дело № 12-1-253/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Козьмодемьянск 5 декабря 2023 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Айплатов Н.М., рассмотрев жалобу Смирнова Е.В., на постановление государственного инспектора ЦМУГАДН ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении
Смирнова Е.В,, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора ЦМУГАДН ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Смирнов Е.В. обратился в суд с жалобой, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы указал, что согласно заявке на транспортно-экспедиционное обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <адрес> перевозил картофель 20 тонн. Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ №, временное ограничение не распространяется на перевозку продуктов питания. Просит постановление по делу об административном правонарушении в отношении него отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава.
Смирнов Е.В. в судебном заседании доводы жалобы подтвердил. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить по изложенным в жалобе основаниям. Пояснил, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство, принадлежащее ему, перевозило картофель.
Представитель ЦМУГАДН, извещенный о времени и месте судебного заседания явку своего представителя не обеспечил, об отложении судебного заседания не просил.
На основании п.п. 2, 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав Смирнова Е.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Смирнова Е.В. к административной ответственности) Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок, предусмотрен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В соответствии с постановлением Правительства РМЭ от 22 февраля 2023 г. №59 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования в Республике Марий Эл в 2023году» (далее постановление Правительства РМЭ от 22 февраля 2023г. №59), с 7 апреля по 6 мая 2023 г. введено временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования, включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 декабря 2021 г. N 532 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Республике Марий Эл и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл", транспортных средств, у которых осевые нагрузки (с грузом или без груза) превышают следующие предельно допустимые значения: на одиночную ось - 6 тонн; на каждую ось двухосной тележки - 5 тонн; на каждую ось трехосной тележки - 4 тонны.
Согласно п.2 постановления Правительства РМЭ от 22 февраля 2023 г. N 59 вышеуказанное временное ограничение не распространяется, в том числе: на пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные; на перевозки продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, кормов для животных, почты и почтовых грузов.
В силу части 1 статьи 2.6.1КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 19 минут 07 секунд в период действия временного ограничения, введенного вышеуказанным постановлением Правительства РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ N 59, по адресу № а/д <адрес>, водитель управляя тяжеловесным транспортным средством МЕРСЕДЕС BENZ 2544Л, государственный регистрационный знак №, в составе 6-осного автопоезда, в нарушение п.23.5 ПДД РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту №3 186 измерения параметров транспортного средства превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 64.52% (3.226 т.) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.226 т на ось №2 при допустимой нагрузке 5000 т на ось, на 83.83% (3.353 т.) на ось №4 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 7.353 т. на ось №4 при допустимой нагрузке 4.000 т на ось, на 74.60% (2.984 т.) на ось №5 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 6.984 т. на ось №5 при допустимой нагрузке 4.000 т. на ось, на 82.48% (3.299 т.) на ось №6 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 7.299 т. на ось №6 при допустимой нагрузке 4.000 т. на ось. На запрос от ДД.ММ.ГГГГ, направленный в ФКУ «Росдормониторинг» о наличии специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов для ТС с ГРЗ № за период, включающий ДД.ММ.ГГГГ, по маршруту, проходящему через №д <адрес>, получен отрицательный ответ, специальное разрешение не выдавалось. Собственником транспортного средства является Смирнов Е.В., который совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст.12.21.1 КоАП.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, «СВК-2-Р(М)ВС» заводской №, свидетельство о поверке которого С-БН/23-11-2022/203818044, действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения собственника транспортного средства Смирнова Е.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство перевозило картофель, заслуживают внимания.
Как следует из постановления Правительства РМЭ от 22 февраля 2023 г. N 59 с 7 апреля по 6 мая 2023 г. введено временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования, включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 декабря 2021 г. N 532 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Республике Марий Эл и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл". Согласно п.2 вышеуказанного постановления, временное ограничение не распространяется, в том числе: на перевозки продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, кормов для животных, почты и почтовых грузов.
Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 13 декабря 2021г. №532 (в редакции от 18 апреля 2023г.), в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Республике Марий Эл входит автодорога «Козьмодемьянск- Большой Сундырь» Горномарийского муниципального района РМЭ.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что положение ч. 3 ст.1.5 КоАП РФ не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 данного Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ).
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные, при этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
В связи с этим, бремя доказывания своей невиновности в данном случае лежит на Смирнове Е.В.
В подтверждение доводов жалобы о том, что транспортное средство МЕРСЕДЕС BENZ 2544Л, государственный регистрационный знак №, собственником которого является Смирнов Е.В., в момент фиксации административного правонарушения перевозило картофель заявителем представлены: заявка на транспортно-экспедиционное обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ, товарная транспортная накладная от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием спецификации перевозимого груза, согласно которым перевозчик и водитель ИП Смирнов Е.В. в интересах заказчика ООО «ГЕОДЭК» осуществил в КФХ ФИО4 в <адрес> РМЭ погрузку «картофеля» массой 20 тонн и перевез его на вышеуказанном транспортном средстве по маршруту <адрес> РМЭ – Набережные Челны Республики Татарстан.
Представленные документы являются достаточными доказательствами, достоверно свидетельствующими о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство, собственником которого является Смирнов Е.В., осуществлял перевозку картофеля, что относится к продуктам питания, в связи, с чем на него не распространяются введенные Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22.02.2023 №59 временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования в период с 07 апреля по 06 мая 2023 года.
Вместе с тем при перевозке продуктов питания «картофеля», ИП Смирновым Е.В. допущено превышение предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2200.
В соответствии с приложением №3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 №2200, для автодороги «Козьмодемьянск- Большой Сундырь» Горномарийского муниципального района РМЭ, предельно допустимая нагрузка на ось транспортного средства установлена: на одиночную ось №1 с односкатными колесами – 9 тонн; на ось группы сближенных сдвоенных осей №2 и №3 с односкатными и двускатными колесами транспортного средства - 15 тонн, по 7.5 тонн на каждую с учетом п.п.1 и 2 применения к приложению №3; на ось группы сближенных строенных осей №4, №5 и №6 с односкатными колесами транспортного средства - 21 тонн, по 7 тонн на каждую.
Из материалов дела, акта № от ДД.ММ.ГГГГг. результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства, судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 19 минут 07 секунд по адресу № м а/д <адрес>, тяжеловесное транспортное средство МЕРСЕДЕС BENZ 2544Л, государственный регистрационный знак №, собственником которого является Смирнов Е.В., в составе 6-осного автопоезда, в нарушение п.23.5 ПДД РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2200, осуществляло перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, превысило предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 9.68% (0.726 т.) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.226 т на ось №2 при допустимой нагрузке 7,500 т на ось, на 5.04% (0.353 т.) на ось №4 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 7.353 т. на ось №4 при допустимой нагрузке 7.000 т на ось, на 4.27% (0.299 т.) на ось №6 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 7.299 т. на ось №6 при допустимой нагрузке 7.000 т. на ось.
Таким образом, прихожу к выводу, что Смирновым Е.В., как собственником (владелец) вышеуказанного транспортного средства, допущено нарушение, выразившееся в движении принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 3, но не более 10 процентов без специального разрешения, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, его действия квалифицирую как нарушение правил движения тяжеловесного транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст.12.21.1 и ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, санкция ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ является более мягкой.
С учетом изложенного и установленных обстоятельств по рассматриваемому делу, постановление государственного инспектора ЦМУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Смирнова Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подлежит изменению, действия Смирнова Е.В. подлежат переквалификации на ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Так как согласно представленным документам Смирнов Е.В. осуществлял перевозку груза на тяжеловесном транспортном средстве в качестве индивидуального предпринимателя, то он подлежит ответственности как индивидуальный предприниматель.
В соответствии с примечанием к статье 12.21.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренное указанной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Санкция по ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ для юридических лиц составляет от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей и является менее строгой по отношению к части 6 названной статьи, потому при переквалификации, положение лица, привлекаемого к административной ответственности не ухудшается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При определении размера штрафа судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Смирнова Е.В., а также наличие смягчающего ответственность обстоятельства – наличие на иждивении 3 малолетних детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
жалобу Смирнова Е.В. удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора ЦМУГАДН ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Смирнова Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, изменить.
Переквалифицировать действия Смирнова Евгения Владимировича с ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ на ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ, по которой назначить ИП Смирнову Е.В. наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.М. Айплатов