Решение по делу № 2а-395/2021 от 21.08.2020

Административное дело №а-395/2021

УИД-09RS0001-01-2020-004508-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи - Джанибеков Р.М.,

при секретаре судебного заседания – Хатуеве Г.А.,

с участием представителя административного истца Кулябцева Павла Николаевича – Ризахановой Е.А., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика – Мэрии муниципального образования г. Черкесска – Казаковой Л.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Кулябцева Павла Николаевича к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кулябцев П.Н., через своего представителя, обратился в суд с административным исковым заявлением к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным.

Свое заявление административный истец мотивировала тем, что В производстве Черкесского городского суда находится гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Кулябцеву Павлу Николаевичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, площадью 600кв.м., расположенный по <адрес>, КЧР с кадастровым номером № на имя Кулябцева Павла Николаевича, признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м. расположенный по <адрес>, КЧР с кадастровым номером № на имя Кулябцева Павла Николаевича запись о регистрации права № от 02.03.2017 г.

В процессе рассмотрения вышеуказанного иска, истец сослался на документ, подтверждающий отсутствие права на земельный участок у Кулябцева П.Н. -Постановление Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года. Согласно текста данного Постановления, в Постановление мэрии города Черкесска от 01.10.2008 года за № 1966 «Об отмене подпунктов 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.1989 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11,15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9,

ул. Октябрьская, № 1136, п. Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44,34,36,38,40,42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 40,38, Шоссейная, № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36, ул. Кавказская, № 187,189» было внесено дополнение в виде пункта 1-а, изложено вышеуказанное Постановление в следующей редакции:

«1-а. Отменить действие решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 (так указано в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по <адрес>» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».

О существовании данного постановления Кулябцеву Павлу Николаевичу стало известно при рассмотрении гражданского дела № 2-1833/2020 на судебном заседании 20.07.2020 года. По ходатайству истца Агова О.Ш. к материалам гражданского дела была приобщена копия Постановления № 2209 от 14.11.2008 года, о существовании данного Постановления истцу ранее не было ничего известно, в связи с этим, он зарегистрировал свое право на земельный участок по <адрес>.

В настоящий момент административный истец является собственником земельного участка по <адрес>, право на который зарегистрировано 02.03.2017 года за номером № на основании Решения исполнительного комитета Черкесского городского Совета народных депутатов № 300 от 27.03.1991.

Считает, что оспариваемое постановление нарушает право собственности административного истца, поскольку Постановление мэрии МО г. Черкесска отменяет действие Решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № (так в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».

В данном случае ненормативный правовой акт, в оспариваемой его части отменяет другой ненормативный акт, которым Кулябцеву Павлу Николаевичу предоставлялся земельный участок. Правовые последствия исполнения оспариваемого Постановления таковы, что право на земельный участок у Кулябцева П.Н. прекращается по причине неиспользования в течение 10-ти лет. Однако, на момент издания оспариваемого Постановления существовал установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок и основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, прописанные в статьях 45 и 54 Земельного кодекса в редакции от 24.10.2008 года.

Полагает, что мэрией муниципального образования города Черкесска был нарушен порядок принудительного прекращения права бессрочного пользования земельным участком, принадлежащим Кулябцеву П.Н.

Просит суд признать Постановление мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года «О внесении дополнения в Постановление мэрии города Черкесска от 01102008 № 1966 «Об отмене подпунктом 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.89 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11, 15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9, ул.Октябрьская № 1136, п.Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44, 34, 36, 38, 40, 42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 41,38, Шоссейная № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36 ул. Кавказская № 187, 189» Об отмене подпунктов 14,15,16 пункта 1 решения Черкесского горисполкома от 14.06.89 № 701 «О частичном изменении решения горисполкома от 14.06.89 № 533 по отводу земельных участков для индивидуального строительства» незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Ризаханова Е.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика -Мэрии муниципального образования г. Черкесска Казакова Л.А. административный иск не признала, представила суду письменные возражения в которых просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года в Постановление мэрии города Черкесска от 01.10.2008 года за № 1966 «Об отмене подпунктов 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.1989 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11,15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9, ул. Октябрьская, № 1136, п. Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44,34,36,38,40,42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 40,38, Шоссейная, № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36, ул. Кавказская, № 187,189» было внесено дополнение в виде пункта 1-а, изложено вышеуказанное Постановление в следующей редакции:

«1-а. Отменить действие решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 (так указано в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по ул. Шоссейной, 164» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».

Таким образом оспариваемым постановлением, решение Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000, в связи с неиспользованием земельного участка в течение 10 лет, а также оползневой активностью склона вдоль <адрес>, отменено.

Изъятие участка земли из-за его неиспользования или использования не по назначению, производится на основании статей 242, 284 - 286 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 51 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строи­тельства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, не­обходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный уча­сток относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регу­лируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или вви­ду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не яв­ляющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего ис­пользовать земельные участки использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окру­жающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 14.6 актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселе­ний» размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транс­портной инфраструктур запрещается: в зонах отвалов породы горно­добывающих и горно-перерабатывающих предприятий, в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков и снежных лавин. Указанный СНиП введен в действие 20.05.2011 года, включен в свод правил СП 42.13330.2011 и согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 31.12.2009 года «Технический регламент о безопасно­сти зданий и сооружений» № 384-ФЗ является обязательным для применения.

Согласно п. 2.6 СНиП П-60-75** «Планировка и застройка городов, по­селков и сельских населенных пунктов», действовавшим на момент возникно­вения прав владения у заявителя на спорный земельный участок - размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается: в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий и сооружений, в охранных зонах гидрометеорологических станций.

Исходя из чего, следует заключить, что строительные нормы и правила
запрещают возведение строений в зоне оползней.

Указанный запрет связан с опасностью для жизни человека оползневых процес­сов, поскольку как и любые природные явления, они ограничено подконтроль­ны человеку, способны к внезапному возникновению и обладают разрушитель­ными свойствами. Развитие оползня могут вызвать любые причины, как при­родного характера, например, воздействие подземных вод, землетрясение, так и деятельность человека.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправле­ния или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издав­шими) соответствующий муниципальный правовой акт.

По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и долж­ностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.12.2017 года № 3094-О указал, что положение ч. 1 ст. 48 Федерального зако­на «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного са­моуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Ввиду оползневой активности склона вдоль ул. Шоссейной, что подтвер­ждается оперативным заключением от 1998 года Центра ГМГС ГНПП «Гидро­геоэкология» «О состоянии оползневой активности вдоль восточной окраины г. Черкесска на участке от автодороги Черкесск-Пятигорск», органом местного самоуправления в порядке самоконтроля обоснованно отме­нено решение Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 «О закреп­лении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по <адрес>», поскольку законодателем установлены ограничения по предоставлению земельных участков, находящихся в оползневой зоне, с целью обеспечения безопасности граждан и предотвращения чрезвычайной ситуации.

Как следует из выводов указанного Заключения, обследованная территория характе­ризуется сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими усло­виями, на 40-45 % площади развиты активные «долгоживущие» оползневые массивы и тела, в исследованном интервале склона практически нет ни одного участка полностью безопасного от возможного проявления оползневой деятель­ности, в ряде мест необходимо отселение людей и вынос хозяйственных объек­тов.

Судебная практика признает за органами местного самоуправления право в порядке самоконтроля отменить не соответствующий закону ненормативный акт об изъятии земельного участка, ранее изданный этим же органом.

Таким образом в судебном заседании было установлено, что административный истец не использовал спорный земельный участок более 10 лет, регистрацию права собственности на него произвел лишь в 2018 году. Кроме того суд находит, что удовлетворение административных исковых требований Кулябцева П.Н. повлечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а также создать угрозу безопасности граждан при возникновении чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах административный иск Кулябцева П.Н. к Мэрии муниципального образования г. Черкесска удовлетворению не подлежит.

    Р СѓРєРѕРІРѕРґСЃС‚РІСѓСЏСЃСЊ статьями 175-177, 180, 219 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Кулябцева Павла Николаевича к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2021 г.

Судья Черкесского городского суда

Карачаево-Черкесской Республики Р.М.Джанибеков

Административное дело №а-395/2021

УИД-09RS0001-01-2020-004508-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи - Джанибеков Р.М.,

при секретаре судебного заседания – Хатуеве Г.А.,

с участием представителя административного истца Кулябцева Павла Николаевича – Ризахановой Е.А., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика – Мэрии муниципального образования г. Черкесска – Казаковой Л.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Кулябцева Павла Николаевича к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кулябцев П.Н., через своего представителя, обратился в суд с административным исковым заявлением к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным.

