Дело № 2-1928/2024 59RS0027-01-2024-003829-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кунгур Пермский край 16 июля 2024 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Зыковой Е.И.,
при секретаре Суминой С.Н.,
с участием представителя ответчика Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, третьего лица – ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, в интересах неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обеспечении лабораторного контроля, направлении выписок, возложении обязанности по производственному контролю,
УСТАНОВИЛ:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратился в суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1, администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края с требованиями об обеспечении лабораторного контроля, направлении выписок, возложении обязанности по производственному контролю.
В обоснование исковых требований указал, что из информации, поступившей из Центрального филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», установлено, что в нарушение действующего санитарного законодательства, ИП ФИО1 не осуществляет контроль за качеством питьевой воды, лабораторные исследование, согласно утвержденной программе производственного контроля качества питьевой воды на 2022-2026 не проводит в полном объеме. В то время как, водоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей. ИП ФИО1 не исполняются требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в части обеспечения населения качественным питьевым холодным водоснабжением, что влечет за собой нарушение права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоснабжение, создает угрозу санитарной безопасности и здоровью граждан. Нерегулярное проведение лабораторных исследований качества питьевой воды по утвержденной программе производственного контроля создает угрозу своевременному выявлению несоответствия качества питьевой воды требованиям законодательства, что может привести к возникновению и распространению среди населения острых химических отравлений, острых кишечных инфекционных и паразитарных заболеваний. Несоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия нарушает требования действующего законодательства в данной сфере правоотношений, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В связи с чем, просит возложить на ИП ФИО1 обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда: обеспечить проведение лабораторного контроля качества воды в с. Филипповка. д. Исаковка, д. Долматы Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с разработанной и согласованной программой производственного контроля за качеством подаваемой воды; обеспечить направление территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю выписки из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом) в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям.
Также в соответствии с нормами действующего законодательства, в частности Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 4.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец просит возложить на орган местного самоуправления обязанность обеспечить контроль за выполнением ИП ФИО1 производственного контроля в полном объеме в течение всего периода времени осуществления им деятельности по оказанию услуг водоснабжения.
Представитель истца в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству с исковыми требованиями был не согласен.
Представитель ответчика администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, третьего лица Управления жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края в судебном заседании с исковыми требованиями была не согласна.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав пояснения представителя ответчика, третьего лица, изучив и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ п. 2 ст. 2 предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Согласно нормам СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека (п. 12). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе используемых в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям (п. 13).
В соответствии с ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 77 норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (далее – Правила № 10) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, установлен в Правилах осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 правил № 10).
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям (пункт 7 Правил № 10).
В силу п. 4.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено.
В соответствии с договором аренды от 19.04.2024 водоснабжение населения с. Филипповка, д. Исаковка, д. Долматы осуществляется ИП ФИО1 (л.д. 9-12).
Арендатор принял во временное владение и пользование муниципальное имущество, согласно приложению № 1 к договору, принадлежащее арендодателю на праве собственности. Объекты передаются для использования в целях оказания услуг водоснабжения населения (п. 1.1 договора).
Согласно информации, поступившей из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», установлено, что в с. Филипповка, д. Исаковка, д. Долматы производственный контроль качества подаваемой воды ИП ФИО1 не проводится (л.д. 13-16).
Актом плановой выездной проверки от 27.12.2023 № 1179 проведенной в отношении ИП ФИО1 установлено, что по всем территориям (с. Филипповка, д. Исаковка, д. Долматы) имеется согласованная и утвержденная программа производственного контроля качества питьевой воды на 2022-2026, при этом, лабораторные исследование, согласно утвержденной программе не проводятся (л.д. 17-20 оборот).
Программы производственного лабораторного контроля качества питьевой воды разработаны и согласованы с Центральным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, что соответствуют требованиям п. 77. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 25 Федерального Закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011.
Между ИП ФИО1 и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 09.01.2023 заключен договор № ЦМ00123-Д/23 на проведение производственного контроля.
Лабораторный контроль качества воды с. Филипповка и д. Исаковка, д. Долматы, за период 2023 года проводился только в ноябре по обобщенным показателям из скважин, что не соответствует требованиям п. 79
СанПиН 2.1.3684-21.
В процессе обследования отобраны пробы воды из скважин с. Филипповка (скважина № 4147), д. Исаковка скважина № 2381, а также распределительная сеть.
В объёме проведённых исследований в отношении ИП ФИО1 установлено:
- проба № 162 - «вода источника централизованного водоснабжения», отобранная из водоразборного крана скважины № 4147 по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с. Филипповка не соответствует требованиям Раздела III табл. 3.3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю: Жесткость общая - выявлено 8.6±1,3 мг- экв/дмЗ при норме не более 7 мг-экв/дмЗ, превышение по жесткости общей в 1,22 раза;
- проба № 163 - «вода источника централизованного водоснабжения», отобранная из водоразборного крана скважины № 1/93 по адресу: Пермский край. Кунгурский район, с. Филипповка не соответствует требованиям Раздела III табл. 3.3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю: Жесткость общая - выявлено 7,5±1,1 мг- экв/дмЗ при норме не более 7 мг-экв/дмЗ, превышение по жесткости общей в 1.07 раза.
Следовательно, ИП ФИО1 обязанность по проведению лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, как установлено правилами (не реже одного раза в месяц) не исполняется.
ИП ФИО1 при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоснабжения населению с. Филипповка и д. Исаковка, д. Долматы производственный контроль качества подаваемой воды производит не в полном объеме. В то время как, водоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей.
Как следует из искового заявления по результатам проведения плановой проверки ИП ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, ему назначено наказание в виде административного штрафа (постановление начальника ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 32-ц от 11.01.2024).
ИП ФИО1 27.12.2023 выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 1531 в срок до 27.05.2024 (л.д. 21-22).
Из ответа ИП ФИО1 от 16.06.2024 следует, что сособственником водных объектов с. Филипповка скважина № 4147, д. Исаковка скважина № 2381, является Администрация, которая ежемесячно заключает срочные договоры аренды с ИП ФИО1, получить и представить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (использование водных объектов в питьевых и хозяйственно-бытовых целях) с. Филипповка скважина № 4147, д. Исаковка скважина № 2381 не представляется возможным. По той же причине является невозможным и обеспечение ограждений территории первого пояса ЗСО скважины 4147 д. Исаковка, скважины № 2381 д. Исаковка, д. Долматы, а также обеспечение качества питьевой воды у конечного потребителя в с. Филипповка. Лабораторный контроль качества воды с. Филипповка и д. Исаковка, д. Долматы в соответствии с требованиями п. 79 СанПиН 2.1.3684-21 со стороны ИП ФИО1 организован.
Таким образом, ИП ФИО1 не исполняются требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в части обеспечения населения качественным питьевым холодным водоснабжением.
Согласно ранее указанных положений ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также соблюдение требований санитарного законодательства.
Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 и органом местного самоуправления, в нарушение требований законодательства не принимаются меры, направленные на устранение нарушений санитарного законодательства в полном объеме, что свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью населению Кунгурского муниципального округа.
В связи с чем, суд считает, что исковые требования, предъявленные к ИП ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Также, ответственность за соблюдение санитарных правил и норм при осуществлении своей уставной деятельности наряду с ИП ФИО1 несет ответственность и администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.
Срок исполнения указанных обязанностей, суд считает возможным установить в течение 3 месяцев, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН №) устранить нарушения санитарного законодательства:
- обеспечить проведение лабораторного контроля качества воды в с. Филипповка. д. Исаковка, д. Долматы Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с разработанной и согласованной программой производственного контроля за качеством подаваемой воды;
- обеспечить направление территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю выписки из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом) в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, в срок в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда.
Обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края (ИНН 5917101383) обеспечить контроль за выполнением индивидуальным предпринимателем ФИО1 производственного контроля в полном объеме в течение всего периода времени осуществления им деятельности по оказанию услуг водоснабжения.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2024.
Председательствующий: Е.И. Зыкова