жилого помещения по адресу: г. Зеленогорск, <адрес> состоял на учете в УСЗН администрации ЗАТО г. Зеленогорск по указанной категории до ДД.ММ.ГГГГ пользовался мерами социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% как собственник жилого помещения. Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края предоставил в Управление информацию о наличии у заявителя, задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Семенов В.И. Управлением была приостановлена выплата субсидии на один месяц. В связи с непредставлении сведений о погашении задолженности, или соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг УСЗН администрации ЗАТО г. Зеленогорска ДД.ММ.ГГГГ было прекращено предоставление мер социальной поддержки заявителю на основании п. 6 ст. 20, п. 9 ст. 23 Закона.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данная мера социально поддержки Семенову В.И. не назначена и не выплачивается, считая решения УСЗН администрации ЗАТО г. Зеленогорска по приостановлению и прекращению Семенову В.И. предоставления мер социальной поддержки прокурор ЗАТО г. Зеленогорск обратился в суд с указанными исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Середа Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Истец Семенов В.И. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела по существу извещен надлежаще.
Представитель ответчика УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Архипова Т.В. в судебном заседании не согласившись с заявленными требованиями просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку ст.ст. 159, 160 ЖК РФ определено, что субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению, аналогичные требования содержатся в п.1 ст.20.1 Закона Красноярского края №13-2804. В соответствии с п.2 ст.20.1 Закона Красноярского края №13-2804, предоставление мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя задолженности по ЖКУ за 2 месяца и более, либо невыполнении получателем условий соглашения о погашении задолженности, на срок не более 1 месяца. В связи с указанным Управление принимает решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на 1 месяц. В силу п.3 ст.20.1 указанного закона края предоставление субсидий возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления при наличии уважительных причин образования задолженности, к каковым относятся: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и иные обстоятельства чрезвычайного характера. При отсутствии уважительных причин образования задолженности возобновление предоставления мер социальной поддержки возможно только при полном погашении задолженности по ЖКУ либо заключения соглашения о ее погашении. Пп. «в» п.9 ст.23 Закона края №13-2804 предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ при несогласовании срока погашения задолженности в течение 1 месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки. В соответствии с п.7 ст.20.1 Закона края №13-2804 граждане, которым предоставление мер социальной поддержки прекращено по вышеуказанным основаниям, вправе обратиться повторно с заявлением об их предоставлении, но только после полного погашения задолженности или заключения соглашения по ее погашению. Таким образом, приостановление предоставления поддержки является этапом, предшествующим принятию решения о прекращении или возобновлении предоставления мер. При этом возобновление предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержи, осуществляется при наличии уважительных причин образования данной задолженности, а при отсутствии уважительных причин, лишь после погашения получателем таких мер задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности. Семеновым в нарушение указанных норм не были предоставлены документальные доказательства погашения задолженности либо заключения соглашения о ее погашения, или уважительность причины образования указанной задолженности. В связи, с чем основания, послужившие для приостановления, а впоследствии и прекращения предоставления мер социальной поддержки Семенову В.И. являются законными и обоснованными. С учетом указанного основания для возобновления предоставления Семенову В.И. с 09.02.2018 мер социальной поддержи в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в размере 50% отсутствуют.
Выслушав помощника прокурора Середу Е.Н., представителя ответчика Архипову Т.В., исследовав и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 55 - 56, 59 - 60 ГПК РФ, суд считает необходимым требования истца удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ч. 13 13); Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, дополнительно предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 14).
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели. Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804.
Согласно п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено следующее: Семенов В.И. является инвали<адрес> группы, что подтверждается, справкой МСЭ от 01.06.2018 в связи с общим заболеванием бессрочно. На основании договора на приватизацию квартиры от 22.01.2002 Семенову В.И. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/4 доля в квартире расположенной по адресу: Красноярский край г. Зеленогорск, <адрес>.
Согласно заявления от 16.06.2016 Семенов В.И. обратился в орган социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о назначении ему мер социально поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как инвалиду. На основании протокола для определения мер социальной поддержки от 27.06.2016 с31.05.2016 по 31.05.2017 Семенов В.И. были назначены меры социальной поддержки в том числе, в виде компенсации расходов в размере 50 % на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, газ, а также на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды и в оплате услуг в целях СОИ жилого помещения, расположенного по адресу: г. Зеленогорск, <адрес>.
В соответствии с протоколом назначения «Субсидии отдельным категория граждан» от 27.06.2016 на 01.07.2016 Семенову В.И. установлена субсидия с 01.07.2016 по 31.05.2017 в размере 50 % на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии СОИ, горячая вода на теплоноситель на СОИ, холодная вода на СОИ жилого помещения, расположенного по адресу: г. Зеленогорск, <адрес> размере 622,59 руб. Протоколом назначения «субсидии на эл. энергию отдельным категориям граждан от 27.06.2016 Семенову В.И. назначена субсидия по электроэнергии и электроэнергии СОИ в размере 20,67 руб..
Согласно переданных в УСЗН Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (далее - региональный оператор), задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт за жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г. Зеленогорск, <адрес>, составляла более двух месяцев (задолженность составляла 5653,92 руб.).
В связи с чем, Семенову В.И. с 01.02.2018 приостановлена выплата, что подтверждается протоколом простановки выплаты от 09.02.2018.
Уведомление о приостановлении предоставления субсидии было направлено Семенову В.И. 09.02.2018. При этом в уведомлении указано, что при наличии уважительных причин образования задолженности предоставление субсидии будет возобновлено. Также указано, что наличие уважительных причин образования задолженности должно быть подтверждено документально.
В связи с не предоставлением Семеновым В.И. уважительности причин образования задолженности, 13.03.2018 УСЗН было принято решение о прекращении предоставления субсидии Семенову В.И. с 01.03.2018 в связи с непогашением задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности). Уведомление о прекращении предоставления субсидии было направлено Семенову В.И. по почте 13.03.2018.
Семенов В.И. обратился в прокуратуру ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования в связи с нарушением УСЗН администрации ЗАТО г. Зеленогорска его социальных прав, поскольку в с вязи с наличием у него задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт Управлением ему была сначала приостановлена выплата субсидии, а впоследствии в связи с непредставлением в течение месяца в Управление квитанции о погашении задолженности предоставление мер социально поддержки было прекращено на основании п. 6 ст. 20, п. 9 ст. 23 Закона. Указанное решение привело к нарушению его прав, поскольку оно не позволяет получить указанные меры социальной поддержи с того дня, с которого их предоставление приостанавливалось.
Из пояснений представителя УСЗН администрации ЗАТО г. Зеленогорска следует, что до настоящего времени задолженность Семенова В.И. по оплате взносов за капитальный ремонт не погашена, что также подтверждается справкой о хронологии долга семьи из которой видно, что задолженность Семенова В.И. проживающего по адресу г. Зеленогорск, <адрес> по состоянию на 15.05.2019 составляет 5653,92 рублей.
Подпунктом «в» п.9 ст.23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» установлено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Действительно, указанный пункт Закона Красноярского края отдельно не обжаловался, однако общее понимание норм законодательства, регулирующего вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Так, п.4 ст.21 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» установлено, что предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнении условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ.
Суд считает необоснованными доводы представителя Управления социальной защиты Администрации ЗАТО г. Зеленогорск о том, что п/п «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» позволяет прекратить предоставление мер социальной поддержи инвалиду по оплате жилищно-коммунальных услуг при непогашении образовавшийся задолженности, так как указанный пункт не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации и подлежит применению, поскольку общее понимание норм законодательства, регулирующего вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы законодательства, суд приходит к мнению, что наличие у Семенова В.И., являющегося инвалидом второй группы, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт на территории Красноярского края не может являться основанием для прекращения предоставления ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 % на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, в том числе на оплату жилищной услуги жилого помещения, в этой связи решение Управления социальной защиты населения администрации г. Зеленогорска о приостановлении Семенову В.И. мер социальной поддержки с 09.02.2018 и о прекращении с 13.03.2018 предоставления Семенову В.И. мер социальной поддержки, предусмотренных абз.14 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являются незаконными.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора ЗАТО г. Зеленогорска действующего в интересах Семенова В.И. к Управлению социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорск о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки - удовлетворить.
Решение Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 09.02.2018 о приостановлении предоставления Семенову В.И. дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Решение Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 13.03.2018 о прекращении предоставления Семенову В.И. субсидии и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признать незаконным.
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края произвести начисление и выплату субсидии и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Семенову В.. И за период с 09.02.2018 по 10.04.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Усков