БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0006-01-2022-001002-73 33-4363/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«12» сентября 2023 года г.Белгород
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
- председательствующего Переверзевой Ю.А.,
- судей Фурмановой Л.Г., Никулиной Я.В.,
- при секретаре Елисеевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скурятиной Марины Вячеславовны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении в специальный стаж периода работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии
по апелляционным жалобам Скурятиной Марины Вячеславовны, Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области
на решение Волоконовского районного суда Белгородской области от 10 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Скурятина М.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что она обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (далее по тексту - ОСФР по Белгородской области) с заявлением о разъяснении льготного трудового стажа и срока назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
19.01.2022 г. пенсионным органом ей дан ответ, согласно которому оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не установлено, ввиду недостаточности необходимого стажа медицинской выслуги. При этом в льготный стаж по указанному основанию не были включены следующие периоды ее работы в должности медработника - массажиста в УСЗН администрации муниципального района «Волоконовский район» с 14.09.1995 г. по 01.09.1997 г., в должности медсестры с 23.01.2001 г. по 01.08.2013 г. в пансионате временного пребывания для ветеранов войны и труда и с 01.08.2013 г. по 01.01.2022 г. в той же должности в пансионате временного пребывания для ветеранов войны и труда Волоконовского отдела социальной защиты населения администрации Волоконовского района (МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района»).
Считает, отказ пенсионного органа во включении в льготный стаж указанных выше периодов ее работы незаконным по следующим основаниям. С 14.09.1995 г. она работала в должности массажиста в пансионате временного пребывания ветеранов войны и труда Волоконовского отдела УСЗН администрации Волоконовского района, который 23.09.2008 г. был переименован в МУСО «Геронтологический центр», а 14.01.2011 г. данное учреждение реорганизовано в МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района», при этом должность медицинской сестры по массажу тождественна должности медицинский работник - массажист и включена в список должностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» имело лицензию на осуществление медицинской деятельности. В течение спорного периода работы она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в организации здравоохранения, организационно - правовая форма которой впоследствии менялась, но не изменялся характер выполняемой ей работы.
В связи с чем, просила обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области включить указанные периоды работы в специальный страховой стаж для льготного назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской (лечебной) деятельностью с исчислением стажа как год работы за год и три месяца.
Решением Волоконовского районного суда Белгородской области от 10.01.2023 г. заявленные Скурятиной М.В. исковые требований удовлетворены частично, постановлено: обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области включить в специальный страховой стаж Скурятиной М.В. для льготного назначения трудовой пенсии по старости период ее работы в должности медицинской сестры в МУСО «Геронтологический центр» с 30.04.2009 г. по 28.12.2010 г., в остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Белгородской области просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части иска Скурятиной М.В. со ссылкой на то обстоятельство, что период работы истицы в должности медицинской сестры в МУСО «Геронтологический центр» с 30.04.2009 г. по 28.12.2010 г. не являлся спорным, ввиду того, что в иске Скурятина М.В. указала на включение пенсионным органом указанного периода в льготный стаж.
Также апелляционная жалоба принесена истицей Скурятиной М.В., которая просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных ею требований о включении в льготный стаж по лечебной деятельности периодов ее работы в должности медсестры МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» с 14.09.1995 г. по 01.09.1997 г., с 23.01.2001 г. по 29.04.2009 г. и с 29.12.2010 г. по 01.01.2022 г., принять по делу новое решение об удовлетворении иска в указанной части. В обоснование жалобы указала, что она осуществляла трудовую деятельность по должности медицинской сестры, которая подпадает под действие Списка № 781, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.200 г. «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В спорные периоды ее трудовая деятельность протекала в одном учреждении - ныне МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района». При этом, часть периодов ее работы пенсионный орган включил в льготный стаж, а в удовлетворении спорных периодов было отказано по причине несоответствия наименования указанного учреждения наименованиям учреждений, предусмотренных названным Списком, что по ее мнению является незаконным.
В судебное заседание стороны третье лицо по делу - представитель МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района», будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени слушания дела, не явились, о причине неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении дела слушанием при наличии на то уважительных причин, не представили.
Направленное в адрес истицы посредством почтовой связи судебное извещение получено адресатом 10.08.2023 г. Ответчик и третье лицо по делу извещены в соответствии с ч.2.1 ст.113 ГПК РФ посредством размещения информации о движении дела на сайте суда.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в отсутствие сторон и третьего лица по делу.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах сторон, приходит к следующим выводам.
В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу 01.01.2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч.1.1 настоящей статьи;
Аналогичные положения содержались в ст.7, п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст.30, 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п. «н» п.1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Список № 781 от 29.10.2002 г.);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно (далее по тексту - Список № 1066 от 22.09.1999 г.);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз.4, 5 п.2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно (далее по тексту - Список № 464 от 06.09.1991 г.);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществляющие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 1920-О, от 28.03.2017 г. № 514-О).
Пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в частности следует из трудовой книжки истицы (том 1 л.д.182-185), в период с 14.09.1995 г. по 01.09.1997 г. Скурятина М.В. работала в качестве массажиста в Территориальном центре социального обслуживания пенсионеров Волоконовского отдела социальной защиты населения администрации Волоконовского района, с 23.01.2001 г. по 01.08.2013 г. - в должности медицинской сестры Пансионата временного пребывания для ветеранов войны и труда отдела социальной защиты населения администрации Волоконовского района, с 01.08.2013 г. по 01.01.2022 г. в должности медицинской сестры по физиотерапии в МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района».
Материалами дела установлено, что постановлением главы администрации Волоконовского района № 583 от 01.07.2008 г. Пансионат временного пребывания для ветеранов войны и труда переименован в Муниципальное учреждение социального обслуживания «Геронтологический центр», постановлено считать утратившим силу постановление Волоконовского района Белгородской области № 241 от 01.07.1998 г. «Об утверждении Устава Пансионата временного пребывания для ветеранов войны и труда», в соответствии с постановлением администрации Волоконовского района Белгородской области № 650 от 28.12.2010 г. указанное Учреждение переименовано в Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района». 09.09.2015 г. МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» переименовано в Муниципальное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» (постановление главы администрации Волоконовского района Белгородской области № 213 от 09.09.2015 г.) (том 1 л.д.92, 105, 117).
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения, засчитывается работа только в учреждениях здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждениях.
При этом указанное постановление № 464 от 06.09.1991 г. не раскрывает, какие учреждения относятся к учреждениям здравоохранения и санитарно-эпидемиологическим.
В соответствии с п.32 Списка № 1066 от 22.09.1999 г. в перечне учреждений предусмотрены учреждения социального обслуживания, среди которых пансионаты временного пребывания для ветеранов войны и труда, а также центры социального обслуживания пенсионеров, не поименованы. В разделе наименование должностей, должность «массажист» также отсутствует.
Пунктом 1 Правил от 22.09.1999 г. предусмотрено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком № 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности. В данном перечне пансионаты временного пребывания для ветеранов войны и труда и центры социального обслуживания пенсионеров также не значатся.
В соответствии с письмом от 29.09.2000 г. Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации № 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава Российской Федерации от 03.11.1999 г. № 395, в которой такие учреждения как «центр социального обслуживания пенсионеров», «пансионат временного пребывания для ветеранов войны и труда» и должность «массажист» также не поименованы.
Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, действующий с 01.01.2002 г. по настоящее время, в разделе «наименование учреждений» пункт 31 предусматривает «учреждения социального обслуживания», среди которых центры социальной помощи семье и детям не указаны.
Пункт 6 Правил от 29.10.2002 г. предусматривает, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями (воинских частей).
Таким образом, из изложенного следует, что указанные Списки не предусматривают возможность зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в центрах социального обслуживания. Кроме того, должность «массажист» также не предусмотрена в наименованиях должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусмотренных Списками № 1066 и № 781.
Пунктом 32 Списка от 22.09.1999 г. № 1066, в разделе «наименование учреждений» поименованы следующие учреждения социального обслуживания: - социальный приют для детей и социальный приют для детей и подростков; - реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом - интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; дом - интернат для умственно отсталых детей; дом - интернат для детей физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью.
Между тем МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» к указанным учреждениям в спорные периоды работы истицы не относился.
Центры социального обслуживания населения, пансионаты временного пребывания для ветеранов войны и труда и дома-интернаты для престарелых и инвалидов являются различными видами учреждений. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы истицы, схожесть функций не дает суду основания для вывода об их тождественности.
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных учреждений и расширять перечень учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Более того, согласно п.1 Типового положения о доме престарелых и инвалидов, утвержденного постановлением Государственного комитета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20.06.1978 г. № 202, дом для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
Согласно п.1 Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978 г. № 145, и разработанного во исполнение Типового положения о доме для престарелых и инвалидов, являющегося приложением к постановлению Госкомтруда СССР от 20.06.1978 г. № 202, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В зависимости от контингента проживающих дома-интернаты подразделяются на дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет и «Пансионат ветеранов труда».
Согласно классификации учреждений социального обслуживания, предусмотренной национальным стандартом, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. № 535-ст, дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда определен как специализированное учреждение, предназначенное для проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Согласно письму Минтруда Российской Федерации от 05.01.2003 г. № 30-ГК «О Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» к стационарным учреждениям (отделениям) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относятся дома-интернаты (пансионаты) для престарелых и инвалидов и дома-интернаты (пансионаты) для ветеранов войны и труда.
Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1-й и 2-й групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Геронтологический центр - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществляет научно-практическую и организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии, а также проводит работу по повышению квалификации кадров стационарных учреждений социального обслуживания.
Геронтопсихиатрический центр - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществляет научно-практическую работу в области психиатрии у лиц старших возрастных групп и проводит работу по повышению квалификации работников психоневрологических домов-интернатов.
Как следует из Устава пансионата временного пребывания для ветеранов войны и труда № 883 от 19.11.2004 г., Устава пансионата временного пребывания для ветеранов войны и труда № 38 от 11.01.2008 г. (том 1 л.д.85-91), учреждение создано для следующих целей: - обеспечение временного проживания на срок до 24 дней; - предоставление медицинского обслуживания и проведение культурно-массовых мероприятий; - обеспечение 3-разового питания в отделении с ночным пребыванием и одноразового питания в дневном отделении. Зачисление в пансионат производится на основании личного заявления, медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствия противопоказаний к принятию на обслуживание, которыми являются: - наличие у пенсионеров и инвалидов, в том числе тяжелых форм заболеваний.
Из указанного следует, что территориальный центр социального обслуживания пенсионеров, пансионата временного пребывания для ветеранов войны и труда не относится к стационарным учреждениям (отделениям) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, был предназначен для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, или являлся интернатом. МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района» не является медицинским учреждением, либо его структурным подразделением, находится в ведение УСЗН администрации Волоконовского района.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения периодов оспариваемых истицей периодов работы (с 14.09.1995 г. по 01.09.1997 г., с 23.01.2001 г. по 29.04.2009 г., с 29.12.2010 г. по 01.01.2022 г.) в специальный стаж по медицинской деятельности.
В связи с регистрацией обращения Скурятиной М.В., пенсионным органом была проведена проверка МБСУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Волоконовского района, в ходе которой установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-31-01000314, была выдана учреждению МУСО «Геронтологический центр» 30.04.2009 г., до указанной даты лицензия на осуществление медицинской деятельности в Учреждении отсутствовала, что также исключает включение в льготный стаж истицы по медицинской деятельности вышеуказанных оспариваемых ею периодов работы.
При этом, учитывая, что должность истицы в период работы с 30.04.2009 г. по 28.12.2010 г. «медицинская сестра» и наименование учреждения «геронтологический центр» (раздел учреждения социального обслуживания населения) поименованы в Списке от 29.10.2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по включению в специальный стаж истицы для льготного назначения страховой пенсии по старости.
Доводы ответчика о том, что в иске Скурятина М.В. указала на зачет указанного периода пенсионным органом в досудебном порядке и, что в возражениях на иск (вх.№ 3738 от 20.12.2022 г.) ответчик указывал на это обстоятельство, что давало суду основания для отказа в удовлетворении иска в указанной части, подлежит отклонению как несостоятельный.
Как следует из искового заявления Скурятиной М.В., ею заявлено требование о возложении на ответчика обязанности включить в льготный стаж, в том числе указанный период работы. В вышеуказанных возражениях на исковое заявление Скурятиной М.В. (том 1 л.д.69-70), ОФСР по Белгородской области указано, что период работы истицы в МУСО «Геронтологический центр» с 30.04.2009 г. по 28.12.2010 г. (дата реорганизации МУСО «Геронтологический центр» в МУ «Комплексный центр обслуживания населения Волоконовский район») может рассматриваться в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. При этом ответчиком не указано на факт включения указанного периода работы истицы в специальный стаж и не представлено документального подтверждения этого факта, в связи с чем, суд обоснованно разрешил спор в пределах заявленных истицей требований.
Таким образом, на основании вышеизложенного судебная коллегия полностью соглашается с приведенными в решении суда первой инстанции выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке, представленных по делу доказательств, и соответствуют нормам права, подлежащим применению в данном случае. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ и доводами апелляционных жалоб сторон по делу не опровергается; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно; нарушений норм процессуального закона, не допущено.
В целом доводы апелляционных жалоб сторон повторяют основания заявленных истицей требований и возражений ответчика на иск, между тем, обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в жалобах не приведено. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В связи с чем, оснований для отмены оспариваемого решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Волоконовского районного суда Белгородской области от 10 января 2023 года по делу по иску Скурятиной Марины Вячеславовны (СНИЛС №)к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ИНН №) о включении в специальный стаж периода работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии оставить без изменения, апелляционных жалобы Скурятиной М.В., ОСФР по Белгородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Волоконовский районный суд Белгородской области.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28.09.2023 г.
Председательствующий
Судьи