Дело № 2-901/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2020 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рословой О.В.,
при секретаре судебного заседания Шавлак Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов» к Александрову ФИО6 об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
установил:
Администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – истец) обратилась в суд с исковыми требованиями к Александрову ФИО7 (далее по тексту – ответчик) об устранении препятствий в пользовании земельным участком, указав в обоснование иска, что администрацией <адрес> муниципального образования «Город Саратов» проведена проверка законности установки гаражей, расположенных около многоквартирного дома №228 по ул. Новоузенская г. Саратова. Комитетом по управлению имуществом г.Саратова (№ 11-09/10603 от 03.06.2020 г.) в адрес истца направлены результаты проверок соблюдения земельного законодательства по данному адресу, где указано, что сараи находятся вне границ какого-либо земельного участка, на территории общего пользования, государственная собственность на которую не разграничена. Указанный земельный участок для размещения сараев на праве аренды (собственности) не предоставлялся. В ходе проведенной проверки сотрудниками администрации Фрунзенского района установлено, что один из сараев принадлежит Александрову ФИО8 Правоустанавливающих документов на сарай и земельный участок Александров ФИО9. не имеет. Составлен акт осмотра земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, согласно которому Александров ФИО10. подтверждает, что пользуется сараем.
Ссылаясь на Устав города Саратова, утвержденный решением Саратовской городской Думы № 67-649 от 18 декабря 2005г., и положения Земельного кодекса РФ, а также, указывая на то, что Администрацией МО «Город Саратов» каких-либо прав на данный земельный участок Александрову ФИО11 не передавала, а сохранение самовольно установленного сарая нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, истец просит, обязать ответчика Александрова ФИО12 устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса деревянного сарая, расположенного около <адрес> за свой счет в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель истца не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Александров ФИО13 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указал, что признает исковые требования в полном объеме.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении не поступало.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля является предметом собственности и может находиться в частной (личной), государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Пункт 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусматривает сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ, а также ст. 1 Закона РФ «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу требований Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (ч.2 ст.7); управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, осуществляют субъекты РФ (ч. 2 ст. 10); предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 29 Земельного кодекса РФ), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленным Главой V.1 Земельного кодекса РФ; правилами землепользования устанавливается Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», являющиеся муниципальным правовым актом и устанавливающие требования, обязательные для исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами.
Указанными Правилами в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ в муниципальном образовании «Город Саратов» введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки.
Пунктом 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ установлено, что полномочиями органов местного самоуправления в области земельных отношений, в частности, являются: установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесены: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений и утверждение правил землепользования и застройки поселений.Статьей 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, определена структура органов местного самоуправления города которую составляют: Саратовская городская Дума, именуемая - представительный орган; Глава муниципального образования «Город Саратов», исполняющий полномочия председателя городской Думы; Администрация муниципального образования «Город Саратов» - исполнительно-распорядительный орган; Контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пп. 26 п. 1 ст. 6 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, к вопросам местного значения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Таким образом, органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, является Администрация муниципального образования «Город Саратов».
Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом г. Саратова № 11-09/10603 от 03.06.2020 года, сотрудниками отдела контроля за исполнением земельных участков Комитета по управлению имуществом г.Саратова осуществлено обследование хозяйственных построек (сараев) около <адрес>. В ходе визуального осмотра установлено, что хозяйственные постройки (сараи) около <адрес>, расположены на территории, государственная собственность на которую не разграничена.
В ходе проведенной проверки администрацией Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, а также прилегающей к ней территории расположены деревянные сараи, два из которых были открыты, у одно из которых находился ФИО1, который пояснил, что раньше проживал по указанному адресу и у него остался сарай, о чем составлен акт от 10.06.2020 года.
Таким образом, судом установлено и сторонами не оспорено, что спорный деревянный сарай принадлежит ответчику, при этом ни администрацией Фрунзенского района г.Саратова, ни администрацией муниципального образования «Город Саратов» каких-либо прав на данный земельный участок ответчику Александрову ФИО14 в части установки и сохранения сарая не передавалось, следовательно, он занят самовольно, и, как следствие, объект, расположенный на нем, подлежит сносу.
Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельный кодекс РФ предусматривает определенный и исчерпывающий перечень прав на земельные участки: собственность (ст. 15), аренда (ст. 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23), безвозмездное срочное пользование земельными участками (ст. 24).
Ни одним из указанных выше прав на спорный земельный участок ответчик Александров ФИО15 не обладает. Право аренды на вышеуказанный земельный участок, в нарушение п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, зарегистрировано не было, в связи с чем, право аренды у ответчика на указанный участок не возникло.
Статьей 60 Земельного кодекса РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами.
Самовольное занятие земельного участка представляет собой пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли под деревянным сараем.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 304 Гражданского кодекса РФ, установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из изложенного следует, что, самовольно занимая земельный участок без оформления соответствующих документов, ответчик нарушает установленные законом правила пользования земельным участком, требования ст. 5 Земельного кодекса РФ, предусматривающей основания возникновения прав на землю, порядок предоставления земельных участков.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Сохранение самовольно установленного деревянного сарая нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также органа местного самоуправления, каковым в силу ст. 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, является администрация муниципального образования «Город Саратов», по решению вопросов местного значения.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что признание иска ответчиком Александровым ФИО16 сделано добровольно, что подтверждается его письменным заявлением, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять данное признание иска.
Анализируя вышеприведенные нормы права и все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, учитывая признание иска ответчиком, отсутствие обоснованных возражений ответчика и доказательств, опровергающих заявленные исковые требования, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации муниципального образования «Город Саратов» к Александрову ФИО17 об устранении препятствий в пользовании земельным участком подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Город Саратов» к Александрову ФИО18 об устранении препятствий в пользовании земельным участком - удовлетворить.
Обязать Александрова ФИО19 устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса деревянного сарая, расположенного около <адрес>, за свой счет в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, то есть 14 июля 2020 года.
Судья О.В. Рослова