Административное дело №а-395/2021
РЈРР”-09RS0001-01-2020-004508-38
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14 января 2021 РіРѕРґР° Рі. Черкесск, РљР§Р
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи - Джанибеков Р.М.,
при секретаре судебного заседания – Хатуеве Г.А.,
с участием представителя административного истца Кулябцева Павла Николаевича – Ризахановой Е.А., действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика – Мэрии муниципального образования г. Черкесска – Казаковой Л.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Кулябцева Павла Николаевича к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Кулябцев П.Н., через своего представителя, обратился в суд с административным исковым заявлением к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным.
РЎРІРѕРµ заявление административный истец мотивировала тем, что Р’ производстве Черкесского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° находится гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ1 Рє Кулябцеву Павлу Николаевичу Рѕ признании отсутствующим права собственности РЅР° земельный участок, площадью 600РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ <адрес>, РљР§Р СЃ кадастровым номером в„– РЅР° РёРјСЏ Кулябцева Павла Николаевича, признании недействительным зарегистрированного права собственности РЅР° земельный участок площадью 600 РєРІ.Рј. расположенный РїРѕ <адрес>, РљР§Р СЃ кадастровым номером в„– РЅР° РёРјСЏ Кулябцева Павла Николаевича запись Рѕ регистрации права в„– РѕС‚ 02.03.2017 Рі.
В процессе рассмотрения вышеуказанного иска, истец сослался на документ, подтверждающий отсутствие права на земельный участок у Кулябцева П.Н. -Постановление Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года. Согласно текста данного Постановления, в Постановление мэрии города Черкесска от 01.10.2008 года за № 1966 «Об отмене подпунктов 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.1989 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11,15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9,
ул. Октябрьская, № 1136, п. Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44,34,36,38,40,42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 40,38, Шоссейная, № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36, ул. Кавказская, № 187,189» было внесено дополнение в виде пункта 1-а, изложено вышеуказанное Постановление в следующей редакции:
«1-а. Отменить действие решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 (так указано в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по <адрес>» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».
О существовании данного постановления Кулябцеву Павлу Николаевичу стало известно при рассмотрении гражданского дела № 2-1833/2020 на судебном заседании 20.07.2020 года. По ходатайству истца Агова О.Ш. к материалам гражданского дела была приобщена копия Постановления № 2209 от 14.11.2008 года, о существовании данного Постановления истцу ранее не было ничего известно, в связи с этим, он зарегистрировал свое право на земельный участок по <адрес>.
В настоящий момент административный истец является собственником земельного участка по <адрес>, право на который зарегистрировано 02.03.2017 года за номером № на основании Решения исполнительного комитета Черкесского городского Совета народных депутатов № 300 от 27.03.1991.
Считает, что оспариваемое постановление нарушает право собственности административного истца, поскольку Постановление мэрии МО г. Черкесска отменяет действие Решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № (так в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».
В данном случае ненормативный правовой акт, в оспариваемой его части отменяет другой ненормативный акт, которым Кулябцеву Павлу Николаевичу предоставлялся земельный участок. Правовые последствия исполнения оспариваемого Постановления таковы, что право на земельный участок у Кулябцева П.Н. прекращается по причине неиспользования в течение 10-ти лет. Однако, на момент издания оспариваемого Постановления существовал установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок и основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, прописанные в статьях 45 и 54 Земельного кодекса в редакции от 24.10.2008 года.
Полагает, что мэрией муниципального образования города Черкесска был нарушен порядок принудительного прекращения права бессрочного пользования земельным участком, принадлежащим Кулябцеву П.Н.
Просит суд признать Постановление мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года «О внесении дополнения в Постановление мэрии города Черкесска от 01102008 № 1966 «Об отмене подпунктом 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.89 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11, 15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9, ул.Октябрьская № 1136, п.Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44, 34, 36, 38, 40, 42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 41,38, Шоссейная № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36 ул. Кавказская № 187, 189» Об отмене подпунктов 14,15,16 пункта 1 решения Черкесского горисполкома от 14.06.89 № 701 «О частичном изменении решения горисполкома от 14.06.89 № 533 по отводу земельных участков для индивидуального строительства» незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Ризаханова Е.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика -Мэрии муниципального образования г. Черкесска Казакова Л.А. административный иск не признала, представила суду письменные возражения в которых просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года в Постановление мэрии города Черкесска от 01.10.2008 года за № 1966 «Об отмене подпунктов 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.1989 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11,15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9, ул. Октябрьская, № 1136, п. Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44,34,36,38,40,42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 40,38, Шоссейная, № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36, ул. Кавказская, № 187,189» было внесено дополнение в виде пункта 1-а, изложено вышеуказанное Постановление в следующей редакции:
«1-а. Отменить действие решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 (так указано в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по ул. Шоссейной, 164» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».
Таким образом оспариваемым постановлением, решение Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000, в связи с неиспользованием земельного участка в течение 10 лет, а также оползневой активностью склона вдоль <адрес>, отменено.
Рзъятие участка земли РёР·-Р·Р° его неиспользования или использования РЅРµ РїРѕ назначению, производится РЅР° основании статей 242, 284 - 286 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - ГК Р Р¤) Рё статьи 51 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - Р—Рљ Р Р¤).
Земельный участок может быть РёР·СЉСЏС‚ Сѓ собственника РІ случаях, РєРѕРіРґР° участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или РёРЅРѕРіРѕ строиВтельства Рё РЅРµ используется РїРѕ целевому назначению РІ течение трех лет, если более длительный СЃСЂРѕРє РЅРµ установлен законом. Р’ этот период РЅРµ включается время, РЅРµВРѕР±С…РѕРґРёРјРѕРµ для освоения участка, Р·Р° исключением случаев, РєРѕРіРґР° земельный учаВсток относится Рє землям сельскохозяйственного назначения, РѕР±РѕСЂРѕС‚ которых регуВлируется Федеральным законом РѕС‚ 24.07.2002 РіРѕРґР° в„– 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Р° также время, РІ течение которого участок РЅРµ РјРѕРі быть использован РїРѕ целевому назначению РёР·-Р·Р° стихийных бедствий или РІРІРёВРґСѓ иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно СЃС‚. 42 Р—Рљ Р Р¤ собственники земельных участков Рё лица, РЅРµ СЏРІВляющиеся собственниками земельных участков, обязаны РІ числе прочего РёСЃВпользовать земельные участки использовать земельные участки РІ соответствии СЃ РёС… целевым назначением, способами, которые РЅРµ должны наносить вред РѕРєСЂСѓВжающей среде, РІ том числе земле как РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту.
Р’ соответствии СЃ Рї. 14.6 актуализированной редакции РЎРќРёРџ 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка Рё застройка РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселеВРЅРёР№В» размещение зданий, сооружений Рё коммуникаций инженерной Рё трансВпортной инфраструктур запрещается: РІ зонах отвалов РїРѕСЂРѕРґС‹ РіРѕСЂРЅРѕВдобывающих Рё РіРѕСЂРЅРѕ-перерабатывающих предприятий, РІ зонах РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ проявления оползней, селевых потоков Рё снежных лавин. Указанный РЎРќРёРџ введен РІ действие 20.05.2011 РіРѕРґР°, включен РІ СЃРІРѕРґ правил РЎРџ 42.13330.2011 Рё согласно С‡. 4 СЃС‚. 6 ФЗ РѕС‚ 31.12.2009 РіРѕРґР° «Технический регламент Рѕ безопасноВсти зданий Рё сооружений» в„– 384-ФЗ является обязательным для применения.
Согласно Рї. 2.6 РЎРќРёРџ Рџ-60-75** «Планировка Рё застройка РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, РїРѕВселков Рё сельских населенных пунктов», действовавшим РЅР° момент РІРѕР·РЅРёРєРЅРѕВвения прав владения Сѓ заявителя РЅР° спорный земельный участок - размещение зданий, сооружений Рё коммуникаций РЅРµ допускается: РІ зонах оползней, селевых потоков Рё снежных лавин, могущих угрожать застройке Рё эксплуатации зданий Рё сооружений, РІ охранных зонах гидрометеорологических станций.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· чего, следует заключить, что строительные РЅРѕСЂРјС‹ Рё правила
запрещают возведение строений в зоне оползней.
Указанный запрет связан СЃ опасностью для Р¶РёР·РЅРё человека оползневых процесВСЃРѕРІ, поскольку как Рё любые природные явления, РѕРЅРё ограничено подконтрольВРЅС‹ человеку, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ Рє внезапному возникновению Рё обладают разрушительВными свойствами. Развитие оползня РјРѕРіСѓС‚ вызвать любые причины, как РїСЂРёВСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ характера, например, воздействие подземных РІРѕРґ, землетрясение, так Рё деятельность человека.
Р’ соответствии СЃ частью 1 статьи 48 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» муниципальные правовые акты РјРѕРіСѓС‚ быть отменены или РёС… действие может быть приостановлено органами местного самоуправлеВРЅРёСЏ или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавВшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
РџРѕ смыслу приведенных РЅРѕСЂРј муниципальные правовые акты РјРѕРіСѓС‚ быть отменены РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самоконтроля органами местного самоуправления Рё должВностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, РІ случае принятия ненормативного правового акта СЃ нарушением или РІ противоречие СЃ действующим законодательством.
Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Определении РѕС‚ 19.12.2017 РіРѕРґР° в„– 3094-Рћ указал, что положение С‡. 1 СЃС‚. 48 Федерального закоВРЅР° «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», регулирующее РїРѕСЂСЏРґРѕРє отмены муниципальных правовых актов Рё приостановления РёС… действия, основывающееся РЅР° необходимости контроля Р·Р° соблюдением действующего законодательства, направлено РЅР° регламентацию деятельности Рё реализацию гарантий самостоятельности органов местного СЃР°Вмоуправления, закрепленной РІ СЃС‚. 12 Конституции Р Р¤, Рё само РїРѕ себе РЅРµ может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Р’РІРёРґСѓ оползневой активности склона вдоль СѓР». Шоссейной, что подтверВждается оперативным заключением РѕС‚ 1998 РіРѕРґР° Центра ГМГС ГНПП «ГидроВгеоэкология» «О состоянии оползневой активности вдоль восточной окраины Рі. Черкесска РЅР° участке РѕС‚ автодороги Черкесск-Пятигорск», органом местного самоуправления РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самоконтроля обоснованно отмеВнено решение Черкесского горисполкома РѕС‚ 27.03.1991 РіРѕРґР° в„– 3000 «О закрепВлении земельного участка РїРѕРґ строительство индивидуального РґРѕРјР° жилого РїРѕ <адрес>В», поскольку законодателем установлены ограничения РїРѕ предоставлению земельных участков, находящихся РІ оползневой Р·РѕРЅРµ, СЃ целью обеспечения безопасности граждан Рё предотвращения чрезвычайной ситуации.
Как следует РёР· выводов указанного Заключения, обследованная территория характеВризуется сложными инженерно-геологическими Рё гидрогеологическими услоВРІРёСЏРјРё, РЅР° 40-45 % площади развиты активные «долгоживущие» оползневые массивы Рё тела, РІ исследованном интервале склона практически нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ участка полностью безопасного РѕС‚ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ проявления оползневой деятельВности, РІ СЂСЏРґРµ мест необходимо отселение людей Рё вынос хозяйственных объекВтов.
Судебная практика признает за органами местного самоуправления право в порядке самоконтроля отменить не соответствующий закону ненормативный акт об изъятии земельного участка, ранее изданный этим же органом.
Таким образом в судебном заседании было установлено, что административный истец не использовал спорный земельный участок более 10 лет, регистрацию права собственности на него произвел лишь в 2018 году. Кроме того суд находит, что удовлетворение административных исковых требований Кулябцева П.Н. повлечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а также создать угрозу безопасности граждан при возникновении чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах административный иск Кулябцева П.Н. к Мэрии муниципального образования г. Черкесска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-177, 180, 219 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административных исковых требований Кулябцева Павла Николаевича к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2021 г.
Судья Черкесского городского суда
Карачаево-Черкесской Республики Р.М.Джанибеков
Административное дело №а-395/2021
РЈРР”-09RS0001-01-2020-004508-38
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14 января 2021 РіРѕРґР° Рі. Черкесск, РљР§Р
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи - Джанибеков Р.М.,
при секретаре судебного заседания – Хатуеве Г.А.,
с участием представителя административного истца Кулябцева Павла Николаевича – Ризахановой Е.А., действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика – Мэрии муниципального образования г. Черкесска – Казаковой Л.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Кулябцева Павла Николаевича к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Кулябцев П.Н., через своего представителя, обратился в суд с административным исковым заявлением к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным.
РЎРІРѕРµ заявление административный истец мотивировала тем, что Р’ производстве Черкесского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° находится гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ1 Рє Кулябцеву Павлу Николаевичу Рѕ признании отсутствующим права собственности РЅР° земельный участок, площадью 600РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ <адрес>, РљР§Р СЃ кадастровым номером в„– РЅР° РёРјСЏ Кулябцева Павла Николаевича, признании недействительным зарегистрированного права собственности РЅР° земельный участок площадью 600 РєРІ.Рј. расположенный РїРѕ <адрес>, РљР§Р СЃ кадастровым номером в„– РЅР° РёРјСЏ Кулябцева Павла Николаевича запись Рѕ регистрации права в„– РѕС‚ 02.03.2017 Рі.
В процессе рассмотрения вышеуказанного иска, истец сослался на документ, подтверждающий отсутствие права на земельный участок у Кулябцева П.Н. -Постановление Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года. Согласно текста данного Постановления, в Постановление мэрии города Черкесска от 01.10.2008 года за № 1966 «Об отмене подпунктов 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.1989 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11,15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9,
ул. Октябрьская, № 1136, п. Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44,34,36,38,40,42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 40,38, Шоссейная, № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36, ул. Кавказская, № 187,189» было внесено дополнение в виде пункта 1-а, изложено вышеуказанное Постановление в следующей редакции:
«1-а. Отменить действие решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 (так указано в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по <адрес>» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».
О существовании данного постановления Кулябцеву Павлу Николаевичу стало известно при рассмотрении гражданского дела № 2-1833/2020 на судебном заседании 20.07.2020 года. По ходатайству истца Агова О.Ш. к материалам гражданского дела была приобщена копия Постановления № 2209 от 14.11.2008 года, о существовании данного Постановления истцу ранее не было ничего известно, в связи с этим, он зарегистрировал свое право на земельный участок по <адрес>.
В настоящий момент административный истец является собственником земельного участка по <адрес>, право на который зарегистрировано 02.03.2017 года за номером № на основании Решения исполнительного комитета Черкесского городского Совета народных депутатов № 300 от 27.03.1991.
Считает, что оспариваемое постановление нарушает право собственности административного истца, поскольку Постановление мэрии МО г. Черкесска отменяет действие Решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № (так в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».
В данном случае ненормативный правовой акт, в оспариваемой его части отменяет другой ненормативный акт, которым Кулябцеву Павлу Николаевичу предоставлялся земельный участок. Правовые последствия исполнения оспариваемого Постановления таковы, что право на земельный участок у Кулябцева П.Н. прекращается по причине неиспользования в течение 10-ти лет. Однако, на момент издания оспариваемого Постановления существовал установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок и основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, прописанные в статьях 45 и 54 Земельного кодекса в редакции от 24.10.2008 года.
Полагает, что мэрией муниципального образования города Черкесска был нарушен порядок принудительного прекращения права бессрочного пользования земельным участком, принадлежащим Кулябцеву П.Н.
Просит суд признать Постановление мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года «О внесении дополнения в Постановление мэрии города Черкесска от 01102008 № 1966 «Об отмене подпунктом 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.89 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11, 15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9, ул.Октябрьская № 1136, п.Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44, 34, 36, 38, 40, 42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 41,38, Шоссейная № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36 ул. Кавказская № 187, 189» Об отмене подпунктов 14,15,16 пункта 1 решения Черкесского горисполкома от 14.06.89 № 701 «О частичном изменении решения горисполкома от 14.06.89 № 533 по отводу земельных участков для индивидуального строительства» незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Ризаханова Е.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика -Мэрии муниципального образования г. Черкесска Казакова Л.А. административный иск не признала, представила суду письменные возражения в которых просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года в Постановление мэрии города Черкесска от 01.10.2008 года за № 1966 «Об отмене подпунктов 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.1989 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11,15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9, ул. Октябрьская, № 1136, п. Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44,34,36,38,40,42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 40,38, Шоссейная, № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36, ул. Кавказская, № 187,189» было внесено дополнение в виде пункта 1-а, изложено вышеуказанное Постановление в следующей редакции:
«1-а. Отменить действие решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 (так указано в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по ул. Шоссейной, 164» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».
Таким образом оспариваемым постановлением, решение Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000, в связи с неиспользованием земельного участка в течение 10 лет, а также оползневой активностью склона вдоль <адрес>, отменено.
Рзъятие участка земли РёР·-Р·Р° его неиспользования или использования РЅРµ РїРѕ назначению, производится РЅР° основании статей 242, 284 - 286 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - ГК Р Р¤) Рё статьи 51 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - Р—Рљ Р Р¤).
Земельный участок может быть РёР·СЉСЏС‚ Сѓ собственника РІ случаях, РєРѕРіРґР° участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или РёРЅРѕРіРѕ строиВтельства Рё РЅРµ используется РїРѕ целевому назначению РІ течение трех лет, если более длительный СЃСЂРѕРє РЅРµ установлен законом. Р’ этот период РЅРµ включается время, РЅРµВРѕР±С…РѕРґРёРјРѕРµ для освоения участка, Р·Р° исключением случаев, РєРѕРіРґР° земельный учаВсток относится Рє землям сельскохозяйственного назначения, РѕР±РѕСЂРѕС‚ которых регуВлируется Федеральным законом РѕС‚ 24.07.2002 РіРѕРґР° в„– 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Р° также время, РІ течение которого участок РЅРµ РјРѕРі быть использован РїРѕ целевому назначению РёР·-Р·Р° стихийных бедствий или РІРІРёВРґСѓ иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно СЃС‚. 42 Р—Рљ Р Р¤ собственники земельных участков Рё лица, РЅРµ СЏРІВляющиеся собственниками земельных участков, обязаны РІ числе прочего РёСЃВпользовать земельные участки использовать земельные участки РІ соответствии СЃ РёС… целевым назначением, способами, которые РЅРµ должны наносить вред РѕРєСЂСѓВжающей среде, РІ том числе земле как РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРјСѓ объекту.
Р’ соответствии СЃ Рї. 14.6 актуализированной редакции РЎРќРёРџ 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка Рё застройка РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселеВРЅРёР№В» размещение зданий, сооружений Рё коммуникаций инженерной Рё трансВпортной инфраструктур запрещается: РІ зонах отвалов РїРѕСЂРѕРґС‹ РіРѕСЂРЅРѕВдобывающих Рё РіРѕСЂРЅРѕ-перерабатывающих предприятий, РІ зонах РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ проявления оползней, селевых потоков Рё снежных лавин. Указанный РЎРќРёРџ введен РІ действие 20.05.2011 РіРѕРґР°, включен РІ СЃРІРѕРґ правил РЎРџ 42.13330.2011 Рё согласно С‡. 4 СЃС‚. 6 ФЗ РѕС‚ 31.12.2009 РіРѕРґР° «Технический регламент Рѕ безопасноВсти зданий Рё сооружений» в„– 384-ФЗ является обязательным для применения.
Согласно Рї. 2.6 РЎРќРёРџ Рџ-60-75** «Планировка Рё застройка РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, РїРѕВселков Рё сельских населенных пунктов», действовавшим РЅР° момент РІРѕР·РЅРёРєРЅРѕВвения прав владения Сѓ заявителя РЅР° спорный земельный участок - размещение зданий, сооружений Рё коммуникаций РЅРµ допускается: РІ зонах оползней, селевых потоков Рё снежных лавин, могущих угрожать застройке Рё эксплуатации зданий Рё сооружений, РІ охранных зонах гидрометеорологических станций.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· чего, следует заключить, что строительные РЅРѕСЂРјС‹ Рё правила
запрещают возведение строений в зоне оползней.
Указанный запрет связан СЃ опасностью для Р¶РёР·РЅРё человека оползневых процесВСЃРѕРІ, поскольку как Рё любые природные явления, РѕРЅРё ограничено подконтрольВРЅС‹ человеку, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ Рє внезапному возникновению Рё обладают разрушительВными свойствами. Развитие оползня РјРѕРіСѓС‚ вызвать любые причины, как РїСЂРёВСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ характера, например, воздействие подземных РІРѕРґ, землетрясение, так Рё деятельность человека.
Р’ соответствии СЃ частью 1 статьи 48 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» муниципальные правовые акты РјРѕРіСѓС‚ быть отменены или РёС… действие может быть приостановлено органами местного самоуправлеВРЅРёСЏ или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавВшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
РџРѕ смыслу приведенных РЅРѕСЂРј муниципальные правовые акты РјРѕРіСѓС‚ быть отменены РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самоконтроля органами местного самоуправления Рё должВностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, РІ случае принятия ненормативного правового акта СЃ нарушением или РІ противоречие СЃ действующим законодательством.
Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Определении РѕС‚ 19.12.2017 РіРѕРґР° в„– 3094-Рћ указал, что положение С‡. 1 СЃС‚. 48 Федерального закоВРЅР° «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», регулирующее РїРѕСЂСЏРґРѕРє отмены муниципальных правовых актов Рё приостановления РёС… действия, основывающееся РЅР° необходимости контроля Р·Р° соблюдением действующего законодательства, направлено РЅР° регламентацию деятельности Рё реализацию гарантий самостоятельности органов местного СЃР°Вмоуправления, закрепленной РІ СЃС‚. 12 Конституции Р Р¤, Рё само РїРѕ себе РЅРµ может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Р’РІРёРґСѓ оползневой активности склона вдоль СѓР». Шоссейной, что подтверВждается оперативным заключением РѕС‚ 1998 РіРѕРґР° Центра ГМГС ГНПП «ГидроВгеоэкология» «О состоянии оползневой активности вдоль восточной окраины Рі. Черкесска РЅР° участке РѕС‚ автодороги Черкесск-Пятигорск», органом местного самоуправления РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самоконтроля обоснованно отмеВнено решение Черкесского горисполкома РѕС‚ 27.03.1991 РіРѕРґР° в„– 3000 «О закрепВлении земельного участка РїРѕРґ строительство индивидуального РґРѕРјР° жилого РїРѕ <адрес>В», поскольку законодателем установлены ограничения РїРѕ предоставлению земельных участков, находящихся РІ оползневой Р·РѕРЅРµ, СЃ целью обеспечения безопасности граждан Рё предотвращения чрезвычайной ситуации.
Как следует РёР· выводов указанного Заключения, обследованная территория характеВризуется сложными инженерно-геологическими Рё гидрогеологическими услоВРІРёСЏРјРё, РЅР° 40-45 % площади развиты активные «долгоживущие» оползневые массивы Рё тела, РІ исследованном интервале склона практически нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ участка полностью безопасного РѕС‚ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ проявления оползневой деятельВности, РІ СЂСЏРґРµ мест необходимо отселение людей Рё вынос хозяйственных объекВтов.
Судебная практика признает за органами местного самоуправления право в порядке самоконтроля отменить не соответствующий закону ненормативный акт об изъятии земельного участка, ранее изданный этим же органом.
Таким образом в судебном заседании было установлено, что административный истец не использовал спорный земельный участок более 10 лет, регистрацию права собственности на него произвел лишь в 2018 году. Кроме того суд находит, что удовлетворение административных исковых требований Кулябцева П.Н. повлечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а также создать угрозу безопасности граждан при возникновении чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах административный иск Кулябцева П.Н. к Мэрии муниципального образования г. Черкесска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-177, 180, 219 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административных исковых требований Кулябцева Павла Николаевича к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2021 г.
Судья Черкесского городского суда
Карачаево-Черкесской Республики Р.М.Джанибеков