Свое заявление административный истец мотивировала тем, что В производстве Черкесского городского суда находится гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Кулябцеву Павлу Николаевичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, площадью 600кв.м., расположенный по <адрес>, КЧР с кадастровым номером № на имя Кулябцева Павла Николаевича, признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м. расположенный по <адрес>, КЧР с кадастровым номером № на имя Кулябцева Павла Николаевича запись о регистрации права № от 02.03.2017 г.

В процессе рассмотрения вышеуказанного иска, истец сослался на документ, подтверждающий отсутствие права на земельный участок у Кулябцева П.Н. -Постановление Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года. Согласно текста данного Постановления, в Постановление мэрии города Черкесска от 01.10.2008 года за № 1966 «Об отмене подпунктов 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.1989 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11,15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9,

ул. Октябрьская, № 1136, п. Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44,34,36,38,40,42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 40,38, Шоссейная, № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36, ул. Кавказская, № 187,189» было внесено дополнение в виде пункта 1-а, изложено вышеуказанное Постановление в следующей редакции:

«1-а. Отменить действие решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 (так указано в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по <адрес>» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».

О существовании данного постановления Кулябцеву Павлу Николаевичу стало известно при рассмотрении гражданского дела № 2-1833/2020 на судебном заседании 20.07.2020 года. По ходатайству истца Агова О.Ш. к материалам гражданского дела была приобщена копия Постановления № 2209 от 14.11.2008 года, о существовании данного Постановления истцу ранее не было ничего известно, в связи с этим, он зарегистрировал свое право на земельный участок по <адрес>.

В настоящий момент административный истец является собственником земельного участка по <адрес>, право на который зарегистрировано 02.03.2017 года за номером № на основании Решения исполнительного комитета Черкесского городского Совета народных депутатов № 300 от 27.03.1991.

Считает, что оспариваемое постановление нарушает право собственности административного истца, поскольку Постановление мэрии МО г. Черкесска отменяет действие Решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № (так в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».

В данном случае ненормативный правовой акт, в оспариваемой его части отменяет другой ненормативный акт, которым Кулябцеву Павлу Николаевичу предоставлялся земельный участок. Правовые последствия исполнения оспариваемого Постановления таковы, что право на земельный участок у Кулябцева П.Н. прекращается по причине неиспользования в течение 10-ти лет. Однако, на момент издания оспариваемого Постановления существовал установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок и основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, прописанные в статьях 45 и 54 Земельного кодекса в редакции от 24.10.2008 года.

Полагает, что мэрией муниципального образования города Черкесска был нарушен порядок принудительного прекращения права бессрочного пользования земельным участком, принадлежащим Кулябцеву П.Н.

Просит суд признать Постановление мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года «О внесении дополнения в Постановление мэрии города Черкесска от 01102008 № 1966 «Об отмене подпунктом 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.89 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11, 15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9, ул.Октябрьская № 1136, п.Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44, 34, 36, 38, 40, 42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 41,38, Шоссейная № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36 ул. Кавказская № 187, 189» Об отмене подпунктов 14,15,16 пункта 1 решения Черкесского горисполкома от 14.06.89 № 701 «О частичном изменении решения горисполкома от 14.06.89 № 533 по отводу земельных участков для индивидуального строительства» незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Ризаханова Е.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика -Мэрии муниципального образования г. Черкесска Казакова Л.А. административный иск не признала, представила суду письменные возражения в которых просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики № 2209 от 14.11.2008 года в Постановление мэрии города Черкесска от 01.10.2008 года за № 1966 «Об отмене подпунктов 11.15.16 пункта 5 решения Черкесского горисполкома от 14.06.1989 № 553 «О выделении земельных участков по ул. Подгорной № 117а, 119а, 121а, 113а, ул. Красногорской № 83,85, п. Медиков 11,15,7,18,20,4,6,9, пер. Черноморский № 9, ул. Октябрьская, № 1136, п. Черноморский 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, ул. Баталпашинская № 44,34,36,38,40,42, п. Торговый 10,12, п. Альпийскому № 2,4,6, п. Городскому № 40,38, Шоссейная, № 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30,32,34,36, ул. Кавказская, № 187,189» было внесено дополнение в виде пункта 1-а, изложено вышеуказанное Постановление в следующей редакции:

«1-а. Отменить действие решения Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 (так указано в тексте) «О закреплении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по ул. Шоссейной, 164» площадью 600 кв.м, в отношении гр. Кулябцева Павла Николаевича».

Таким образом оспариваемым постановлением, решение Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000, в связи с неиспользованием земельного участка в течение 10 лет, а также оползневой активностью склона вдоль <адрес>, отменено.

Изъятие участка земли из-за его неиспользования или использования не по назначению, производится на основании статей 242, 284 - 286 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 51 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строи­тельства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, не­обходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный уча­сток относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регу­лируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или вви­ду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не яв­ляющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего ис­пользовать земельные участки использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окру­жающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 14.6 актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселе­ний» размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транс­портной инфраструктур запрещается: в зонах отвалов породы горно­добывающих и горно-перерабатывающих предприятий, в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков и снежных лавин. Указанный СНиП введен в действие 20.05.2011 года, включен в свод правил СП 42.13330.2011 и согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 31.12.2009 года «Технический регламент о безопасно­сти зданий и сооружений» № 384-ФЗ является обязательным для применения.

Согласно п. 2.6 СНиП П-60-75** «Планировка и застройка городов, по­селков и сельских населенных пунктов», действовавшим на момент возникно­вения прав владения у заявителя на спорный земельный участок - размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается: в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий и сооружений, в охранных зонах гидрометеорологических станций.

Исходя из чего, следует заключить, что строительные нормы и правила
запрещают возведение строений в зоне оползней.

Указанный запрет связан с опасностью для жизни человека оползневых процес­сов, поскольку как и любые природные явления, они ограничено подконтроль­ны человеку, способны к внезапному возникновению и обладают разрушитель­ными свойствами. Развитие оползня могут вызвать любые причины, как при­родного характера, например, воздействие подземных вод, землетрясение, так и деятельность человека.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправле­ния или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издав­шими) соответствующий муниципальный правовой акт.

По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и долж­ностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.12.2017 года № 3094-О указал, что положение ч. 1 ст. 48 Федерального зако­на «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного са­моуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Ввиду оползневой активности склона вдоль ул. Шоссейной, что подтвер­ждается оперативным заключением от 1998 года Центра ГМГС ГНПП «Гидро­геоэкология» «О состоянии оползневой активности вдоль восточной окраины г. Черкесска на участке от автодороги Черкесск-Пятигорск», органом местного самоуправления в порядке самоконтроля обоснованно отме­нено решение Черкесского горисполкома от 27.03.1991 года № 3000 «О закреп­лении земельного участка под строительство индивидуального дома жилого по <адрес>», поскольку законодателем установлены ограничения по предоставлению земельных участков, находящихся в оползневой зоне, с целью обеспечения безопасности граждан и предотвращения чрезвычайной ситуации.

Как следует из выводов указанного Заключения, обследованная территория характе­ризуется сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими усло­виями, на 40-45 % площади развиты активные «долгоживущие» оползневые массивы и тела, в исследованном интервале склона практически нет ни одного участка полностью безопасного от возможного проявления оползневой деятель­ности, в ряде мест необходимо отселение людей и вынос хозяйственных объек­тов.

Судебная практика признает за органами местного самоуправления право в порядке самоконтроля отменить не соответствующий закону ненормативный акт об изъятии земельного участка, ранее изданный этим же органом.

Таким образом в судебном заседании было установлено, что административный истец не использовал спорный земельный участок более 10 лет, регистрацию права собственности на него произвел лишь в 2018 году. Кроме того суд находит, что удовлетворение административных исковых требований Кулябцева П.Н. повлечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а также создать угрозу безопасности граждан при возникновении чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах административный иск Кулябцева П.Н. к Мэрии муниципального образования г. Черкесска удовлетворению не подлежит.

    Р СѓРєРѕРІРѕРґСЃС‚РІСѓСЏСЃСЊ статьями 175-177, 180, 219 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Кулябцева Павла Николаевича к Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска №2209 от 14.11.2008 г. незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2021 г.

Судья Черкесского городского суда

Карачаево-Черкесской Республики Р.М.Джанибеков

1версия для печати

2а-395/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кулябцев Павел Николаевич
Ответчики
Мэрия муниципального образования г.Черкесска
Другие
Ризаханова Евгения Александровна
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Джанибеков Руслан Муссаевич
Дело на сайте суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
21.08.2020Регистрация административного искового заявления
24.08.2020Передача материалов судье
25.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2020Подготовка дела (собеседование)
11.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2020Предварительное судебное заседание
27.11.2020Предварительное судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее