Судья Прохоров А.Ю.
№
10RS0№-35
№ (2-416/2022)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ К..
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 мая 2023 г. |
(.....) |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики К.. в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Касянчук Е.С., Мишеневой М.А.
при секретаре Волынцевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Пряжинского района на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 12 января 2023 г. по иску прокурора Пряжинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пряжинского национального муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пряжинского района обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства был установлен объект транспортной инфраструктуры с асфальтированным (2,4 км) и грунтовым (3,6 км) покрытием, отвечающий признакам дороги, расположенный между участком автомобильной дороги (.....). До настоящего времени данная дорога как объект дорожной инфраструктуры на учет не поставлена, не приведена в соответствие с требованиями ГОСТ 52766-2007. Администрацией Пряжинского национального муниципального района не приняты меры для постановки вышеуказанного участка дороги на учет в качестве бесхозяйного имущества. Уточнив исковые требования, прокурор просил обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района принять надлежащие меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества участка дороги, расположенного между участком автомобильной дорогой (.....), с асфальтированным покрытием (2,4 км) в срок до 01.06.2023, обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанного участка дороги.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Пряжинского городского поселения, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ООО "Русский Л. А.", ООО "Спецконструкция", СНТ "Хвойный", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен прокурор Пряжинского района, в апелляционном представлении просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование представления ссылается на доводы, аналогичные изложенным в иске.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Калашников А.В. апелляционное представление по изложенным в нем доводам поддержал.
Представитель администрации Пряжинского национального муниципального района Таничева Ю.В., действующая на основании доверенности, по доводам жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные, участвующие в деле лица, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Частями 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, в силу п. 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела прокуратурой Пряжинского района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что между участком автомобильной дороги (.....) имеется дорога протяженностью порядка 6 км, её асфальтированная часть составляет 2,4 км.
Обращаясь с настоящим иском, прокурор Пряжинского района указал, что данная дорога является единственным подъездом к СНТ "Хвойный", при этом указанный участок дороги не состоит на балансе муниципалитета как объект дорожной инфраструктуры, в соответствие с требованиями ГОСТ 52766-2007 дорога не приведена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции установил, что спорный участок дороги с асфальтовым покрытием протяженностью 2,4 км расположен между автомобильной дорогой (.....) и земельным участком с кадастровым номером №, который находится в аренде ООО "Спецконструкция" по договору от 21.12.2021 №. При этом, доказательств того, что такой участок дороги представляет собой автомобильную дорогу общего пользования местного значения, то есть является объектом транспортной инфраструктуры, материалы дела не содержат. Кроме того, из материалов дела не следует, что спорный участок дороги расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, из которых может быть сформирован участок для автомобильной дороги, а также что указанный участок является частью автомобильной дороги общего пользования. Также суд пришел к выводу, что предъявление прокурором Пряжинского района настоящего иска не приведет к защите прав неопределенного круга лиц.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактически установленных обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, получившими надлежащую оценку.
Обращаясь в суд с иском в первоначальной редакции, прокурор просил суд обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района обратиться в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильной дороги протяженностью 6 км от СНТ "(...)" до автомобильной дороги (.....). Впоследствии, уточнив исковые требования, прокурор просил суд обязать ответчика совершить указанные действия только в отношении части указанной дороги протяженностью 2,4 км с асфальтированным покрытием, которая до СНТ "(...)" не ведет, в связи с чем вывод о том, что предъявлением таких требований осуществляется защита прав неопределенного круга лиц, включая членов СНТ "(...)", сделан быть не может.
Данный участок расположен между автомобильной дорогой Р 21 "Кола" и земельным участком из земель лесного фонда с кадастровым номером №, предоставленным в аренду ООО "Стройконструкция" по договору от 21.12.2021 № сроком до 31.12.2045 г. для добычи гравийно-песчаного материала. Предприятие осуществляет разработку песчано-гравийного месторождения, работы относятся к опасному производству и требуют соблюдения техники безопасности. Общество использует указанную дорогу для подъезда к карьеру, обеспечивает её надлежащее состояние.
Частично указанная дорога расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером № (земли лесного фонда), что следует из информации, предоставленной по запросу суда апелляционной инстанции Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.05.2023, прокуратурой Пряжинского района от 19.05.2023.
Учитывая изложенное, положения ст.ст. 8, 13 Лесного кодекса РФ, спорная автомобильная дорога не может быть принята в муниципальную собственность.
Поскольку доводы апелляционного представления, по сути, выражают несогласие прокурора с оценкой доказательств по делу, выполненных судом первой инстанции, однако, оснований для переоценки таких доказательств судебная коллегия не усматривает, неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права судом не установлено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 12 января 2023 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи