УИД № 30RS0009-01-2021-000560-85
№2а-393/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 г. г. Камызяк Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Шараевой Г. Е.
при секретаре Барсуковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернышова Валерия Николаевича к Комитету имущественных и земельных отношении администрации МО «Камызякский район», администрации МО «Камызякский район» о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявление,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Чернышов В. Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявление, указав, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков. Истец оформил на компьютере заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на перечень земельных участков, подписал заявление квалифицированной цифровой электронной подписью и направил его посредствам электронной почты на адрес: <адрес>, в заявлении просил при наличии нескольких заявлений на указанные земельные участки организовать и провести торги, в которых намерен принять участие. На его почтовый адрес поступил ответ – отказ, в котором указано, что подача заявления в форме электронного документа не предусмотрена, в связи с чем его заявление не может быть рассмотрено по существу. Считает действия по отказу в рассмотрении заявления незаконными. Просит суд признать незаконными действия администрации МО «Камызякский район», Комитета имущественных и земельных отношении администрации МО «Камызякский район» по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью и направленного на адрес электронной почты – <адрес>, выразившееся в письме № 02/559 от 27.01.2021; обязать администрацию МО «Камызякский район», Комитет имущественных и земельных отношении администрации МО «Камызякский район» рассмотреть заявление Чернышова В.Н. о намерении участвовать в аукционе, поступившее посредством электронной почты 07.01.2021 в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Административный истец Чернышов В. Г., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддерживает, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца Захарченя О. Н., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика - Администрации МО «Камызякский район» Мухамеджанов Р.Р. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, поддержал ранее представленный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, или аукционе на право заключения договора аренда такого земельного участка определяется уполномоченным органом, который вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного Кодекса РФ. Организатору торгов представлено право выбора, в том числе, способа подачи заявлений. Ответчиком в извещениях предусмотрен способ подачи заявлений: приём заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи и ознакомление со схемами земельных участков осуществляется по адресу: <адрес>, в течении тридцати дней со дня опубликования, таким образом организатором установлено, что заявление можно подать лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе. Возможность подачи заявлений в электронном виде не установлена. Отказ администрации, предусмотренный в письме № 02/559 от 27.01.2021, является обоснованным. Административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - Комитета имущественных и земельных отношении администрации МО «Камызякский район», надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав представителя ответчика Мухамеджанова Н. Р., специалиста Ахманову Э. Б., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа местного самоуправления государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (ст. 39.1 Земельного Кодекса РФ).
Согласно статье 39.2 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
В соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса РФ земельные участки предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1 ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 39.18 Земельного Кодекса РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного Кодекса РФ адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.
Судом установлено, что администрация МО «Камызякский район» Астраханской области извещениями о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе проинформировала о возможном предоставлении в собственность, аренду земельных участков из земель населенных пунктов, расположенных по следующим адресам:
<адрес>, земельный участок 44 А, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 4, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 155б, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>А, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 10, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 5, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 3, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 10, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 25, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 89, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 36 «а», для ведения подсобного хозяйства;
<адрес>, земельный участок 161 А, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 166Б, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 75, для индивидуального жилищного строительства;<адрес>, земельный участок 76, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 9, для ведения садоводства;
<адрес>, земельный участок 155а, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;
<адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;
<адрес>, земельный участок 10Т, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 10У, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 10Ш, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, з/у 41;
<адрес>, земельный участок 13, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 11, для ведения садоводства;
<адрес>, земельный участок 146А, для ведения личного подсобного хозяйства;
<адрес>, земельный участок 40, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 2, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 9, садоводство;
<адрес>, земельный участок 4, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 27а, для ведения личного подсобного хозяйства;
<адрес>, земельный участок 1, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 7, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 8, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 15, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 17, для индивидуального жилищного строительства;
Земельный участок площадью 895919 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
<адрес>А, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 4в, для ведения личного подсобного хозяйства;
<адрес>, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 38, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 74, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 7г, для ведения личного подсобного хозяйства;
<адрес>, земельный участок 47, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 15а, садоводство;
<адрес>, земельный участок 10К, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 10М, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 10Н, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 10П, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>, земельный участок 10Щ, для индивидуального жилищного строительства;
<адрес>Б, для индивидуального жилищного строительства;
В извещениях о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе указан адрес и способ подачи заявлений - Приём заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи и ознакомление со схемами земельных участков осуществляется по адресу: Астраханская область, Камызякский район, г. Камызяк, ул. Тараканова, 9, в течении тридцати дней со дня опубликования. В извещении указана контактная информация организатора торгов – телефон, факс, Е-Mail - <адрес>.
07 января 2021 года Чернышов В.Н. посредством электронной почты направил на электронный адрес Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» Астраханской области заявление о намерении участвовать в аукционе, в котором просил принять в работу его заявление в отношении земельных участков, указанных в заявлении.
Заявление о намерении участвовать в аукционе подписано Чернышовым В.Н. квалифицированной цифровой электронной подписью.
В письме от 27 января 2021 года, адресованном Чернышову В.Н., Глава администрации МО «Камызякский район» ФИО8 указал, что статьей 39.18 Земельного Кодекса РФ, Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 № 7 не предусмотрен порядок и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем, администрация МО «Камызякский район» не имеет возможности рассмотреть обращение по существу.
В судебном заседании специалист ФИО7 пояснила, что работает в Комитете имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район», в извещениях о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе указано о приёме таких заявлений по адресу: Астраханская область, Камызякский район, г. Камызяк, ул. Тараканова, 9, при том адрес электронной почты в извещениях не указан, адрес электронной почты указан в разделе – контактная информация.
Из письма Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» Астраханской области от 10.06.2021 следует, что по извещениям о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе в отношении вышеназванных земельных участков заявлений о намерении участвовать в аукционе от иных лиц не поступало, за исключением земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (поступило две заявки). В отношении 43 названных земельных участков предварительно согласовано предоставление, в отношении 5 земельных участков заключены договора купли-продажи, в отношении 3 земельных участков заключены договора аренды. В отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отказано в предоставлении. В отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принято решение о проведении аукциона.
Ранее в сообщениях по запросу УФАС по Астраханской области от 18.07.2018, 13.09.2018 Комитет имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский района» Астраханской области информировал УФАС по Астраханской области, что гражданам, подавшим заявления о намерении участвовать в аукционе путем направления заявлений по электронной почте, было отказано в рассмотрении заявлений в связи с тем, что порядок и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не предусмотрен земельным законодательством.
Как следует из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного Кодекса РФ, заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 г. № 7.
Названный Приказ не регулирует отношения по подаче заявлений о намерении участвовать в аукционе, поскольку определяет исключительно порядок и способы направления в уполномоченные органы заявлений, предусмотренных положениями п. 5 ст. 39.11, п. 2 ст. 39.14 и п. 6 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ.
Нормы, содержащие в пунктах 4, 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ не содержат четких и однозначных требований к форме заявления о намерении участвовать в аукционе, однако данной нормой уполномоченному органу предоставлено право определять способ подачи заявления о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного Кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что отказ в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствует требованиям законодательства, не нарушает права заявителя.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Чернышова Валерия Николаевича к Комитету имущественных и земельных отношении администрации МО «Камызякский район», администрации МО «Камызякский район» о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявление – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Камызякский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2021 г.
Судья подпись Г. Е. Шараева