Решение по делу № 2-1928/2024 от 11.06.2024

Дело № 2-1928/2024                                      59RS0027-01-2024-003829-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кунгур Пермский край          16 июля 2024 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зыковой Е.И.,

при секретаре Суминой С.Н.,

с участием представителя ответчика Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, третьего лица – ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, в интересах неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обеспечении лабораторного контроля, направлении выписок, возложении обязанности по производственному контролю,

УСТАНОВИЛ:

Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратился в суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1, администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края с требованиями об обеспечении лабораторного контроля, направлении выписок, возложении обязанности по производственному контролю.

В обоснование исковых требований указал, что из информации, поступившей из Центрального филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», установлено, что в нарушение действующего санитарного законодательства, ИП ФИО1 не осуществляет контроль за качеством питьевой воды, лабораторные исследование, согласно утвержденной программе производственного контроля качества питьевой воды на 2022-2026 не проводит в полном объеме. В то время как, водоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей. ИП ФИО1 не исполняются требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в части обеспечения населения качественным питьевым холодным водоснабжением, что влечет за собой нарушение права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоснабжение, создает угрозу санитарной безопасности и здоровью граждан. Нерегулярное проведение лабораторных исследований качества питьевой воды по утвержденной программе производственного контроля создает угрозу своевременному выявлению несоответствия качества питьевой воды требованиям законодательства, что может привести к возникновению и распространению среди населения острых химических отравлений, острых кишечных инфекционных и паразитарных заболеваний. Несоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия нарушает требования действующего законодательства в данной сфере правоотношений, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В связи с чем, просит возложить на ИП ФИО1 обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда: обеспечить проведение лабораторного контроля качества воды в с. Филипповка. д. Исаковка, д. Долматы Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с разработанной и согласованной программой производственного контроля за качеством подаваемой воды; обеспечить направление территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю выписки из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом) в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям.

Также в соответствии с нормами действующего законодательства, в частности Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 4.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец просит возложить на орган местного самоуправления обязанность обеспечить контроль за выполнением ИП ФИО1 производственного контроля в полном объеме в течение всего периода времени осуществления им деятельности по оказанию услуг водоснабжения.

Представитель истца в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству с исковыми требованиями был не согласен.

Представитель ответчика администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, третьего лица Управления жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края в судебном заседании с исковыми требованиями была не согласна.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав пояснения представителя ответчика, третьего лица, изучив и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно п. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ п. 2 ст. 2 предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Согласно нормам СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека (п. 12). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе используемых в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям (п. 13).

В соответствии с ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 77 норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (далее – Правила № 10) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.

Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, установлен в Правилах осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 правил № 10).

Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям (пункт 7 Правил № 10).

В силу п. 4.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Судом установлено.

В соответствии с договором аренды от 19.04.2024 водоснабжение населения с. Филипповка, д. Исаковка, д. Долматы осуществляется ИП ФИО1 (л.д. 9-12).

Арендатор принял во временное владение и пользование муниципальное имущество, согласно приложению № 1 к договору, принадлежащее арендодателю на праве собственности. Объекты передаются для использования в целях оказания услуг водоснабжения населения (п. 1.1 договора).

Согласно информации, поступившей из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», установлено, что в с. Филипповка, д. Исаковка, д. Долматы производственный контроль качества подаваемой воды ИП ФИО1 не проводится (л.д. 13-16).

Актом плановой выездной проверки от 27.12.2023 № 1179 проведенной в отношении ИП ФИО1 установлено, что по всем территориям (с. Филипповка, д. Исаковка, д. Долматы) имеется согласованная и утвержденная программа производственного контроля качества питьевой воды на 2022-2026, при этом, лабораторные исследование, согласно утвержденной программе не проводятся (л.д. 17-20 оборот).

Программы производственного лабораторного контроля качества питьевой воды разработаны и согласованы с Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, что соответствуют требованиям п. 77. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 25 Федерального Закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011.

Между ИП ФИО1 и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 09.01.2023 заключен договор № ЦМ00123-Д/23 на проведение производственного контроля.

Лабораторный контроль качества воды с. Филипповка и д. Исаковка, д. Долматы, за период 2023 года проводился только в ноябре по обобщенным показателям из скважин, что не соответствует требованиям п. 79
СанПиН 2.1.3684-21.

В процессе обследования отобраны пробы воды из скважин с. Филипповка (скважина № 4147), д. Исаковка скважина № 2381, а также распределительная сеть.

В объёме проведённых исследований в отношении ИП ФИО1 установлено:

- проба № 162 - «вода источника централизованного водоснабжения», отобранная из водоразборного крана скважины № 4147 по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с. Филипповка не соответствует требованиям Раздела III табл. 3.3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю: Жесткость общая - выявлено 8.6±1,3 мг- экв/дмЗ при норме не более 7 мг-экв/дмЗ, превышение по жесткости общей в 1,22 раза;

- проба № 163 - «вода источника централизованного водоснабжения», отобранная из водоразборного крана скважины № 1/93 по адресу: Пермский край. Кунгурский район, с. Филипповка не соответствует требованиям Раздела III табл. 3.3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю: Жесткость общая - выявлено 7,5±1,1 мг- экв/дмЗ при норме не более 7 мг-экв/дмЗ, превышение по жесткости общей в 1.07 раза.

Следовательно, ИП ФИО1 обязанность по проведению лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, как установлено правилами (не реже одного раза в месяц) не исполняется.

ИП ФИО1 при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоснабжения населению с. Филипповка и д. Исаковка, д. Долматы производственный контроль качества подаваемой воды производит не в полном объеме. В то время как, водоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей.

Как следует из искового заявления по результатам проведения плановой проверки ИП ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, ему назначено наказание в виде административного штрафа (постановление начальника ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 32-ц от 11.01.2024).

ИП ФИО1 27.12.2023 выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 1531 в срок до 27.05.2024 (л.д. 21-22).

Из ответа ИП ФИО1 от 16.06.2024 следует, что сособственником водных объектов с. Филипповка скважина № 4147, д. Исаковка скважина № 2381, является Администрация, которая ежемесячно заключает срочные договоры аренды с ИП ФИО1, получить и представить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (использование водных объектов в питьевых и хозяйственно-бытовых целях) с. Филипповка скважина № 4147, д. Исаковка скважина № 2381 не представляется возможным. По той же причине является невозможным и обеспечение ограждений территории первого пояса ЗСО скважины 4147 д. Исаковка, скважины № 2381 д. Исаковка, д. Долматы, а также обеспечение качества питьевой воды у конечного потребителя в с. Филипповка. Лабораторный контроль качества воды с. Филипповка и д. Исаковка, д. Долматы в соответствии с требованиями п. 79 СанПиН 2.1.3684-21 со стороны ИП ФИО1 организован.

Таким образом, ИП ФИО1 не исполняются требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в части обеспечения населения качественным питьевым холодным водоснабжением.

Согласно ранее указанных положений ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также соблюдение требований санитарного законодательства.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 и органом местного самоуправления, в нарушение требований законодательства не принимаются меры, направленные на устранение нарушений санитарного законодательства в полном объеме, что свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью населению Кунгурского муниципального округа.

В связи с чем, суд считает, что исковые требования, предъявленные к ИП ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также, ответственность за соблюдение санитарных правил и норм при осуществлении своей уставной деятельности наряду с ИП ФИО1 несет ответственность и администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.

Срок исполнения указанных обязанностей, суд считает возможным установить в течение 3 месяцев, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН ) устранить нарушения санитарного законодательства:

- обеспечить проведение лабораторного контроля качества воды в с. Филипповка. д. Исаковка, д. Долматы Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с разработанной и согласованной программой производственного контроля за качеством подаваемой воды;

- обеспечить направление территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю выписки из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом) в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, в срок в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда.

Обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края (ИНН 5917101383) обеспечить контроль за выполнением индивидуальным предпринимателем ФИО1 производственного контроля в полном объеме в течение всего периода времени осуществления им деятельности по оказанию услуг водоснабжения.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.     

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2024.

Председательствующий:                      Е.И. Зыкова

2-1928/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Центральный территориальный отдел
Ответчики
Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края
Шаравин Павел Николаевич
Другие
Управление жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Зыкова Елена Игоревна
Дело на странице суда
kungur.perm.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2024Подготовка дела (собеседование)
02.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2024Дело оформлено
16.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее