Дело № 2-299/2022
УИД 04RS0003-01-2022-000339-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бичура 23 мая 2022 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Куликовой А.Л., при секретаре – помощнике судьи Баженовой В.Ю., с участием помощника прокурора Бичурского района Республики Бурятия Сандакова А.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бичурского района Республики Бурятия к муниципальному казенному учреждению Администрации муниципального образования «Бичурский район» (далее – МКУ Администрация МО «Бичурский район») об обязании устранить нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МКУ Администрация МО «Бичурский район» об обязании устранить нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, о социальной защите инвалидов, оборудовав участок парковки, прилегающей <данные изъяты> МКУ Администрация МО «Бичурский район» по <адрес> и участок парковки, прилегающей <данные изъяты> МКУ Администрация МО «Бичурский район» со стороны <данные изъяты> по <адрес> дорожными знаками 6.4 «Парковка (парковочное место)», 8.17 «Инвалиды» в соответствии с требованиями п. 5.7.5, п. 5.9.24 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст (далее ГОСТ 52289-2019). В обоснование заявленных требований указано, что проверкой прокуратуры установлено, что дорожные знаки 6.4 «Парковка (парковочное место)», 8.17 «Инвалиды» отсутствуют на парковке, прилегающей к <данные изъяты> МКУ Администрация МО «Бичурский район» со стороны <данные изъяты>, а на парковке со стороны <данные изъяты> - не соответствуют требованиям ГОСТ 52289-2019. Неисполнение органами местного самоуправления требований законодательства о социальной защите инвалидов приводит к нарушению прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора района Сандаков А.Ц. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МКУ Администрация МО «Бичурский район» Лизунов А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора Сандакова А.Ц., представителя ответчика Лизунова А.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Места для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из ЕГРН, по адресу: <адрес>, находится <данные изъяты> помещений, которые поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты и принадлежат на праве собственности МКУ Администрация МО «Бичурский район».
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности (ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», в приложение № 1 «Дорожные знаки», закреплен знак 6.4 «Парковка (парковочное место)», знак 8.17 «Инвалиды». Действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
В соответствии с п. 5.7.5 ГОСТ 52289-2019 знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок и участков дороги, предназначенных для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов, с одной из табличек 8.6.2 - 8.6.9 - для указания способа постановки транспортного средства у края проезжей части около тротуара или на нем.
Согласно п. 5.9.24 ГОСТ 52289-2019 табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
Согласно п. 1 ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на автомобильных дорогах, улицах и дорогах городских и сельских поселений с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний.
Согласно п. 5.1.2 ГОСТ Р 52290-2004 знаки, в том числе временные, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945 или ГОСТ Р 52290, размещаться на опорах по ГОСТ 32948 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
Как следует из материалов дела прокуратурой Бичурского района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ФИО1 МВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. Установлено, что на участке парковки, прилегающей <данные изъяты> МКУ Администрации «МО Бичурский район», расположенному по <адрес> отсутствуют дорожные знаки: 8.17, 6.4, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ. На участке парковки, прилегающей <данные изъяты> МКУ Администрации «МО Бичурский район» со стороны <данные изъяты> дорожные знаки 8.17 и 6.4 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52290-2004, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокуратурой района главе МКУ Администрации МО «Бичурский район» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения администрацией района не устранены.
Указанные нарушения законодательства, выразившиеся в несоблюдении требований вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации со стороны МКУ Администрации МО «Бичурский район» являются недопустимыми, подлежат незамедлительному устранению, поскольку создают предпосылки и условия для нарушения правил дорожного движения, что нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества, в том числе права инвалидов.
Указанные обстоятельства позволяют прокурору в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика Лизунов А.М. признал исковые требования. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, о том, что при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований, представителю ответчика разъяснены и понятны, что также отражено в протоколе судебного заседания.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства дела, суд считает необходимым принять признание иска как не нарушающее чьих-либо прав и законных интересов, и удовлетворить исковые требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бичурского района Республики Бурятия к муниципальному казенному учреждению Администрации муниципального образования «Бичурский район» удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение Администрации муниципального образования «Бичурский район» устранить нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, о социальной защите инвалидов, оборудовав участок парковки, прилегающей <данные изъяты> МКУ Администрация МО «Бичурский район», по <адрес> и участок парковки, прилегающей <данные изъяты> МКУ Администрация МО «Бичурский район», со стороны <данные изъяты> по <адрес> дорожными знаками 6.4 «Парковка (парковочное место)», 8.17 «Инвалиды», в соответствии с требованиями п. 5.7.5, п. 5.9.24 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст, в течении ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Бичурский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бичурского районного суда
Республики Бурятия А.Л. Куликова