Решение по делу № 2-2123/2022 от 27.04.2022

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2022 года

Дело № 2-2123/2022

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

28 июня 2022 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

при секретаре Демьянец С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.Н.Ф. к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация г. Ростова-на-Дону, Администрация Советского района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование исковых требований на то, что является инвалидом второй группы. Распоряжением Администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 28.03.2018 №127 он признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В целях реализации своего права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства 08.10.2021г. П.Н.Ф. обратился в Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении сведений из реестра муниципального имущества о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, неограниченных в обороте, в целях строительства индивидуального жилого дома. ДИЗО города Ростова-на-Дону в своем ответе от 09.11.2011г №59.30-25615/12 указало, что не наделено полномочиями по подбору земельных участков, рекомендовав обратиться за получением данной информации к размещенному на официальном сайте городской Думы и Администрации реестру муниципального имущества.

12.11.2021г. П.Н.Ф. обратился с заявлением в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с приложением всех предусмотренных Регламентом документов по вопросу предоставления земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов, расположенного по адресу: , в районе дома (кадастровый номер ).

Однако Департамент, рассмотрев заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов с кадастровым номером , отказал истцу. В своем отказе (№59.30-28380/14 от 10.12.2021г.), со ссылкой на п.п.1 п.7 ст.39.18 ЗК РФ, указал, что ранее поступило заявление о предоставлении в собственность без проведения торгов указанного земельного участка. К тому же в течение 30-ти дней со дня опубликования извещения поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе.

Первоочередное предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, исключает участие в аукционах. Тогда как ответчик отказывает П.Н.Ф. в предоставлении земельного участка в первоочередном порядке по причине поступления заявлений от иных граждан о намерении участвовать в аукционе, и сообщает, что в целях реализации Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» процедура проведения торгов предусматривает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов по месту нахождения земельного участка.

Таким образом, отказывая П.Н.Ф. в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> (в районе дома ) в виду объявленного аукциона, а также в предоставлении сведений из реестра муниципального имущества города Ростова-на-Дону о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, неограниченных в обороте, в целях строительства индивидуального жилого дома (тогда как эти сведения находятся в закрытом доступе), нарушает права и законные интересы П.Н.Ф., инвалида, признанного нуждающимся в жилом помещении, быть обеспеченным земельным участком в первоочередном порядке.

Отказывая П.Н.Ф. в предоставлении земельного участка в первоочередном порядке, ответчик не предложил альтернативные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для реализации инвалидом его права на земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

П.Н.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по
договору социального найма, согласно Распоряжению Администрации Советского района
г. Ростова-на-Дону от 28.03.2018 №127.

Предложение предоставить П.Н.Ф. в аренду земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства из реестра земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление земельных участков, относится к исключительной компетенции ДИЗО города Ростова-на-Дону. Однако, ДИЗО не предложил П.Н.Ф. земельный участок, предназначенный для первоочередного или внеочередного предоставления гражданам, тем самым лишил П.Н.Ф. права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке.

Таким образом, П.Н.Ф., являющемуся инвалидом второй группы создаются незаконные препятствия в реализации его законных прав, а также создают ситуацию, при которой инвалид не может получить земельный участок по закону.

С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просил обязать Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону предоставить П.Н.Ф. на праве аренды земельный участок в первоочередном порядке в границах города Ростова-на-Дону, без проведения торгов, с видом разрешённого использования для индивидуального жилищного строительства площадью не менее 600 кв.м.

П.Н.Ф. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен. Дело рассмотрено в отсутствии истца в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Представитель Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание после перерыва не явился, ранее в своих пояснениях просила оставить исковые требования без удовлетворения. Дело продолжено в его отсутствии в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Представитель истца в лице адвоката Б.Д.М., в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Просил удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представитель Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в лице Б.С.А., действующей на основании доверенности в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону в лице Ш.А.А., действующей на основании доверенности в судебное заседание явилась, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 указанного Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован ст. ст. 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Право инвалидов на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлено положениями ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).

Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного Закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. (Аналогичное положение содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 сентября 2014 года).

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. Исходя из положений приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что П.Н.Ф. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 №4388109. Решением Администрации Советского района города Ростова-на-Дону П.Н.Ф. признан малоимущим для признания нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о чем издано Распоряжение от 28.03.2018г. № 127.

Таким образом, П.Н.Ф. являясь инвалидом, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в связи с этим на учет.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из пункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в статье 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с «Положением о Департаменте имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону», утвержденным Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года № 138 «Об утверждении «Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по проведению единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону.

В соответствии с п. 2.3. указанного положения Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону осуществляет функции (услуги) в сфере имущественно-земельных отношений - предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На территории г. Ростова-на-Дону действует административный регламент N АР-301-20 муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов", утвержденный Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.01.2016 N 65, который регламентирует право предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в аренду без проведения торгов.

Правом на получение муниципальной услуги обладают заявители, имеющие право на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов, указанные в приложении N 2 к административному регламенту.

В соответствии с указанным приложением, к числу указанных лиц относятся инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). К числу данных лиц относится и П.Н.Ф.

Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления вышеназванной муниципальной услуги.

В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону», Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону не наделен полномочиями по подбору земельных участков.

В силу требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.

Положениями ст. 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 данного Кодекса способами, причем данная норма содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Порядок реализации прав П.Н.Ф. на получение земельного участка в соответствии с требованиями подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае подлежит в заявительном порядке согласно административного регламента N АР-301-20 муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов".

Ранее, П.Н.Ф. обращался в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении земельного участка.

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 609 от 17.07.2019 «О предварительном согласовании предоставления П.Н.Ф. в аренду земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , истцу предварительно согласован в аренду земельный участок площадью 359 кв.м., расположенный по адресу; <адрес>.

Как следует из письма Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 03.10.2019г., направленного в адрес истца, вышеуказанный земельный участок расположен в границах утвержденной документации по планировке территории для размещения линейного объекта: <адрес> (1 этап), утвержденной постановлением Администрации города от 15.08.2019 за №706.. Названный земельный участок находится в границах территории, предусмотренной для строительства 2 этапа, то есть документально подтверждено, что на испрашиваемом земельном участке документами территориального планирования территории предусмотрено размещение на земельном участке с КН объекта местного значения. В этой связи, П.Н.Ф. отказано в оказании муниципальной услуги, согласно п.п.16 п.2.9.2 Регламента.

Отказ в предоставлении земельного участка обжалован не был, и в последующем П.Н.Ф. не обращался в адрес Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с заявлением на получение земельного участка.

Обращение П.Н.Ф. с заявлением о предоставлении сведений из реестра муниципального имущества о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, неограниченных в обороте, в целях строительства индивидуального жилого дома в данном случае не свидетельствует о соблюдении названной процедуры.

Таким образом, оснований для выводов о нарушении прав истца действиями ответчика суд не усматривает, обязание ответчика предоставить земельный участок в судебном порядке, минуя административную процедуру требованиям законом не отвечает. Отказа Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в предоставлении истцу земельного участка в аренду без торгов материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска по заявленным основаниям и требованиям.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования П.Н.Ф. (СНИЛС , паспорт , выдан ОВД Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ об обязании предоставить земельный участок – оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2022 года

Дело № 2-2123/2022

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

28 июня 2022 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

при секретаре Демьянец С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.Н.Ф. к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация г. Ростова-на-Дону, Администрация Советского района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование исковых требований на то, что является инвалидом второй группы. Распоряжением Администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 28.03.2018 №127 он признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В целях реализации своего права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства 08.10.2021г. П.Н.Ф. обратился в Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении сведений из реестра муниципального имущества о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, неограниченных в обороте, в целях строительства индивидуального жилого дома. ДИЗО города Ростова-на-Дону в своем ответе от 09.11.2011г №59.30-25615/12 указало, что не наделено полномочиями по подбору земельных участков, рекомендовав обратиться за получением данной информации к размещенному на официальном сайте городской Думы и Администрации реестру муниципального имущества.

12.11.2021г. П.Н.Ф. обратился с заявлением в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с приложением всех предусмотренных Регламентом документов по вопросу предоставления земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов, расположенного по адресу: , в районе дома (кадастровый номер ).

Однако Департамент, рассмотрев заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов с кадастровым номером , отказал истцу. В своем отказе (№59.30-28380/14 от 10.12.2021г.), со ссылкой на п.п.1 п.7 ст.39.18 ЗК РФ, указал, что ранее поступило заявление о предоставлении в собственность без проведения торгов указанного земельного участка. К тому же в течение 30-ти дней со дня опубликования извещения поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе.

Первоочередное предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, исключает участие в аукционах. Тогда как ответчик отказывает П.Н.Ф. в предоставлении земельного участка в первоочередном порядке по причине поступления заявлений от иных граждан о намерении участвовать в аукционе, и сообщает, что в целях реализации Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» процедура проведения торгов предусматривает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов по месту нахождения земельного участка.

Таким образом, отказывая П.Н.Ф. в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> (в районе дома ) в виду объявленного аукциона, а также в предоставлении сведений из реестра муниципального имущества города Ростова-на-Дону о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, неограниченных в обороте, в целях строительства индивидуального жилого дома (тогда как эти сведения находятся в закрытом доступе), нарушает права и законные интересы П.Н.Ф., инвалида, признанного нуждающимся в жилом помещении, быть обеспеченным земельным участком в первоочередном порядке.

Отказывая П.Н.Ф. в предоставлении земельного участка в первоочередном порядке, ответчик не предложил альтернативные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для реализации инвалидом его права на земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

П.Н.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по
договору социального найма, согласно Распоряжению Администрации Советского района
г. Ростова-на-Дону от 28.03.2018 №127.

Предложение предоставить П.Н.Ф. в аренду земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства из реестра земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление земельных участков, относится к исключительной компетенции ДИЗО города Ростова-на-Дону. Однако, ДИЗО не предложил П.Н.Ф. земельный участок, предназначенный для первоочередного или внеочередного предоставления гражданам, тем самым лишил П.Н.Ф. права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке.

Таким образом, П.Н.Ф., являющемуся инвалидом второй группы создаются незаконные препятствия в реализации его законных прав, а также создают ситуацию, при которой инвалид не может получить земельный участок по закону.

С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просил обязать Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону предоставить П.Н.Ф. на праве аренды земельный участок в первоочередном порядке в границах города Ростова-на-Дону, без проведения торгов, с видом разрешённого использования для индивидуального жилищного строительства площадью не менее 600 кв.м.

П.Н.Ф. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен. Дело рассмотрено в отсутствии истца в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Представитель Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание после перерыва не явился, ранее в своих пояснениях просила оставить исковые требования без удовлетворения. Дело продолжено в его отсутствии в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Представитель истца в лице адвоката Б.Д.М., в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Просил удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представитель Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в лице Б.С.А., действующей на основании доверенности в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону в лице Ш.А.А., действующей на основании доверенности в судебное заседание явилась, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 указанного Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован ст. ст. 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Право инвалидов на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлено положениями ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).

Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного Закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. (Аналогичное положение содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 сентября 2014 года).

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. Исходя из положений приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что П.Н.Ф. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 №4388109. Решением Администрации Советского района города Ростова-на-Дону П.Н.Ф. признан малоимущим для признания нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о чем издано Распоряжение от 28.03.2018г. № 127.

Таким образом, П.Н.Ф. являясь инвалидом, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в связи с этим на учет.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из пункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в статье 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с «Положением о Департаменте имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону», утвержденным Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года № 138 «Об утверждении «Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по проведению единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону.

В соответствии с п. 2.3. указанного положения Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону осуществляет функции (услуги) в сфере имущественно-земельных отношений - предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На территории г. Ростова-на-Дону действует административный регламент N АР-301-20 муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов", утвержденный Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.01.2016 N 65, который регламентирует право предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в аренду без проведения торгов.

Правом на получение муниципальной услуги обладают заявители, имеющие право на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов, указанные в приложении N 2 к административному регламенту.

В соответствии с указанным приложением, к числу указанных лиц относятся инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). К числу данных лиц относится и П.Н.Ф.

Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления вышеназванной муниципальной услуги.

В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону», Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону не наделен полномочиями по подбору земельных участков.

В силу требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.

Положениями ст. 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 данного Кодекса способами, причем данная норма содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Порядок реализации прав П.Н.Ф. на получение земельного участка в соответствии с требованиями подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае подлежит в заявительном порядке согласно административного регламента N АР-301-20 муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов".

Ранее, П.Н.Ф. обращался в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении земельного участка.

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 609 от 17.07.2019 «О предварительном согласовании предоставления П.Н.Ф. в аренду земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , истцу предварительно согласован в аренду земельный участок площадью 359 кв.м., расположенный по адресу; <адрес>.

Как следует из письма Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 03.10.2019г., направленного в адрес истца, вышеуказанный земельный участок расположен в границах утвержденной документации по планировке территории для размещения линейного объекта: <адрес> (1 этап), утвержденной постановлением Администрации города от 15.08.2019 за №706.. Названный земельный участок находится в границах территории, предусмотренной для строительства 2 этапа, то есть документально подтверждено, что на испрашиваемом земельном участке документами территориального планирования территории предусмотрено размещение на земельном участке с КН объекта местного значения. В этой связи, П.Н.Ф. отказано в оказании муниципальной услуги, согласно п.п.16 п.2.9.2 Регламента.

Отказ в предоставлении земельного участка обжалован не был, и в последующем П.Н.Ф. не обращался в адрес Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с заявлением на получение земельного участка.

Обращение П.Н.Ф. с заявлением о предоставлении сведений из реестра муниципального имущества о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, неограниченных в обороте, в целях строительства индивидуального жилого дома в данном случае не свидетельствует о соблюдении названной процедуры.

Таким образом, оснований для выводов о нарушении прав истца действиями ответчика суд не усматривает, обязание ответчика предоставить земельный участок в судебном порядке, минуя административную процедуру требованиям законом не отвечает. Отказа Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в предоставлении истцу земельного участка в аренду без торгов материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска по заявленным основаниям и требованиям.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования П.Н.Ф. (СНИЛС , паспорт , выдан ОВД Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ об обязании предоставить земельный участок – оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

2-2123/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Проценко Николай Филиппович
Ответчики
ДИЗО г. Ростов-на-Дону
Другие
Администрация г. Ростова-на-Дону
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Козлова Людмила Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.ros.sudrf.ru
27.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2022Передача материалов судье
28.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2022Подготовка дела (собеседование)
11.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022Дело оформлено
10.08.2022Дело передано в архив
28.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее