Решение по делу № 66а-3185/2021 от 27.09.2021

    Судья Дорохина Т.С.         дело №66а-3185/2021        (номер дела в суде первой инстанции         3а-1163/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород     27 октября 2021 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Кузьмичева В.А., рассмотрев представление прокурора Оренбургской области на определение Оренбургского областного суда от 11 августа 2021 года о передаче по подсудности административного дела по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных пунктов Положения о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года №217-п,

установил:

Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области (далее – УМВД России по Оренбургской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими:

- абзац 18 пункта 4 Положения о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года №217-п, в части установления полномочия указанной комиссии по рассмотрению предложений о привлечении сотрудников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и в частности УМВД России по Оренбургской области и подчиненных УМВД России по Оренбургской области территориальных органов МВД России на районном уровне, к участию в переписи населения на Едином портале государственных и муниципальных услуг в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»;

- абзац 20 пункта 4 Положения о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года № 217-п, в части установления полномочия указанной комиссии по рассмотрению предложений по вопросам представления в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 года №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» административных данных о лицах, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.

Определением Оренбургского областного суда от 11 августа 2021 года вышеуказанное административное дело на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.

В представлении прокурора Оренбургской области ставится вопрос об отмене определения и направлении дела на рассмотрение пол существу в Оренбургский областной суд.

В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы представления, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).

В соответствии со статьей 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Подсудность административных дел, рассматриваемых верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа в качестве суда первой инстанции, определена статей 20 КАС РФ.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Передавая настоящее административное дело по подсудности в Ленинский районный суд г. Оренбурга, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое административным истцом Положение о комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года № 217-п не обладает признаками, характеризующими правовой акт, поскольку носит организационно-распорядительный характер, поскольку определяет субъективный состав комиссии, регулирует вопросы деятельности созданной комиссии Оренбургской области по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, то есть направлено на урегулирование правоотношений определенного круга лиц. Кроме того, отсутствует признак, отличающий нормативный правовой акт - официальное опубликование.

С таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, исходя из следующего.

Согласно разъяснениям пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановления от 17 ноября 1997 года N 17-П и от 31 марта 2015 года N 6-П).

Проанализировав содержание оспариваемого Положения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оно обладает признаками нормативного правового акта, поскольку в нем установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование правоотношений, связанных с порядком обеспечения согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Оренбургской области; решением вопросов, связанных с проведением Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Оренбургской области.

С данным выводом согласуется и правовая позиция МВД России, озвученная суду в ходе рассмотрения дела.

Определяя порядок проведения указанных мероприятий, Положение о комиссии Оренбургской области путем введения дополнительных новых правовых норм конкретизирует положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в частности Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 1185 «Об образовании Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2020 года», Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения».

С учетом этого оснований утверждать, что Порядок носит организационно-распорядительный характер, не имеется.

Оспариваемый акт общего действия, устанавливает правовые нормы для неопределенного круга лиц, направленных на изменение и (или) прекращение существующих правоотношений, поскольку субъектом правоотношений является в том числе и население Оренбургской области и другие лица, имеющие регистрацию по месту жительства (месту нахождения) на данной территории, рассчитан на многократное применение; содержит конкретизирующие нормативные предписания.

Таким образом, выводы суда о ненормативном характере оспариваемого Положения не могут быть признаны состоятельными, следовательно, оснований для вывода о нарушении правил подсудности при подаче административного искового заявления у судьи не имелось.

С учетом того, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, принятый им судебный акт подлежит отмене, а административное дело направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

определил:

определение Оренбургского областного суда от 11 августа 2021 года отменить, административное дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.

Судья

66а-3185/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
УМВД России по Оренбургской области
Прокурор Оренбургской области
Ответчики
Правительство Оренбургской области
Губернатор Оренбургской области - Паслер Денис Владимирович
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Кузьмичев Владимир Александрович
Дело на странице суда
4ap.sudrf.ru
28.09.2021Передача дела судье
27.10.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
01.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2021Передано в экспедицию
27.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее