судья Власова И.К.. поступило 18.08.2023 года
номер дела суда 1 инст. 2-3150/20 дело № 33-3278/2023
.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 04 сентября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Васильева С.Д., при секретаре Масловой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя ответчика Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Бурдуковской А.В. на определение Советского районного суда гор. Улан-Удэ от 05 июля 2023 года, которым Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-3150/2020 отказано,
УСТАНОВИЛА:
Решением Советского районного суда гор.Улан-Удэ от 18 декабря 2020 года действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании жилых помещений, расположенных по адресам: Республика Бурятия, <...>, Республика Бурятия, <...>, Республика Бурятия, <...>, Республика Бурятия, <...>, Республика Бурятия, <...>, Республика Бурятия, <...>, Республика Бурятия, <...>, Республика Бурятия, <...> предоставленных Бандееву Р.В., Москвитину А.Н., Широкшину И.Ю., Гладких А.П., Доржиеву В.В., Разуваевой З.Б., Цыдыпову Б.Б., Гудковой Н.С., пригодными для постоянного проживания, признаны незаконными; на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия возложена обязанность предоставить в срок до 01.06.2021 г. Бандееву Р.В., Москвитину А.Н., Широкшину И.Ю., Гладких А.П., Доржиеву В.В., Разуваевой З.Б., Цыдыпову Б.Б., Гудковой Н.С. благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения взамен предоставленных ранее жилых помещений.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 07 апреля 2021 г. решение суда оставлено без изменения.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
27 июня 2023 г. в суд обратился представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Тарбаева Р.В. с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по данному делу до 31 декабря 2024 г., мотивируя тем, что в Республике Бурятия формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, функции государственного заказчика в данном случае осуществляет Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. Министерство же социальной защиты населения Республики Бурятия организует: формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений но договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Протоколом Заместителя председателя Правительства Республики Бурятия ФИО9 принято решение: при распределении жилых помещений, приобретаемых на федеральные средства, утверждать список граждан из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению, согласно нумерации в сводном списке детей-сирот, имеющих право на жилье в Республике Бурятия; при распределении жилых помещений, приобретенных на региональные средства, утверждать список граждан из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению, в соответствии с датой вынесения решения суда. Ежегодно Правительством РФ в лице Минстроя России заключается Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Так, для приобретения жилых помещений таким детям в 2023 г. из федерального бюджета выделено 254 347,3 тыс. руб., из республиканского бюджета – 16 234,9 тыс. руб., на данные средства выдано 85 сертификатов на 228,5 млн. руб. Кроме того Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2023 г.» на плановый период 2024 и 2025 г.г. распределены бюджетные ассигнования на оплату жилых помещений в размере 150 млн. руб., дополнительно 30 млн. руб. в апреле 2023 г. из республиканского бюджета выделено 5,1 млн. руб., 12,8 млн. руб. и 30.4 млн. руб. (всего 48 млн. 300 тыс. руб.), проведено 273 торгов, заключено 111 госконтрактов на сумму 261,2 млн. руб., приобретено 77 жилых помещений на сумму 190,4 млн. руб. В 2022 г. исполнено судебных решений в отношении 68 граждан, в том числе 26 чел. из сводного списка, 4 чел. На средства республиканского бюджета, 38 гражданам выданы сертификаты. В настоящее время по поручению Председателя Правительства РФ разработана региональная программа ликвидации до 2030 г. задолженности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом финансирование программы планируется осуществлять за счет республиканского бюджета РБ в рамках постановления Правительства РБ от 14.03.2014 г. № 107 «Об утверждении Государственной программы РБ «Социальная поддержка граждан» при условии выделения средств из федерального бюджета. Кроме того, в Государственной Думе вы первом чтении принят законопроект о праве граждан из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет и старше на жилищные сертификаты. Считает, что ответчик проводит максимально возможный объем работы для исполнения судебных решений, в частности, в 2023 г. АО «СЗ «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» начато строительство МКД в <...> и <...>; 03.04.2023 г., 28.03.2023 г., 07.03.2023 г., 01.03.2023 г., 22.02.2023 г., 13.02.2023 г., 27.01.2023 г., 24.11.2022 г. ГКУ РБ «УКС ПРБ» в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия направлены письма о потребности, в том числе по судебным решениям, в благоустроенных жилых помещениях специализированного жилищного фонда в разрезе, муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия; 30.08.2022 г. направлено письмо в адрес замминистра строительства РФ ФИО10 об увеличении объема финансирования; 14.10.2022 г. и 14.02.2023 г. направлены письма Первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия ФИО11 о выделении дополнительного финансирования из республиканского бюджета для исполнения судебных решений о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и социальных выплат, удостоверяемых сертификатами; 01.03.2023 г. направлено письмо Заместителю Председателя Правительства РФ ФИО12 о закреплении в федеральном законодательстве нормы о приоритетности предоставления сертификатов на жилье за счет федеральных средств детям-сиротам - участникам СВО; 06.03.2023 г. направлено письмо заместителю Председателя Правительства РФ ФИО13 о выделении дополнительного финансирования; 21.02.2022 г. направлено письмо о рассмотрении противоречий в нормативном регулировании спецжилфонда для детей-сирот и предоставления жилищных сертификатов из средств федерального бюджета; 10.05.2023 г. направлено письмо Первому заместителю Руководителя Администрации Президента РФ ФИО23 о содействии в организации консолидированной работы органов власти, надзорных органов в интересах граждан, нуждающихся в обеспечении жильем; 15.05.2023 г. направлено письмо в адрес Заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ФИО10 о выделении дополнительного финансирования из средств из федерального бюджета в сумме 15.6 млрд. руб. для реализации программы ликвидации задолженности по обеспечению детей-сирот, лиц из их числа. Ссылаясь на состояние регионального жилищного рынка, длительность административной процедуры приобретения уполномоченным органом жилых помещений, среднее количество лиц из числа сирот, обеспечиваемых жильем в год, которое составляет около 150 человек, а также позицию ФИО14 в сводном списке - 379, указывают, что предполагаемая дата исполнения решения суда по обеспечению жильем ФИО14 составит более 2 лет. Поскольку в настоящее время должник лишен возможности предоставить истцу ФИО14 жилое помещение в связи с отсутствием свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые бы могли быть предоставлены истцу, заявитель просит предоставить отсрочку.
Определением суда от 05 июля 2023 года заявление представителя ответчика оставлено без удовлетворения.
В частной жалобе представитель ответчика по доверенности Бурдуковская А.В. просит определение отменить, указывая на те же обстоятельства, что и в заявленном ходатайстве.
В соответствии с ч.3 ст.333 Гражданского процессуального кодекса РФ, частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Статья 203 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определение от 18 апреля 2006 года № 104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Из содержания указанных норм права и их толкования следует, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при наличии серьезных препятствиях к исполнению решения суда. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы и доказательства о необходимости отсрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.
В данном спорном деле таких обстоятельств судом первой инстанции не установлено, материалы дела не содержат сведений о наличии обстоятельств, носящих исключительный характер, объективно препятствующих должнику исполнить вступивший в законную силу судебный акт.
Как правильно указано судом первой инстанции, отсутствие у ответчика средств для приобретения жилых помещений, удовлетворяющих указанным в решении суда требованиям, недостаточность финансирования для приобретения жилых помещений, наличие иных неисполненных судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отсутствие в Республики Бурятия сформированного специализированного жилищного фонда, частичное обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории, в том числе на основании судебных актов, не являются такими обстоятельствами.
Предоставление отсрочки исполнения решения суда в настоящем случае с учетом даты вынесения судебного решения и обстоятельств, установленных судами Республики Бурятия по делу по существу нарушает конституционное право взыскателя на обеспечение жильем, не отвечает требованиям справедливости и не обеспечивает баланс интересов сторон.
Доводы частной жалобы фактически повторяют доводы апелляционной жалобы ответчика на решение суда, которые были проверены при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции и не опровергают правильность выводов суда.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 333, 334 ГПК РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Советского районного суда гор. Улан-Удэ от 05 июля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Судья: С.Д.Васильева