Решение по делу № 2а-4886/2017 от 22.09.2017

Дело № 2-4884/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2017 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., с участием представителя административного истца помощника прокурора Центрального района г. Читы Малявко Н.С.., представителя административного ответчика Лоншакова Д.А., действующего на основании доверенности от 28.06.2017 и диплома ВСВ 1342025 от 19.06.2006, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административные дела по исковым заявлениям Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванными исками в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведенной проверки соблюдения ветеринарного законодательства при эксплуатации скотомогильников (биотермических ям) установлено, что на территории сельского поселения «Капцегайтуйское», «Соктуй-Милозанкое», «Ковылинское» и «Юбилейнинское» Краснокаменского района Забайкальского края имеются скотомогильники. На балансе администрации поселения данные скотомогильники не состоят, в связи с чем, контроль за их техническим состоянием в соответствии ветеринарно – санитарным нормам и правилам не осуществляется. Указанные скотомогильники (биотермическая яма) не соответствуют предъявляемым ветеринарно – санитарным требованиям. Скотомогильник на территории сельского поселения «Капцегайтуйское» расположен в 3 км на северо - восток от с. Капцегайтуйское Краснокаменского района Забайкальского края. Ширина скотомогильника составляет 2м, длина 5м, глубина 1 м. Общая площадь составляет около 20 кв.м. Скотомогильник расположен на сухом возвышенном участке земли. Скотомогильник территории сельского поселения «Соктуй-Милозанкое», расположен в 7 км на запад от с. Сокту - Милозан Краснокаменского района Забайкальского края, GPS координаты по 4 точкам: правый нижний угол: N -50°00.605"; Е 117°49.929"; левый нижний угол: N -50°00.606"; Е 117°49.926"; левый верхний угол: N -50°00.612"; Е 117°49.931"; правый верхний угол: N -50°00.612"; Е 117°49.836". Высота в разных точках – 826-827 м. Ширина скотомогильника составляет 5м, длина 10м, глубина 1,5 м. Общая площадь составляет около 50 кв.м. Скотомогильник расположен на сухом возвышенном участке земли. Скотомогильник на территории сельского поселения «Ковылинское» расположен в 2 км на юго - восток от с. Ковыли Краснокаменского района Забайкальского края, GPS координаты по 4 точкам: правый нижний угол: N -50°22.325"; Е 117°38.259"; левый нижний угол: N -50°22.328"; Е 117°38.254"; левый верхний угол: N -50°22.314"; Е 117°38.225"; правый верхний угол: N -50°22.314"; Е 117°38.232". Высота в разных точках – 696-697 м. Ширина скотомогильника составляет 1,8м, длина 8м, глубина 1м. Общая площадь составляет около 30 кв.м. Скотомогильник расположен на сухом возвышенном участке земли. Скотомогильник территории сельского поселения «Юбилейнинское» расположен в 3 км на северо – восток от пос. Юбилейный Краснокаменского района Забайкальского края, GPS координаты по 4 точкам: правый нижний угол: N -50°15.341"; Е 118°23.253"; левый нижний угол: N -50°15.343"; Е 118°23.262"; левый верхний угол: N -50°15.331"; Е 118°23.263"; правый верхний угол: N -50°15.331"; Е 118°23.254". Высота в разных точках – 670-676 м. Земельный участок отведен для целей размещения скотомогильника постановление Главы сельского поселения «Юбилейнинское» от 19.07.2009 № 30 «Об установлении мест расположения скотомогильников на территории сельского поселения «Юбилейнинское» муниципального района «Город Краснкаменск и Краснокаменского района» Забайкальского края. Ширина скотомогильника составляет 5м, длина10м, глубина 1м. Общая площадь составляет около 50 кв.м. Скотомогильник расположен на сухом возвышенном участке земли. Предупреждающих о запрете земляных работ аншлаги отсутствуют, ограждений нет. Вала из вынутого грунта, траншеи по периметру скотомогильников нет. Стены ям не укреплены, навес над ямой отсутствует. Перед въездом на его территорию отсутствует коновязь для животных. Помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов нет. В ямах присутствуют разлагающиеся останки сельскохозяйственных животных, по периметру прилегающей территории находятся костные останки неизвестного происхождения, трупы коров. Наблюдается запах гниения. Эксплуатация указанных скотомогильников может повлечь загрязнение почв, подземных поверхностных вод, а также привести к массовому заражению животных и соответственно, распространению инфекционных заболеваний среди населения сельских поселений «Капцегайтуйское», «Соктуй-Милозанкое», «Ковылинское» и «Юбилейнинское» и близлежащих населенных пунктов Краснокаменского района. С учетом изложенного, прокурор просит суд обязать Правительство Забайкальского края в срок до 01.11.2017 года принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильников, расположенных в сельских поселениях «Соктуй-Милозанкое», «Ковылинское» и «Юбилейнинское» Краснокаменского района и в срок до 01.01.2018 принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильника, расположенного в сельском поселении «Капцегайтуйское», в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2-х метров; с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0,8 – 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта, установить над биотермическими ямами навесы, защищающие от попадания атмосферных осадков в ямы, оборудовать емкости запирающимися крышками, при подъезде к скотомогильникам установить предупреждающие аншлаги.

В ходе рассмотрения дела вынесены определения от 13.11.2017 о переходе рассмотрения данных дел по правилам КАС РФ.

На основании ст. 136 КАС РФ по ходатайству стороны административного ответчика и с согласия представителя административного истца, указанные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исков, представив письменные возражения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дел, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право прокурора на обращение в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации закреплено в статье 39 КАС РФ.

На основании положений статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст.21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно пунктам 1.2, 1.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 года №13-7-2/469 (далее – Ветеринарно-санитарные правила) биологическими отходами являются трупы животных и птиц. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

В силу пунктов 5.6, 5.7, 5.8, 5.10 Ветеринарно-санитарных правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

Из материалов дела следует, что Краснокаменской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и ветеринарного законодательства в части сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Краснокаменского района Забайкальского края. В ходе проверки установлено, что на территории сельских поселений «Капцегайтуйское», «Соктуй-Милозанкое», «Ковылинское» и «Юбилейнинское» Краснокаменского района Забайкальского края находятся действующие скотомогильники, не соответствующие действующему ветеринарному и санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Из актов проверок следует, что возле скотомогильников предупреждающих о запрете земляных работ аншлаги отсутствуют, ограждений нет. Вала из вынутого грунта, траншеи по периметру скотомогильников нет. Стены ям не укреплены, навес над ямой отсутствует. Перед въездом на его территорию отсутствует коновязь для животных. Помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов нет. В ямах присутствуют разлагающиеся останки сельскохозяйственных животных, по периметру прилегающей территории находятся костные останки неизвестного происхождения, трупы коров. Наблюдается запах гниения. Таким образом, при содержании скотомогильников нарушены пункты 5.6, 5.7, 5.8, и 5.10 Ветеринарно-санитарных правил. Данные обстоятельства стороной административного ответчика не опровергнуты.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу пп.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральной закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ не предусматривает, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников (биотермических ям) возложена на субъект РФ.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ от имени субъекта РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, а именно органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края – Правительство Забайкальского края распоряжается и управляет собственностью Забайкальского края в силу положений п. 13 Положения о Правительстве Забайкальского края.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников возложена именно на Правительство Забайкальского края.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что дальнейшее несоблюдение требований федерального законодательства может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций, распространению заболеваний, что в свою очередь отрицательно может отразиться на жизни и здоровье неопределенного круга лиц и, прежде всего, на населении Краснокаменского района Забайкальского края, приграничное положение которого усугубляет риск возникновения на территории болезней, общих для человека и животных, в связи с чем считает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по приведению скотомогильников (биотермических ям) в соответствие требованиями действующего законодательства подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 227 КАС РФ, при удовлетворении административного иска и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

Исходя из характера работ, необходимости определенных финансовых и временных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения ответчиком обязанности по приведению скотомогильников (биотермических ям) в соответствие требованиями действующего законодательства до 01.05.2018 года, и в месячный срок после исполнения настоящего решения возложить обязанность на административного ответчика сообщить об этом Краснокаменскому межрайонному прокурору Забайкальского края

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

требования Краснокаменского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.

Обязать Правительство Забайкальского края в срок до 01.05.2018 года принять меры по предупреждению болезней, общих для человека и животных, путем приведения скотомогильников, расположенных в сельских поселениях «Юбилейнинское», «Капцегайтуйское», «Соктуй-Милозанкое», «Ковылинское» Краснокаменского района в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами и санитарно-эпидемиологическими правилами, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2-х метров; с внутренней стороны забора по всему периметру ограничить траншеей глубиной 0,8 – 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта, установить над биотермическими ямами навесы, защищающие от попадания атмосферных осадков в ямы, оборудовать емкости запирающимися крышками, при подъезде к скотомогильникам установить предупреждающие аншлаги.

Обязать Правительство Забайкальского края в месячный срок после исполнения настоящего решения направить в адрес Краснокаменского межрайонного прокурора Забайкальского края уведомление об исполнении настоящего решения.

Решение суда может быть обжаловано, опротестовано в течение одного месяца со дня изготовления его мотивированного текста в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.

Мотивированный текст изготовлен 27.11.2017.

Судья                                       И.Н. Филиппова

2а-4886/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Краснокаменский межрайонный прокурор
Ответчики
Правительство Заб.края
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
22.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2017Передача материалов судье
25.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2017(Вид производства изменен на "административное")
13.11.2017[Адм.] Судебное заседание
22.11.2017[Адм.] Судебное заседание
22.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее